Перечислите основные методы и принципы управления изменениями в организации.
Назовите факторы, влияющие на изменения в организации. Что сходного и отличительного можно выделить в стратегиях изменения?
Тема 12. Организация работы с персоналом: служба персонала, кадровые технологии, принятие кадровых решений
12.1. РОЛЬ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ) В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ. Управление персоналом требует тесного взаимодействия и координации усилий для эффективного формирования, использования и развития трудового потенциала организации. Поэтому объективно возникает необходимость в создании функциональной службы управления персоналом (Табл.12.1). Как и любая другая специализированная структура она несет ответственность за весь комплекс функций системы управления персоналом. Таблица 12.1 6.5.1 Штат служб управления персоналом [166]
Главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации. По мере развития управления человеческими ресурсами целевая функция кадровой службы наполнялась новым содержанием (Рис. 12.1).
Рис. 12.1. Эволюция содержанияе целевой функции службы управления персоналом
Основным содержанием деятельности подразделения по управлению персоналом являются все задачи и решения, связанные с формированием, распределением и использованием персонала для достижения организационной целей: 1. администрирование, соблюдение юридических и социальных обязательств организации по отношению к персоналу, уделяя особое внимание условиям труда и качеству рабочей жизни. 2. разработка социальной политики, предлагаемой вышестоящему руководству для обсуждения и принятия; 3. консультирование и оказание помощи линейным/функциональным руководителям в реализации кадровой политики; 4. контроль за соблюдением и правильным использованием методов и процедур поддержания корпоративной структуры, создающей положительный климат взаимоотношений в организации, а также постоянное их совершенствование; Рыночными особенностями кадровых служб можно назвать следующие:
Роль и организационный статус службы управления персоналом во многом определяется уровнем организационного и финансового состояния, возможностям потенциального развития организации, а также позицией ее руководства по отношению к кадровой службе.
12.2. ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Организационная структура системы управления персоналом – это совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Принципами построения организационной структуры являются: 1. Гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве. Не менее 1 раза в год нужно пересматривать структуру. 2. Централизация. Заключается в разумной централизации функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления. 3. Специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления. 4. Нормоуправляемость. Это соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено предприятия – 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) – 8-20 чел.; нижнее звено (старшие мастера, мастера-бригадиры) – 20-40 чел. 5. Единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находиться в диалектическом единстве. 6. Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений. 7. Экономичность. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления. Организационные структуры системы управления персоналом по подобию структур управления организацией подразделяются на несколько типов, каждый из которых отражает подход, заложенный в построении оргструктуры управления организацией в целом. Чаще всего в практике встречаются элементарная, линейная, функциональная и матричная структуры. Выбор оргструктуры управления персоналом зависит от таких факторов, как: размер и степень разнообразия деятельности, организационно-правовая форма организации, техника и технология, отношение к кадровой службе со стороны руководителей и сотрудников, динамизм внутренней среды, стратегия управления персоналом.
На Рис.12.2. приведена схема современной организационной структуры системы управления персоналом. Между подсистемами (подразделениями) управления персоналом распространены такие виды структурных связей: - линейное (непосредственно административное) подчинение; - функциональное руководство (методическое обеспечение, консультирование); - соисполнительство (совместное выполнение работ).
Зам.директора по управлению персоналом (директор по кадрам)
Рис. 12.2. Схема современной оргструктуры системы управления персоналом организации Наглядно структурные связи, баланс прав и ответственности можно представить путем построения схем функциональных взаимосвязей (Таблица 12.2). Составление схемы функциональных взаимосвязей служит основой разработки должностных инструкций. Таблица 12.2 Фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации
Примечание: 1- юридический отдел; 2 - отдел безопасности; 3 - канцелярию; 4 - финансово-экономический отдел; 5 - отдел социально-бытового обслуживания; 6 - отдел управления персоналом; 7 - лабораторию социологических исследований; 8 - бухгалтерию; 9 - второй отдел; 10 - начальник отдела управления персоналом; 11 - руководитель организации. О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ; П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У - участвует в выполнении данной функции; С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функции; Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.
Принципиальная схема проектирования организационной структуры управления персоналом приведена на Рис. 12.3. 12.3. ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАДРОВОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ. Технология кадровой работы – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Технология управления человеческими ресурсами – это совокупность методов управления персоналом ориентированных на оценку и совершенствование человеческого ресурса организации. Как правило, они (1) создаются для конкретного случая и реализуются через консультационный процесс; (2) носят междисциплинарный характер и обеспечиваются командой специалистов; (3) адаптируются к культуре организации и отвечают требованию практической результативности[167].
Технологии управления человеческими ресурсами бывают: · экспертного типа (Центр оценки, конкурс, кадровая психодиагностика – процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений); · поддерживающего типа (обучение персонала, командообразование – процесс развития из формальной, утвержденной руководством, управленческой структуры в рабочую группу с субкультурой «команда»: хорошая циркуляция информации, деятельность ориентирована на решение задач, взаимозависимость сотрудников).
Рис. 12.3. Принципиальная схема проектирования организационной структуры управления персоналом
Технологии кадровой работы, обеспечивая единое и комплексное воздействие на весь персонал организации в целом: · интегрирует управление персоналом в общую систему управления организацией, увязывает его со стратегическими установками и оргкультурой; · включает развернутую систему постоянных и программных мероприятий по регулированию социально-трудовых отношений, планированию рабочих мест и т.п.; · предполагает тщательный учет качеств и профессиональных характеристик работников, а также результатов их деятельности; · предусматривает пропагандистскую и воспитательную работу как с работниками организации, так и с членами их семей; · централизует управление трудом в организации в руках одного из ее руководителей, а также осуществляет меры по совершенствованию механизма кадровой работы[168]. Основной целью работы с персоналом в современных условиях является формирование личности, обладающей высокой ответственностью, коллективистской психологией, высокой квалификацией, развитым чувством сохозяина предприятия. Система работы с персоналом отражается в таких важнейших документах, как: устав организации; философия организации; правила внутреннего трудового распорядка; коллективный договор; штатное расписание предприятия; положение об оплате и премировании труда; положение о подразделениях; контракт сотрудника; должностные инструкции; модели рабочих мест; регламенты управления. Работа с персоналом должна рассматриваться как система, включающая кадровую политику, подбор, оценку, расстановку, адаптацию и обучение кадров, и находить отражение в главных нормативных документах предприятия. Принципами организации работы с персоналом являются: · Профессионализм сотрудников и руководителя службы управления персоналом. · Соотношение администрирования и самоуправления в осуществлении кадровой политики. · Взаимодействие кадровой службы с другими структурами учреждения (организации, предприятия) и линейными менеджерами. · Лидерство в управлении персоналом: полномочия, авторитет, партнерство. .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|