Материалы для промежуточного и итогового контроля
Изучение курса литературы на 1 курсе ФНО РАП предусматривает регулярное проведение контрольных и самостоятельных письменных работ, призванных выявить уровень усвоения студентами изучаемого материала. Не менее важной задачей является также формирование грамотной связной речи в процессе написания сочинений. В форме контрольной работы проводятся также внутрисеместровые рубежные работы, а также дифференцированный зачёт по окончании второго семестра. В зависимости от целей конкретной работы, а также объёма материала используются различные формы письменного контроля. Контрольные работы построены с учётом требований ЕГЭ по литературе и сочетают разноуровневые задания: · задания, связанные с историко-литературным и биографическим материалом; · задания на знание и понимание текстов художественных произведений; · элементы литературоведческого анализа; · задания, проверяющие умение составить собственное высказывание на заданную тему, опираясь на полученные знания в ходе занятий с учётом общекультурных ценностей и своей жизненной позиции.
ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ: – тестовая (с вариантами возможных ответов); – сочинение (рассуждение, сравнительная характеристика персонажей, анализ избранного эпизода, эссе и др.); – комбинированная форма включает как элементы тестирования, так и вопросы, требующие развёрнутого аргументированного ответа.
Тестовая форма позволяет проверить знание фактического материала (биография писателей, основные этапы развития литературы, содержание произведений, владение терминологией и т.п.) Форма сочинения выявляет степень осмысления, творческого усвоения прочитанного, а также уровень развития письменной речи студента. Сочинение на литературную тему является одной из важнейших форм самостоятельной творческой работы студента. Оно может быть как аудиторным, так и выполняемым в качестве домашнего задания. Кроме того, именно сочинение является одной из основных форм проверки знаний, умений и навыков, приобретённых студентами в процессе обучения.
Сочинение должно демонстрировать: · достаточный словарный запас и точность словоупотребления; · языковую и речевую грамотность; · стилистическое единство и выразительность текста; · умение композиционно и логически выстраивать собственный текст; · знание текстов произведений; · знание основных сведений по теории литературы, умение использовать их для анализа художественного произведения; · наличие собственной точки зрения и умение её обосновать, развитого мировоззрения; · широкий кругозор и понимание культурных и общечеловеческих ценностей. Сочинения могут быть написаны в различных формах: рассуждения, сравнительной характеристики, анализа избранного эпизода, эссе и др. Выбор зависит от тех задач, которые решаются в процессе изучения конкретного произведения. Подобные работы проводятся в качестве обобщения при изучении важнейших тем и произведений, включённых в учебную программу, и проводятся с примерной периодичностью – одна работа в течение месяца, т.е. общее количество: 5 работ в первом семестре и 6 работ во втором семестре. Работы анализируются после проверки сочинения преподавателем с целью совершенствовать последующие работы.
Комбинированная форма контроля необходима при изучении сложных, объёмных тем, когда необходимо проверить, во-первых, знание фактического материала, а во-вторых, умение рассуждать, сопоставляя, сравнивая различные явления литературного развития, а также художественные особенности прочитанного произведения. Комбинированная форма контроля предусмотрена и для проведения промежуточных аттестаций. Такие работы включают три типа заданий:
· тестовые задания с выбором ответа или ответом-словом, словосочетанием; · задания по анализу и интерпретации художественного текста с применением знаний по истории и теории литературы; · задания, связанные с построением связного и содержательного речевого высказывания на заданную литературную тему (сочинение).
Контрольные и самостоятельные работы проводятся аудиторно (тест, комбинированный опрос), а также могут быть заданы на дом (сочинения). Содержательную часть контрольной работы в каждом отдельном случае преподаватель определяет самостоятельно, учитывая специфику и уровень подготовленности, интеллектуальной осведомлённости конкретной группы.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ. 1. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина. 2. Проблема личности и государства в произведениях А.С. Пушкина (На основе произведений «Медный всадник» и «Борис Годунов») 3. Эволюция идеала свободы в творчестве А.С. Пушкина. 4. Нравственно-философская проблематика трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». 5. Судьба поэта-современника в изображении М.Ю. Лермонтова. 6. Героическое и трагическое в художественном мире М.Ю. Лермонтова. 7. Символический смысл образа Невского проспекта в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». 8. Гротеск и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». 9. Своеобразие системы персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза». 10. Смысл названия драмы А.Н. Островского «Гроза». 11. Образы Кулигина и Феклуши в драме А.Н. Островского «Гроза». 12. Проблема самодурства и деспотизма в пьесе А.Н. Островского «Гроза». 13. Тема покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза». 14. Сатирические образы в комедии А.Н. Островского «Лес». 15. Образы Счастливцева и Несчастливцева в комедии А.Н. Островского «Лес». 16. Значение главы «Сон Обломова» из романа И.А. Гончарова «Обломов». 17. Обломовка и Петербург в романе И.А. Гончарова «Обломов». 18. Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». 19. Образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе И.А. Гончарова «Обломов».
20. Жизненная драма Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов». 21. Нигилизм и нигилисты в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». 22. Эпизод «Завтрак у Кукшиной» из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 23. Образы Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». 24. Нравственно-философская проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 25. Понятие «жизни» в представлениях героев произведений И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. 26. Любовь как способ выявить жизненную позицию и индивидуальные черты героя в произведениях И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. 27. Особенности русской лирики второй половины XIX века (на основе произведений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева). 28. Смысл названия повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». 29. Тема суда и наказания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 30. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 31. Двойники и антиподы Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 32. Образ Порфирия Петровича в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 33. Образы Сони Мармеладовой и Авдотьи Романовны Раскольниковой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 34. Значение эпизода «Исповедь Мармеладова» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 35. Значение эпизода «Первый сон Раскольникова» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 36. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). 37. Взаимоотношения народа и власти в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». 38. Судьба русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова. 39. Москва и москвичи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 40. Образы Наполеона и Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 41. Образы Марьи Дмитриевны Ахросимовой и Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 42. Значение эпизода «Поездка князя Андрея Болконского в Отрадное» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
43. Образы природы и их роль в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 44. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...» (духовно-нравственные искания героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). 45. Своеобразие конфликта в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». 46. Прошлое, настоящее, будущее в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». 47. Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова. 48. Романтические мотивы в рассказах А.М. Горького. 49. Драматургическое мастерство А.М. Горького в пьесе «На дне». 50. Философские темы в рассказах И.А. Бунина. 51. Эволюция образа женщины в лирике А.А. Блока. 52. Образы природы и русской деревни в лирике С.А. Есенина. 53. Романтические мотивы в лирике В.В. Маяковского. 54. Тема творчества в лирике А.А. Ахматовой и Б.Л. Пастернака. 55. Москва и москвичи в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 56. Трагедия любви и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 57. Социально-нравственная проблематика в произведениях А.И. Солженицына. 58. Экология совести как центральная проблема прозы В. Распутина. 59. Тема подвига и предательства в произведениях о Великой Отечественной войне. 60. Сочинение-рецензия о произведении современного автора (по выбору). ВАРИАНТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. Вариант тестового задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|