Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины




 

Важнейшим направлением развития современной российской государственности является противодействие коррупции в органах власти и управления. Идет поиск путей наиболее эффективного участия в данной работе прокуратуры, полиции, спецслужб, органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, общественных организаций и граждан.

Специфика курса «Противодействие коррупции» определяется тем обстоятельством, что без знания его основ, невозможно обеспечить реализацию принципа неотвратимости наказания и реальную защиту жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности и правопорядка от преступных посягательств.

Изучение курса должно развивать у студентов умение самостоятельно
и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.

В преподавании учебной дисциплины «Противодействие коррупции» целесообразно использовать следующие образовательные технологии:

1. Информационно-коммуникативная.

2. Исследовательская.

3. Игровые технологии.

4. Проектная.

5. Технология проблемного обучения.

6. Групповые технологии.

7. Дифференцированные.

8. Рефлексивная.

9. Технология сотрудничества.

10. «Круглый стол» с участием сотрудников и ветеранов правоохранительных органов.

Следует использовать идеи развивающего и дифференцированного подхода, основная цель которых – создание оптимальных условий для студентов
к овладению навыками анализа, процессов и явлений, происходящих в сфере противодействия коррупции, прогнозирование дальнейших направлений мутации коррупции и адекватных мер противодействия со стороны государства
и общества.

Для развития у магистрантов способности понимать обусловленность явлений и процессов, происходящих в сфере противодействия коррупции, навыков критического анализа методов получения информации, умения определить собственную позицию по отношению к окружающей реальности в рамках действующего законодательства, используются следующие образовательные технологии:

– традиционная лекция, сочетающая преподнесение теоретического материала с самостоятельной групповой работой студентов в компьютерном классе;

– «диагональная схема» занятия, предполагающая дифференцированное обучение;

– практические занятия с использованием материалов и документов
на основе самостоятельной работы студентов;

– использование материалов мультимедийного обеспечения для творческой работы студентов над рефератом или курсовой работой;

– проведение различных видов опроса и контроля знаний студентов;

– коррекционная работа по совершенствованию знаний.

Большое значение в процессе освоения учебной дисциплины «Противодействие коррупции» придается информационно-коммуникативной деятельности студентов, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных информационных системах, отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации в соответствии с поставленной целью, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной деятельности.

Студентам предлагается исследовательская проектная работа с использованием Интернет-ресурсов. Доступность любых информационных ресурсов способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. При разработке Web-ресурсов студенты могут выступать как разработчики проекта, они учатся анализировать информацию, работать
в группе, участвовать в различных конференциях, создавать мультимедийные презентации, получают опыт публичных выступлений.

Особое внимание уделяется использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ), с помощью которых студенты проводят поисковую работу, проверочные работы, использует тесты базового и профильного уровней. Использование ИКТ позволяет формировать культурные, учебные, коммуникативные, исследовательские, проектировочные, рефлексивные, интеллектуальные и другие компетентности студентов.

К участию в практических занятиях, проводимых в форме «круглого стола», привлекаются сотрудники контрразведывательных и оперативно-розыскных органов, ветераны правоохранительных органов, которые могут дать разъяснения по вопросам, интересующим студентов.

Все лекции и более 80 % практических занятий обеспечиваются мультимедийным сопровождением и проходят в интерактивной форме.

Использование образовательных технологий способствует обеспечению дифференцированного подхода к каждому студенту, помогает развитию его личности с учетом склонностей, способностей и интересов. В целом это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного студента, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

 

 

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

При организации самостоятельной работы по освоению курса, следует иметь в виду, что объект любой науки – та часть объективной реальности, которая изучается наукой, а предмет науки – закономерности различных уровней, управляющие становлением, функционированием, развитием объекта. Именно с этих методических позиций следует подходить к определению объекта
и предмета противодействия коррупции.

При усвоении сущности противодействия коррупции, как самостоятельного вида деятельности следует иметь в виду, что определение коррупции, данное в Федеральном законе «О противодействии коррупции», если и верно
в описательной части, но не раскрывает сущности этого многомерного феномена. Вопрос о научном определении терминологического ряда противодействия коррупции актуально стоит на повестке дня.

Самостоятельная работа студентов предполагает:

- подготовку к лекциям;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к зачету.

В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагаются использовать следующие рекомендации:

- в рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;

- в рамках семинарских занятий – выступать с докладами и сообщениями, решить практические задачи по пройденным темам; принимать участие в деловых играх и мастер-классе;

- в рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;

- в рамках самостоятельной работы – готовить рефераты, эссе на заданную тематику;

- пройти итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Студентам рекомендуется соблюдать следующие этапы выполнения заданий самостоятельной работы.

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

Основным методом освоения курса в высшей школе является самостоятельная работа, включающая изучение монографий, пособий, статей в периодической печати, а также нормативных правовых источников.

Лекция позволяет студентам получать систематизированные знания, развивает у них интерес к изучаемому курсу, создает предпосылки для самостоятельного ознакомления с литературными источниками и нормативными правовыми материалами. В ходе лекции преподаватель раскрывает теоретические положения, а также демонстрирует их практическую значимость.

