Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.Т. Твардовский: «…мы держимся линии реализма».




А. Т. Твардовский: «…мы держимся линии реализма».

Из вступления на заседании Секретариата Правления Союза писателей СССР

15 марта 1967

«В самом деле, что же мы такое – «Новый мир»? Что это за журнал? С одной стороны, очевиден факт, что по крайней мере две трети художественных произведений, привлекавших в последнее время самый широкий читательский интерес и составляющих неотъемлемую часть того, чем в нашей литературе вправе гордиться общество, появилось на страницах «Нового мира».

Казалось бы, что же, хорошо. Передовой советский журнал, заслуживающий всякого одобрения.

С другой стороны, деятельность этого журнала как в печати, так и в устных публичных высказываниях характеризуется как порочная, очернительная…

Часто говорят: «Линия «Нового мира». И чаще всего под этим имеется ввиду линия дурная, порочная, противопоставляющая себя линии нашей партии в литературе. Подразумевается вообще, что само по себе наличие линии – это уже что-то греховное, противопоказанное советскому журналу.

Здесь, на мой взгляд, сказывается смешение понятий. Линия партии в литературе у нас одна, обязательная для всех журналов и газет. Но линия журнала – это частное, конкретное выражение линии партии, это лицо журнала, более или менее определившееся в единстве его идейно-эстетических пристрастий и принципов. Журнал, не имеющий такой линии, - это издание безликое, неразборчивое относительно формы и содержания публикуемых произведений, то есть серый журнал, каких у нас, к сожалению, достаточно.

«Новый мир» открыто заявляет о своих идейно-эстетических пристрастиях и воспринимает как похвалу странные упрёки в том, что он «гнёт свою линию». «Гнуть свою линию» - значит быть принципиальным, держаться того, в чем убеждён и что усвоено из того учения, которое всесильно, потому что верно.

Для меня лично всегда было ясно, что в области эстетики марксизм-ленинизм отдаёт предпочтение реализму, жизненной правде, проникновению в сложность явлений подлинной действительности, какая она есть, а не какой она может быть представлена, ибо воздействовать на действительность можно, именно видя её, а не заменяющую её схему.

Да, мы держимся линии реализма, правдивого отображения действительности, верности великим заветам русской классической литературы, являющей миру непревзойдённые образцы реалистического искусства.

Мы знаем, что именно своей требовательностью, непримиримостью к халтуре и пустозвонству мы снискиваем одобрение и симпатии читателей нашего журнала. И если говорить о том, что практика «Нового мира» берёт начало, если говорить о его линии, то можно указать на очерк Овечкина «Районные будни», опубликованный в 1952 году и впервые в советской литературе коснувшийся неблагополучия в сельском хозяйстве и несовершенств тогдашнего руководства колхозами.

Этот исходный для «линии» «Нового мира» материал породил, как известно, новую полосу в нашей очерковой литературе и породил целую плеяду мастеров, таких, как Дорош, А. Иванов, Можаев, Ю. Черниченко и др».

 

«Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма»

Из письма в ЦК КПСС детей коммунистов, необоснованно репрессированных Сталиным

24 сентября 1967

«В настоящее время с трибун, в печати, по радио и телевидению пропагандируются «заслуги» Сталина. Фактически это является пересмотром постановлений XX и XXII съездов КПСС.

Нас это тревожит. И не только потому, что наши родные и мы сами, как и миллионы других людей, стали жертвами созданной Сталиным машины преступлений. Нам тяжело сознавать, что в одобрение произвола в своё время были втянуты жестоко обманутые массы.

Это не должно повториться. Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель миллионов невинных людей.

Любые попытки обелить черные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.

Мы просим учесть все сказанное и рассматривать наше письмо как составную часть борьбы за коммунизм. Надеемся, что это письмо поможет предотвратить непоправимую ошибку.

П. Якир, Л. Петровский, А. Антонов-Овсенко, Ю. Ларин-Бухарин, Ю. Вавилов, А. Бокий, И Шляпникова и другие. Всего 43 подписи».

 

 

Сочинения и поведение А. Солженицына давно уже используются буржуазной пропагандой.

Выписка из протокола № 112 Секретариата ЦК КПСС

9 октября 1970

Совершенно секретно.

Согласиться с предложениями, изложенными в записке Отдела культуры и Отдела пропаганды ЦК КПСС (прилагается)

Секретарь ЦК КПСС М. Суслов.

Записка Отдела Культуры и пропаганды ЦК КПСС в секретариат ЦК КПСС

8 октября с г Нобелевский комитет (г Стокгольм, Швеция) присудил премию 1970 года в области литературы А. Солженицыну с формулировкой: «За ту этическую силу, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы». Как известно, кандидатура Солженицына выдвигалась на эту премию и в прошлые годы.

Сочинения и поведение А. Солженицына давно уже используются буржуазной пропагандой в антисоветских целях. Присуждение ему Нобелевской премии рассчитано на дальнейшее усиление этой кампании.

Полагали целесообразным:

1 Опубликовать в советской печати (газеты «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Литературная газета») краткое сообщение секретариата Союза писателей СССР с разъяснением того, что данная акция Нобелевского комитета носит не литературный, а политический характер. Сообщение секретариата правления СП СССР может быть сделано в форме ответа на вопрос корреспондента «Известий».

2 В «Литературной газете» опубликовать памфлет, раскрывающий существо политических спекуляций вокруг имени и творчества Солженицына на Западе.

3 Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию (т Лапин) и АПН (т Удальцов) в связи с решением Нобелевского комитета подготовить и распространить по соответствующим каналам на зарубежные страны необходимые пропагандистские материалы.

4 Проинформировать руководителей местных партийных комитетов (в устной форме) о провокационном характере присуждения А Солженицыну Нобелевской премии.

Отдел культуры ЦК КПСС

Отдел пропаганды ЦК КПСС».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...