Программа учебной дисциплины
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ЛИТЕРАТУРА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы (специальность 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования)
Москва Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. - М.: Российская академия правосудия, 2014. – 91 с.
Авторы-составители: Фысина У.Н., кандидат филологических наук, ст. преп. кафедры; Архипова И.А., ст. преп. кафедры. Рецензент: Земзерева В.И., кандидат педагогических наук, доцент каф. филологии и спортивной журналистики РГУФКСМиТ. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения».
Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин «Российской академии правосудия» (протокол № 11 от 5 июня 2012 года). Внесены правки (протокол № 10 от 20 мая 2014 года).
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69-А.
© Российская академия правосудия, 2014 © Фысина У.Н., Архипова И.А., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Будущий юрист должен отличаться компетентностью в различных отраслях знания, и в первую очередь – в области гуманитарной. Эрудированность, начитанность, любовь к родной культуре, ее традициям – необходимые качества для успешной профессиональной деятельности в столь значимой для современного российского общества сфере. Важность изучения литературы в рамках средней профессиональной подготовки студентов заключается в формировании ключевых компетенций: коммуникативной и культурологической. В образовательном процессе по дисциплине «Литература» происходит приобщение студентов к богатствам русской классической литературы, что позволяет развивать у них эстетический вкус, воспитывать гражданскую, идейно-нравственную позицию, соответствующую столь высокому призванию. Кроме того, изучение литературы как нельзя лучше способствует развитию необходимых в работе с людьми коммуникативных навыков, поскольку предполагает форму свободного обмена мнениями, спора, коллективного размышления. Дисциплина «Литература» вводится в соответствии с Федеральным компонентом примерных программ учебных дисциплин ГОС СПО в качестве основной дисциплины цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Предлагаемый курс опирается на уже имеющиеся у студентов знания о литературе, он призван систематизировать, углубить и расширить эти знания, привить студентам вкус к чтению, к расширению интеллектуального кругозора.
Курс ориентирован на достижение следующих целей: · освоение текстов литературных произведений в единстве формы и содержания; историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей; · совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературных произведений; написание сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др. · развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи; · воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; Задачи курса: · чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы; · формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей; · развитие целостного отношения к миру и искусству; · развитие специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного восприятия, эстетического чувства, навыков аналитического мышления, столь необходимых будущему юристу во всех сферах профессиональной и общественной жизни;
· воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения; · развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
В результате изучения литературы на профильном уровне студент должен знать: · образную природу словесного искусства; · содержание изученных литературных произведений; · основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков, этапы их творческой эволюции; · историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; · основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; · основные теоретико-литературные понятия; уметь: · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; · соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; · раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы; · соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; · определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; · сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
· выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; · выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; · аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению; · составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы; · писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; иметь представление о: · связи произведений со временем написания и нашей современностью; · сходстве и различии произведений разных писателей, близких по тематике; · соотношении изучаемого произведения с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); а также об основных чертах этих направлений; · правилах создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка; · формах участия в диалоге или дискуссии; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (формировать ключевые компетенции) для: · определения собственной позиции по отношениям к явлению современной жизни, исходя из понимания проблем литературного произведения; · использования навыков анализа литературного произведения при критически воспринимаемой извне информации; · соотнесения своих действий и поступков окружающих с поступками героев изученных ранее произведений; · осознания себя как представителя интеллектуально развитого, исторически сложившегося общества, имеющего богатейшее культурное наследие. Учебно-методический комплекс состоит из 6 тематических разделов. В комплексе приводятся примерные образцы практических заданий и контрольных работ, как текущих, так и рубежных. В разделе «Для самостоятельной работы» названы темы для рефератов и других видов научно–исследовательской работы студентов. Кроме того, приводится список произведений, рекомендованных к прочтению и изучению, а также список литературы учебно-методического и справочного характера. В конце издания есть приложения: список терминов, которые необходимо усвоить в процессе изучения дисциплины, и рекомендации по выполнению основных видов работ (характеристика героя литературного произведения, анализ поэтического текста и т.д.) Изучение дисциплины рассчитано на 293 часа, из них – 195 часов аудиторных занятий и 98 отводится на самостоятельную работу в течение двух семестров. Минимально рекомендуемый объем занятий – 5 часов в неделю в течение двух семестров.
Формы отчётности: 2 промежуточные рубежные работы в первом и втором семестрах, рубежный контроль первого семестра, в конце второго семестра – письменный дифференцированный зачёт. Основным видом учебной работы является урок.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1.Тематический план
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Раздел I. Русская литература первой половины XIX века
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|