На семинары выносятся вопросы, заслуживающие особого внимания, требующие углубленного изучения, а также отличающиеся новизной. Поэтому семинары предполагают самостоятельную подготовку студентов к занятиям посредством изучения литературных источников и нормативных правовых актов. Студентам, проявившим повышенный интерес к изучению определенных тем, предлагается дополнительная литература.

Целью семинарских (практических) занятий является не только контроль знания студентами вопросов темы, но и формирование навыков устных публичных выступлений, ведения дискуссий, аргументированного отстаивания своей точки зрения.

Реферат - это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов темы. Чтобы изложить свое собственное твердое мнение по определенной проблеме, требуется, во-первых, хорошо знать материал, а во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме, сделать логичные выводы. При написании реферата документированные фрагменты увязываются логическими авторскими связками.

Темы рефератов указываются преподавателем при подготовке к практическим занятиям по конкретной теме учебного плана.

Структура и содержание реферата. План написания реферата должен иметь внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой проблемы (темы). Реферат состоит из краткого введения, одного - двух параграфов основной части, заключения и списка литературы.

Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается актуальность темы (проблемы), сопоставляются основные точки зрения, формулируется цель и задачи раскрываемого в реферате анализа.

В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (теоретических точек зрения, моделей, концепций), документальных источников и материалов практики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы. А также результатов эмпирических исследований. Реферат носит исследовательский характер, содержит результат творческого поиска автора.

В заключении (1-2 страницы) формулируются главные итоги авторского исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами реферата, излагаются обобщенные выводы или практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках государства, регионального уровня или уровня учреждения (организации).

Объем реферата не должен превышать 15 страниц машинописного (компьютерного) текста при интервале 1,5. Реферат должен иметь титульный лист. После титульного листа печатается план реферата. Каждый раздел реферата начинается с названия.

Содержание реферата излагается на семинарском (практическом) занятии и осуждено в группе.

Оценка реферата производится по четырех балльной системе (отл., хор., уд., неуд).

Ряд тем курса изучается студентами самостоятельно, что определяется количеством аудиторных часов, формой обучения (см. тем. планы). При этом им рекомендуются соответствующие материалы учебной литературы и нормативные правовые акты, контрольные вопросы по данным темам.

Дополнительной формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения является написание контрольной работы.

Контрольная работа – это письменная работа студента, в которой он анализирует литературу и нормативные правовые акты, отражает свою позицию по сложным, спорным вопросам темы.

7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ
И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

1. Анализ правовой основы расследования коррупционных преступлений.

2. Признаки коррупционных преступлений и их характеристика.

3. Общая характеристика составов коррупционных преступлений.

4. Различия между профессиональной и служебной деятельностью, которые необходимо учитывать при расследовании коррупционных преступлений.

5. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений.

6. Сущность феномена множественности служебных преступлений.

7. Понятие представителя власти.

8. Содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.

9. Анализ нормативных правовых актов в отношении низшего предела предмета взятки.

10. Порядок проверки заявления/сообщения о состоявшемся факте коррупционного преступления.

11. Порядок проверки заявления/сообщения о подготавливаемом преступлении коррупционной направленности.

12. Правовые основы использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.

13. Характеристика полномочий субъектов расследования и поддержания обвинения по делам о взяточничестве.

14. Преодоление противодействия уголовному преследованию по делам о взяточничестве.

15. Подследственность по уголовным делам о взяточничестве.

16. Формы взаимодействия субъектов расследования дел о взяточничестве.

17. Перечень обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делам о взяточничестве.

18. Уголовно-правовая характеристика провокации взятки и коммерческого подкупа, а также подстрекательства к получению/даче взятки.

19. Правила недопущения провокации взятки и коммерческого подкупа.

20. Этапы уголовного преследования по делам о взяточничестве.

21. Возбуждение уголовного дела о коррупционном преступлении.

22. Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений.

23. Выявление обстоятельств, способствующих совершению коррупционных преступлений.

24. Типичные версии по коррупционным преступлениям.

25. Особенности планирования расследования по коррупционным преступлениям.

26. Характеристика неотложных следственных действий по делам о коррупционных преступлениях.

27. Особенности тактики допроса взяткополучателя, взяткодателя, свидетелей по делам о коррупционных преступлениях.

28. Особенности тактики следственного осмотра по делам о взяточничестве.

29. Особенности тактики обыска/выемки по делам о взяточничестве.

30. Особенности тактики наложения ареста на имущество по делам
о взяточничестве.

31. Виды экспертиз, используемых по делам о взяточничестве.

32. Особенности тактики предъявления обвинения по делам о взяточничестве.

33. Особенности работы с документами, полученными и изъятыми по делам о взяточничестве.

34. Механизм оценки следователем полученных доказательств по делам о взяточничестве.

35. Порядок привлечения к уголовной ответственнос-ти коррупционеров, обла-дающих особым правовым статусом

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...