Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12. Проблемы, возникающие при реализации требований о противодействии коррупции




 

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» одной из обязанностей гражданского служащего, а также лица, претендующего на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, является представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (статья 20), а также представление сведений о расходах (статья 20.1). Данные сведения должны представляться ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Отчетный период установлен с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году подачи сведений о доходах и расходах. Аналогичная норма установлена для муниципальных служащих и лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, статьей 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Помимо указанных федеральных законов (далее – ФЗ) нормативную правовую базу, регламентирующую предоставление сведений о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих составляют ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности,
и иных лиц их доходам»; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»; Указ Президента РФ «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»; Указ Президента РФ
«О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции»; Указ Президента РФ «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента РФ «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В качестве методических материалов могут быть полезны разъяснения Минтруда России по применению Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции[89]; Разъяснения Минтруда России «Обзор проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»[90] и Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами»[91].

При этом следует учитывать, что в этих методических материалах не учтены изменения, введенные в 2014 г. Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460, относительно формы и содержания «Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Вопреки распространенному мнению сведения о доходах
и расходах обязаны представлять не все государственные и муниципальные служащие, а лишь те, чьи должности включены в соответствующий перечень. Так, согласно пункту 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»[92], органам государственной власти субъектов РФ и органам МСУ рекомендуется определить должности государственной гражданской службы субъектов РФ
и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов РФ муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах и расходах.

Таким образом, порядок предоставления сведений определяется Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559, а также нормативными правовыми актами государственных органов и органов МСУ.

Форма предоставления сведений приведена в Указе Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460, согласно которому утверждена единая форма «Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее «Справка»). Действовавшие ранее отдельные формы «Справки» для кандидатов
и членов семьи упразднены. Упразднена также «Справка о расходах», а сведения о них включены в качестве одного из разделов
в единую «Справку».

Изменения затронули не только форму, но и содержание представляемых сведений. Так, на титульном листе теперь вместо адреса места жительства служащего указывается адрес места регистрации. Объединены в одну графу доходы от педагогической и научной деятельности. В отношении объектов недвижимости введено указание основания их приобретения и источника средств, за счет которых приобретено имущество. Для транспортных средств предусмотрено указание модели и года изготовления транспортного средства.

Изменения затронули сведения о счетах в банках. Так, упразднено требование об указании номера счета. Предусмотрено указание общей суммы денежных поступлений на счет за отчетный период в случаях, если указанная сумма превышает общий доход лица
и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года.

Раздел «Прочие обязательства» заменен на «Срочные обязательства финансового характера», в котором предусмотрено указание не только суммы основного обязательства, но и размера обязательства по состоянию на отчетную дату, а также установлено, что
в «Справке» отражаются имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 000 руб. (вместо ранее использовавшегося лимита, основанного на минимальном размере оплаты труда).

Особо следует отметить сокращение срока представления уточненных сведений с трех месяцев, что имело место до 2014 г., до одного в настоящее время. И еще одно замечание: отдельные государственные и муниципальные служащие высказывают опасение представлять уточненные сведения, так как они полагают, что в данном случае будет иметь место нарушение ими установленного срока подачи сведений о доходах и расходах. Это неверное суждение, так как уточненные сведения, поданные после 30 апреля в течение месяца, не считаются представленными с нарушением срока.

При предоставлении сведений о расходах, служащий обязан сообщить о сделках, совершенных в течение календарного года, предшествовавшего году, в котором представляются сведения. При этом сумма сделки сопоставляется с доходами, полученными в течение трех лет, предшествовавших году совершению сделки, а не году, в котором представляются сведения. Так, например, если служащий представляет сведения о расходах в 2015 г. – он обязан сообщить о сделках, заключенных в 2014 г. – общий доход рассчитывается за 2011–2013 гг.

Один из авторов настоящей работы регулярно принимавший участие в течение последних трех лет в качестве независимого эксперта Правительства Ростовской области в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов,
к числу вопросов, вызывающих затруднение у государственных и муниципальных служащих при представлении ими сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, может отнести следующие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...