Торжественное вступление Лжедмитрия 1 в Москву.
Торжественное вступление Лжедмитрия 1 в Москву. «20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно. Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, долее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иванович, спасённый Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России». 1 О каком событии идёт речь в документе? 2 Кто составлял свиту Лжедмитрия? Подтвердите свой ответ текстом документа. 3 Как приветствовал народ Лжедмитрия? Найдите и зачитайте строчки документа, где об этом сказано
Из Хронографа 1617 года «Был он не из славного рода, не из знатного, но из последних людей служилых, из числа детей боярских. Был же он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал всё, что прочел в книгах, однако не на благо всё это, ибо нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду очень невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой, и полон всякой хитрости и коварства, и беснования, а ядом подобен скорпиону, дышащему смертью, который взглядом убивает многих. Многие говорили о нём, что уподобился он во всём –и нравом и делами – скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшему и хвалившемуся, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие и святыни Христовы изничтожит. Но не допустила сила Христова, чтобы так свершилось».
Н. М. Карамзин. «История государства Российского». «Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиранства, Лжедмитрий старался угодить ей и благодеяниями общими: удвоил жалованье сановникам и войску; велел заплатить все долги казённые Иоаннова царствования, отменил многие торговые и судные пошлины; строго запретил всякое мздоимство и наказал многих судей бессовестных; обнародовал, что в каждую среду и субботу будет сам принимать челобитные и жалобщиков на Красном крыльце. Он издал также достопамятный закон о крестьянах и холопах: указал всех беглых возвратить вотчинникам и помещикам кроме тех, которые ушли во время голода, бывшего в Борисово царствование, не имев нужного пропитания, объявил свободными слуг, лишенных воли насилием, без крепостей, внесённых в государственные книги. Чтобы оказать доверенность к подданным, Лжедмитрий отпустил своих иноземных телохранителей и всех ляхов (поляков), дав каждому из них награду за верную службу по сороку злотых деньгами и мехами, но тем не удовлетворил их корыстолюбие; они не выезжали из Москвы, жаловались и пировали» 1 Как характеризуется в документе самозванец? Зачитайте строки из текста документа, где об этом сказано. 2 Чем вы можете объяснить именно такое отношение к Лжедмитрию 1?
Из сочинения В. О. Ключевского. «Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во всё, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрёл широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве.
Но сам Лжедмитрий смотрел на себя совсем иначе, он держался как законный, природный царь, вполне уверенный в своём царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не подметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом. Он был убеждён, что и вся земля смотрит на него точно так же» 1 Как характеризует В. О. Ключевский Лжедмитрия как государственного деятеля? Найдите в тексте документа строки, где об этом сказано. 2 Был ли Лжедмитрий сильным государственным деятелем?
«Как бы то ни было, но не усидел он на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть орудием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во лаве. Но временами он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видели, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но он это делал вежливо, безобидно». 1 В чем историк видит причины падения самозванца? Подтвердите своё мнение текстом документа. 2 Согласны ли вы с точкой зрения историка?
«Однако главная причина его падения была другая. Её высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца князем В. Шуйским. На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды (недаром Борис как только услыхал о появлении самозванца, прямо сказал боярам, что это их рук дело). Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою; романовский кружок сделал первое дело (то есть «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с князем В. И. Шуйским во главе исполнил второй акт». 1 О какой причине падения самозванца идёт речь в документе? 2 Почему, по мнению историка, она главная? Приведите строки из документа, где об этом сказано. 3 Согласны ли с мнением историка, что Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»? Свой ответ дополните примером из текста документа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|