Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.8.3. Русский футуризм. Творчество В. В. Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова.




Студент должен

знать:

– факты биографии поэтов–футуристов;

– особенности поэзии русских футуристов;

уметь:

– определять отличительные черты футуризма как направления русского авангарда;

– выразительно читать избранные стихотворения И. Северянина, В. Хлебникова, В. Маяковского;

иметь представление:

– об эстетических и идейных установках авангардного искусства.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как мис­сионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютиза­ция «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и гра­фические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

Жизнь и творчество И. Северянина. Стихотворения: «Ананасы в шампанском…», «Это было у моря…», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин…»). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северяни­на, оригинальность его словотворчества.

Жизнь и творчество В. В. Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Птичка в клетке», «Еще раз, ещё раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Маяковский и футуризм. Романтические мотивы в ранней лирике: одиночество, тоска по идеалу, жажда любви. Эпатаж читателя как художественная и мировоззренческая позиция поэта, вызванная неприятием ценностей буржуазного мира. Поэтическое новаторство В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пла­стика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Противоречивость художественной доктрины поэта в послеоктябрьский период. Сатирические образы в творчестве Мая­ковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

Поэма «Облако в штанах» – обзор.

 

 

Тема 3.8.4. Вне литературных течений: творчество С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака.

Студент должен

знать:

– основные этапы творчества С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака;

– проблематику и мотивы лирики поэтов;

уметь:

– выразительно читать наизусть избранные стихотворения поэтов;

– анализировать с точки зрения языка и стиля избранные стихотворения;

иметь представление:

– о значении творчества поэтов в истории русской культуры.

Жизнь и творчество С. Есенина. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Пушкину», «Собаке Качалова», «Я обманывать себя не стану…», «Письмо к женщине», «Я покинул родимый дом…».

Основные мотивы ранней лирики. Красота русской природы в изображении поэта, библейские и фольклорные мотивы, их художественная интерпретация в стихах поэта. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Отношение поэта к революции, нарастание трагизма в творческом мироощущении. Основные особенности поздней лирики, её философская глубина, особая музыкальность, изобразительность. Тема любви и быстротечности чело­веческого бытия в поздней лирике поэта. Своеобразие поэтической манеры С. Есенина: цветопись, сквозные образы, народно-песенная основа, музы­кальность.

Поэма «Анна Снегина» – обзор. Значение творчества.

Жизнь и творчество М. И. Цветаевой. Стихотворения: «Моим стихом, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине», «Мне нравится…», «Вот опять окно…», «Стихи к Чехии».

Основные темы творчества М. Цветаевой. Дневниковый характер ранней лирики М. Цветаевой, романтические мотивы. Нарастание трагизма в мироощущении поэта и особенности поздней лирики. Темы одиночества, любви, творчества в понимании М. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь. Фольк­лорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Значение творчества.

Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Быть знаменитым некрасиво...», «Гефсиманский сад», «Рождественская звезда».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии: искусство и ответственность, по­эзия и действительность, судьба художника и его роковая обречённость на страдания. Осмысление темы природы как творческого начала в цикле «Когда разгуляется». Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Художественное своеобразие поэзии Б. Пастернака, философская проблематика и метафоричность как её основные черты. Евангельские мотивы в цикле «Стихотворения Юрия Живаго». Значение творчества Б. Пастернака.

Тема 3.9. Творчество М. А. Булгакова: роман «Мастер и Маргарита».

Студент должен

знать:

– основные факты биографии М. А. Булгакова;

– содержание и проблематику романа «Мастер и Маргарита»;

уметь:

– определять новаторство жанра, сюжета и композиции романа «Мастер и Маргарита»;

– составлять сравнительную и сопоставительную характеристику главных героев названных произведений;

– анализировать избранные эпизоды романа «Мастер и Маргарита»;

иметь представление:

– об истории создания романа «Мастер и Маргарита».

Жизненный путь М. А. Булгакова, основные темы и особенности творчества.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа, необычность замысла. Роль эпиграфа. Социальная, нравственная, философская проблематика романа. Тема любви и милосердия в романе как высшей духовной ценности. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Особенности сюжета и композиции романа, своеобразие фантастики, «трехмирность» художественного пространства. Система персонажей, соотнесённость героев московского и «иершалаимского» сюжетов. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божест­венное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Споры вокруг романа.

Тема 3.10. Сатирическое обличение нового быта

В литературе 30–40 годов.

Творчество А. Аверченко, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.*

Студент должен

знать:

– факты биографии писателей;

– содержание и проблематику произведений;

уметь:

– представить аудитории собранный и обработанный материал;

– анализировать избранные произведения и их эпизоды;

– давать сопоставительную характеристику героев отдельных произведений;

– выразить своё отношение к прочитанному и анализируемому произведению;

иметь представление:

– о сатирических приёмах в произведениях русской литературы.

Особенности литературной ситуации 30–40 годов. Образ государства и гражданина в произведениях писателей. Образ обывателя. Обличение пошлости. Стилизация сказовой прозы. Особенности языка произведений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...