Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.1. Обзор русской литературы первой половины ХХ века. Особенности развития литературного процесса. Периодизация литературного процесса в ХХ веке.




Студент должен

знать:

– особенности культурно-исторической ситуации в России рубежа XIX-XX веков;

уметь:

– определять в литературе отличительные черты модернизма и авангарда как новых художественных систем;

иметь представление:

– о различных направлениях в русской поэзии «серебряного века».

Культурно-историческая ситуация в России первой половины XX века, кризисность как основная черта эпохи. Философские умонастроения, новые явления в сфере искусства. Модернизм и авангард как новые художественные явления. Символизм, акмеизм, футуризм как основные направления в поэзии «серебряного века». Новые явления в прозе, возрождение русской драматургии в начале ХХ века.

Трагические события революции и гражданской войны и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт че­ловека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Разделение русской литературы на три потока: со­ветскую, потаённую и литературу русской эмиграции. Социалистический реализм. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема взаимоотношений «художника и власти». Трагизм судеб многих русских писателей и поэтов.

 

Тема 3.2. Творчество И. А. Бунина: лирика и рассказы.

Студент должен

знать:

– основные факты биографии И.А. Бунина;

– содержание и проблематику избранных произведений И. А. Бунина;

уметь:

– определять черты художественного своеобразия в поэзии и прозе И. А. Бунина;

иметь представление:

– об основных особенностях развития русской прозы начала ХХ века.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово». Философичность и поэтичность лирики Бунина. Пейзажная ли­рика поэта. Живописность и лаконизм, тра­диционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».

Социальная и философская проблематика рассказов. Тема угасания «дворянских гнёзд» в рассказе «Антоновские яблоки». Ис­следование национального характера. «Вечные» темы: счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом. Катастрофичность любви в понимании И. А. Бунина, цикл рассказов «Темные аллеи» как итог творческой эволюции писателя. Развитие традиций русской классической литературы в прозе И. А. Буни­на, новаторство художественной манеры. Психологизм прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика прозы.

Тема 3.3. Творчество А. И. Куприна: повесть «Гранатовый браслет».

Студент должен

знать:

– основные факты биографии А. И. Куприна;

– содержание и проблематику повести «Гранатовый браслет»;

уметь:

– определять черты художественного новаторства в прозе А. И. Куприна,

иметь представление:

– об основных особенностях развития русской прозы начала ХХ века.

Повесть «Гранатовый браслет»: своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескоры­стной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Тема 3.4. Творчество Л. Н. Андреева: повесть «Иуда Искариот».

Студент должен

знать:

основные факты биографии Л. Н. Андреева;

– содержание и проблематику повести «Иуда Искариот»;

уметь:

– определять черты художественного новаторства в прозе Л. Н. Андреева;

иметь представление:

– об основных особенностях развития русской прозы начала ХХ века.

Жизнь и творчество. Повесть «Иуда Искариот». Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Образ Иуды и проблема любви и предательства. Тема отчуждения, одиночества человека в мире. Проблема свободы личности. Экспрессивность стиля Андреева. Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.

Тема 3.5. Творчество А. М. Горького: неоромантические рассказы,

Драма «На дне».

Студент должен

знать:

– основные факты биографии А. М. Горького;

– содержание и проблематику избранных рассказов писателя;

– содержание и проблематику пьесы «На дне»;

уметь:

– анализировать избранные эпизоды из рассказов А. М. Горького;

– составлять сравнительную характеристику героев пьесы «На дне»;

иметь представление:

– о художественном новаторстве творчества А. М. Горького.

Жизненный и творческий путь А. М. Горького. Ранние романтические рассказы писателя («Челкаш», «Старуха Изергиль»), своеобразие проблематики и стиля. Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Приём контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль». Использование рамочной композиции, антитезы, мифологических мотивов и символики.

Драматургия А. М. Горького, пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщённости людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Значение финала пьесы.

 

Тема 3.7. Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века.*

Студент должен

знать:

– особенности культурно-исторической ситуации в Европе первой половины XX века;

– содержание и проблематику пьесы «Пигмалион»;

– проблематику и мотивы лирики Г. Аполлинера;

уметь:

– определять отличительные черты модернизма и авангарда как новых художественных систем;

–составлять сравнительную характеристику персонажей пьесы «Пигмалион»;

– анализировать с точки зрения содержания и проблематики избранные стихотворения Г. Аполлинера;

иметь представление:

– о различных направлениях в европейской поэзии;

– о новаторском характере драматургии Б. Шоу.

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX века. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ века. Реализм и модернизм.

Жизнь и творчество Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Приём иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Жизнь и творчество Г. Аполлинера. Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность поэзии Г. Аполлинера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...