Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа учебной дисциплины




ЛИТЕРАТУРА

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

для студентов Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

(специальность 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования)

 

Москва


Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. - М.: Российская академия правосудия, 2014. – 91 с.

 

Авторы-составители: Фысина У.Н., кандидат филологических наук, ст. преп. кафедры; Архипова И.А., ст. преп. кафедры.

Рецензент: Земзерева В.И., кандидат педагогических наук, доцент каф. филологии и спортивной журналистики РГУФКСМиТ.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 (52) «Право и организация социального обеспечения».

 

 

Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин «Российской академии правосудия» (протокол № 11 от 5 июня 2012 года).

Внесены правки (протокол № 10 от 20 мая 2014 года).

 

 

 

 

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69-А.

 

 

© Российская академия правосудия, 2014

© Фысина У.Н., Архипова И.А., 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 4
2. План изучения дисциплины и виды учебных занятий:
2.1. Тематический план дисциплины 10
2.2. Программа учебной дисциплины 14
2.3. Планы практических занятий 53
3. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы 65
4. Материалы для промежуточного и итогового контроля 69
4.1. Примерные темы сочинений 71
4.2. Варианты проверочных и контрольных работ 74
4.3. Примерные вопросы для подготовки к зачёту 79
5. Рекомендуемая литература 83
6. Приложения.
6.1.Приложение 1. Словарь-минимум по теории литературы 85
6.2.Приложение 2. Рекомендации по выполнению
основных видов письменных и устных работ 89

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Будущий юрист должен отличаться компетентностью в различных отраслях знания, и в первую очередь – в области гуманитарной. Эрудированность, начитанность, любовь к родной культуре, ее традициям – необходимые качества для успешной профессиональной деятельности в столь значимой для современного российского общества сфере. Важность изучения литературы в рамках средней профессиональной подготовки студентов заключается в формировании ключевых компетенций: коммуникативной и культурологической. В образовательном процессе по дисциплине «Литература» происходит приобщение студентов к богатствам русской классической литературы, что позволяет развивать у них эстетический вкус, воспитывать гражданскую, идейно-нравственную позицию, соответствующую столь высокому призванию. Кроме того, изучение литературы как нельзя лучше способствует развитию необходимых в работе с людьми коммуникативных навыков, поскольку предполагает форму свободного обмена мнениями, спора, коллективного размышления.

Дисциплина «Литература» вводится в соответствии с Федеральным компонентом примерных программ учебных дисциплин ГОС СПО в качестве основной дисциплины цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Предлагаемый курс опирается на уже имеющиеся у студентов знания о литературе, он призван систематизировать, углубить и расширить эти знания, привить студентам вкус к чтению, к расширению интеллектуального кругозора.

Курс ориентирован на достижение следующих целей:

· освоение текстов литературных произведений в единстве формы и содержания; историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературных произведений; написание сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи;

· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Задачи курса:

· чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы;

· формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

· развитие целостного отношения к миру и искусству;

· развитие специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного восприятия, эстетического чувства, навыков аналитического мышления, столь необходимых будущему юристу во всех сферах профессиональной и общественной жизни;

· воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения;

· развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

 

В результате изучения литературы на профильном уровне студент должен знать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков, этапы их творческой эволюции;

· историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

· основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

· основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

· соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

· раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

· соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

· определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

· сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

· выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

· выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

· аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

· составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

иметь представление о:

· связи произведений со временем написания и нашей современностью;

· сходстве и различии произведений разных писателей, близких по тематике;

· соотношении изучаемого произведения с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); а также об основных чертах этих направлений;

· правилах создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

· формах участия в диалоге или дискуссии;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (формировать ключевые компетенции) для:

· определения собственной позиции по отношениям к явлению современной жизни, исходя из понимания проблем литературного произведения;

· использования навыков анализа литературного произведения при критически воспринимаемой извне информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с поступками героев изученных ранее произведений;

· осознания себя как представителя интеллектуально развитого, исторически сложившегося общества, имеющего богатейшее культурное наследие.

Учебно-методический комплекс состоит из 6 тематических разделов. В комплексе приводятся примерные образцы практических заданий и контрольных работ, как текущих, так и рубежных. В разделе «Для самостоятельной работы» названы темы для рефератов и других видов научно–исследовательской работы студентов. Кроме того, приводится список произведений, рекомендованных к прочтению и изучению, а также список литературы учебно-методического и справочного характера. В конце издания есть приложения: список терминов, которые необходимо усвоить в процессе изучения дисциплины, и рекомендации по выполнению основных видов работ (характеристика героя литературного произведения, анализ поэтического текста и т.д.)

Изучение дисциплины рассчитано на 293 часа, из них – 195 часов аудиторных занятий и 98 отводится на самостоятельную работу в течение двух семестров. Минимально рекомендуемый объем занятий – 5 часов в неделю в течение двух семестров.

Формы отчётности: 2 промежуточные рубежные работы в первом и втором семестрах, рубежный контроль первого семестра, в конце второго семестра – письменный дифференцированный зачёт.

Основным видом учебной работы является урок.

