Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Лекотека как форма социализации и обучения детей.  с нарушением интеллекта




Список литературы

1. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр / О. Ю. Епанчинцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигеева. – СПб. : Речь, 2016.

3. Люшер, М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство / М. Люшер. – М. : ИКСР, 2008.

4. Ратникова, Е. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми / Е. В. Ратникова, А. В. Гаврик. – СПб. : Речь, 2013.

5. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2008.

 

 

Лекотека как форма социализации и обучения детей

 с нарушением интеллекта

Нестерова Г. Р.,

педагог-психолог дошкольного отделения

МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска»

 

 

В течении последних десятилетий отмечается активный процесс реформирования системы дошкольного образования: появляются новые программы дошкольного воспитания, инновационные технологии коррекции нарушений развития, разрабатываются методические материалы. Необходимость этих процессов обусловлена увеличением количества детей с различными сложными нарушениями. Это в свою очередь требует качественных изменений в организации работы с детьми данной категории.

«Лекотека» – это форма дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает в себя занятия специалистов непосредственно с детьми, а также предполагает работу с семьей ребенка в целом.

Цели лекотеки:

1. Обеспечение максимально благоприятных условий для развития личности ребенка;

2. Психологическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

3. Помощь в решении психологических проблем, препятствующих поступлению ребенка в дошкольное образовательное учреждение, помощь в адаптации.

Проблема социально-психологического развития ребенка с особенностями в развитии, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является на сегодняшний день достаточно актуальной. Такая форма работы с детьми как лекотека помогает им легче адаптироваться к общественной жизни.

С целью обеспечения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБДОУ «Детский сад № 188 г. Челябинска» (в настоящее время реорганизован в дошкольное отделение МБОУ «С(К)ОШ №119 г. Челябинска») были разработаны индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, учитывающие особенности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Реализацией программ занималась междисциплинарная команда специалистов, включающая старшего воспитателя, учителя-дефектолога, педагога-психолога и музыкального руководителя. Вся работа с детьми строилась с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Занятия проходили на протяжении учебного года, в кабинетах, оснащенных всем необходимым для игровых занятий. Важным для ребенка моментом было присутствие на занятии мамы или другого близкого человека. С одной стороны, это снижает у ребенка тревогу в связи с незнакомой обстановкой и присутствием чужого человека – педагога, а с другой стороны, позволяет включать родителя в процесс игрового занятия, тем самым благоприятно сказывается на взаимодействии родитель-ребенок.

В 2014-2017 гг. состав детей (с интеллектуальными нарушениями), посещавших лекотеку, был следующим:

● Синдром Дауна – 3 ребенка;

● Расстройства аутистического спектра – 4 ребенка;

● Органические нарушения центральной нервной системы – 3 ребенка.

Возраст детей был от 3 до 7-8 лет. По расписанию дети посещали лекотеку 2-3 раза в неделю, продолжительность занятия составляла не более 1 часа. Занятия были комплексными, включали в себя различные виды деятельности, направленные на развитие психических процессов, речи, познавательной деятельности, мелкой и общей моторики. Каждое занятие было посвящено определенной теме в соответствии с планом занятий индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы.

Сначала занятия проходили в индивидуальной форме с целью адаптации ребенка к помещениям детского сада, а также знакомства с педагогами, непосредственно реализующими программу занятий.

Все занятия были организованы в форме игровой деятельности, так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Ребенок учится и познает окружающий мир через игру, и если у него не сформирована или нарушена игровая деятельность, то важно помочь ему восстановить это навык. Задача специалиста не только научить родителей или лиц, их заменяющих, играть с детьми, но и помочь им осознать, что отношение к ребенку, основанное на уважении, внимании, интересе, способствует его развитию. Специалист, играя с ребенком в присутствии родителей, которые наблюдают за процессом и организацией хода игры, представляет наглядный пример эффективного обучения и развития ребенка посредством игровой деятельности.

Постепенно педагоги переходили от индивидуальной к подгрупповой форме занятий с двумя-тремя детьми, в зависимости от тяжести основного дефекта. Такая форма занятий способствовала развитию у детей коммуникативных навыков, оказывала благотворное действие на их эмоциональную сферу. Один ребенок со сложными нарушениями развития продолжил занятия в индивидуальной форме. В ходе занятий использовались развивающие игрушки и методические пособия, а также методы арт-терапии, песочной и музыкальной терапии, пальчиковые игры и упражнения, игры в сухом бассейне, игры с кинетическим песком и различным природным материалом. На занятиях с музыкальным руководителем родители принимали активное участие, пели детские песни и потешки, танцевали вместе со своими малышами, что улучшало общую моторику и координацию движений, а также способствовало сближению родителей и детей.

Одна из задач лекотеки – привлечение детей с ограниченными возможностями к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ. Поэтому в рамках лекотеки были проведены общие праздничные мероприятия: «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта». Праздники создают психологически благоприятную обстановку и дают возможность общения родителей детей с проблемами в развитии. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, сочувствуют, сопереживают, поддерживают друг друга, делятся своим опытом, дают советы другим родителям, начинают ближе общаться друг с другом, интересоваться развитием других детей.

Итоги трехлетней работы лекотеки в ДОУ показали успешность деятельности специалистов. Неорганизованные дети 3-5 лет с различными сложными дефектами развития, посещавшие занятия в лекотеке, в дальнейшем смогли легче адаптироваться в группах детского сада, а дети 6-7 лет при выпуске из лекотеки смогли адаптироваться в детском коллективе начальной школы.

Таким образом, опыт работы лекотеки в рамках дошкольного образования показал, что использование частичной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство позволяет достигать положительных результатов в развитии и социализации детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...