 

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента 293 часа
Аудиторные занятия, из них:  
Уроки 195 часов
Самостоятельная работа 98 часов
Форма итогового контроля дифференцированный зачёт

 

 

2.1.Тематический план

  №№ п/п   Разделы (темы) дисциплины Виды учебных занятий (количество часов)
Лекционные занятия Практические занятия
  Литература XIX века Раздел I. Русская литература первой половины XIX века.   12 часов
  1.1. Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века.    
2-4 1.2. Творчество А. С. Пушкина: лирика, поэма «Медный всадник».    
  1.3. Лирика М. Ю. Лермонтова.    
  1.4. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».    
  1.5. Контрольная работа по разделу «Русская литература первой половины XIX века». Промежуточный контроль 2 часа
  Раздел II. Литература второй половины XIX века.  
  2.1. Обзор русской литературы второй половины XIX века.    
9-11 2.2. Творчество А.Н. Островского: драма «Гроза», комедия «Лес».    
  РУБЕЖНАЯ РАБОТА №1 2 часа
13-16 2.3. Творчество И. А. Гончарова: роман «Обломов».    
17-19 2.4. Лирика поэтов 2-ой половины 19 века (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А.К. Толстой).    
20-23 2.5. Творчество И. С. Тургенева: роман «Отцы и дети».    
  2.6. Творчество Н.С. Лескова: повесть «Очарованный странник».    
25-27 2.7. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: роман «История одного города».    
28-29 2.8. Творчество Н. А. Некрасова: лирика, поэма «Кому на Руси жить хорошо».    
  2.9. Творчество Н. Г. Чернышевского. Русский тенденциозный роман. Роман «Что делать?».    
  РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 1 СЕМЕСТРА 2 часа
32-36 2.10. Творчество Ф. М. Достоевского: роман «Преступление и наказание».    
37-42 2.11. Творчество Л. Н. Толстого: роман-эпопея «Война и мир».    
43-47 2.12. Творчество А. П. Чехова: рассказы, драма «Три сестры», комедия «Вишнёвый сад».    
  РУБЕЖНАЯ РАБОТА №2 2 часа
  2.13. Обзор зарубежной литературы XIX века. *[1]    
  Литература ХХ века 90 часов
  Раздел III. Литература первой половины XX века.  
  3.1. Обзор русской литературы первой половины ХХ века. Особенности развития литературного процесса. Периодизация литературного процесса в ХХ веке.    
51-53 3.2. Творчество И. А. Бунина: основные мотивы лирики; рассказы – тема истинного и ложного.    
54-55 3.3. Творчество А. И. Куприна: повесть «Гранатовый браслет».    
  3.4. Творчество Л. Н. Андреева: повесть «Иуда Искариот».    
57-59 3.5. Творчество М. Горького: неоромантические рассказы, драма «На дне».    
  3.6. Промежуточный контроль по теме «Проза начала ХХ века». 2 часа
  3.7. Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века.*    
  3.8. Русская поэзия первой половины ХХ века (обзор). Социально-философские предпосылки возникновения модернизма. Модернизм и реализм.    
63-64 3.8.1. Русский символизм: творчество А. А. Блока, В. Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, А. Белого.    
65-66 3.8.2. Русский акмеизм. Творчество Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматовой.    
67-68 3.8.3. Русский футуризм. Творчество В.В. Маяковского, И. Северянина, В.В. Хлебникова.    
69-70 3.8.4. Вне литературных течений: творчество С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака.    
  3.8.5. Промежуточный контроль по теме «Поэзия первой половины ХХ века». 2 часа
72-75 3.9. Творчество М. А. Булгакова: роман «Мастер и Маргарита».    
  3.10. Сатирическое обличение нового быта в литературе 30–40–х гг. Творчество А. Аверченко, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова    
77-79 3.11. «Человек в огне гражданской войны». Произведения И. Бабеля, Б. Пастернака, А Фадеева. М.А. Шолохов «Тихий Дон».*    
80-81 3.12. Произведения-антиутопии. Е. Замятин «Мы», А. Платонов «Котлован».*    
82-84 3.13.«Век мой – зверь мой…»: тема тоталитарного государства в русской литературе. О. Мандельштам, А. Ахматова «Реквием», В. Шаламов «Колымские рассказы», А. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».*    
  Раздел IV. Литература второй половины ХХ века.    
  4.1. Обзор русской литературы второй половины ХХ века    
86-87 4.2. Основные темы и проблемы прозаических произведений второй половины ХХ века. Творчество В. Астафьева, В. Быкова, Ч. Айтматова, В. Распутина, Ю. Трифонова, Ю. Нагибина, В. Шукшина, Б. Можаева, В. Проскурина и т.д.*    
  4.3. Русская поэзия второй половины ХХ века: творчество Н. Рубцова, Б. Окуджавы, Р. Гамзатова, В. Высоцкого, А. Твардовского, Р. Рождественского, Е.Евтушенко.*    
89-91 4.4. Тема Великой Отечественной войны в произведениях русской литературы ХХ века.*    
92-93 4.5. Особенности драматургии второй половины ХХ века. Произведения В. Вампилова, Ю. Розова, Арбузова и т.д.*    
94-95 4.6. Обзор современной литературы.*    
96-97 ИТОГОВАЯ РАБОТА (дифференцированный зачёт).    

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Раздел I. Русская литература первой половины XIX века

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...