Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детско-родительская группа как форма психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с расстройством аутистического спектра




Детско-родительская группа как форма психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с расстройством аутистического спектра

и генетическими нарушениями

Синицына Е. Н.,

педагог-психолог

МБДОУ «ДС № 448г. Челябинска»

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в последнее время попала в разряд наиболее актуальных. Изменившаяся современная семья, её финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных и педагогических технологий, более широкие возможности получения образования для детей с ОВЗ ведут специалистов к поискам новых форм взаимодействия с семьями детей с ОВЗ.

Следует отметить, что ситуация «проблемности» возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В эти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи). Родительское «непринятие» ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. Нарушения детско-родительских отношений приобретают эмоционально-неблагоприятные оттенки: отрицание, изолированность, страх, беспомощность. Лишь у части детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.

Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ с привлечением родителей в процесс совместной деятельности позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребёнка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции ребёнка в общество, его социальной адаптации и оптимизирует семейные отношения, формирует позитивные установки в сознании родителей. Родители начинают лучше понимать и осознавать собственные стереотипы поведения, могут взглянуть на себя со стороны «глазами других людей», становятся способными «по-новому» увидеть своего ребёнка, осознать свою позицию и стиль взаимодействия с ребёнком.

На основании комплексного подхода в работе с семьёй на базе дошкольного учреждения в течение 7 лет эффективно действуют детско-родительские группы: «Лучик надежды» организована для семей, воспитывающих детей с генетическими нарушениями (в основном с синдромом Дауна) и «Маленький принц», направлена на помощь семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра.

Основные задачи: изучить личностные особенности ребенка и особенности отношений в диаде – «родитель – ребенок», формировать адекватные родительские установки на социально-психологические проблемы ребёнка путём активного привлечения родителей в педагогический процесс, развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, содействовать социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.

Детско-родительские группы формируются на добровольной основе и обязательно включают не только родителей, но и взрослых, а также детей из ближайшего окружения ребёнка. Группы является открытыми, в течение года могут присоединяться новые семьи. Оптимальное число участников группы 10–12 человек. Возраст детей не ограничен. Встречи проводятся с периодичностью один раз в месяц, продолжительность встречи 1 час. Индивидуальная работа с семьёй проводится в отдельное время. Организуют и проводят встречу детско-родительской группы педагог-психолог и социальный педагог.

Преимущества групповой работы для родителей:

1. Групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или педагогом.

2. Родитель обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие семьи переживают подобные трудности.

3. Возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного, детско-родительского конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения.

4. Участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

5. Каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

Преимущества групповой работы для детей:

1. Дети в разновозрастной группе могут найти себе партнёра для игры.

2. Старшие, нормативно развивающиеся и дети с синдромом Дауна, организуя игры, театральные сказки и танцы для малышей, становятся более самостоятельными и чувствуют свою значимость.

3. Дети младшего возраста, подражая старшим, включаются в различные игры, расширяя тем самым опыт социального взаимодействия.

4. Для детей с расстройством аутистического спектра создаётся более комфортная, не пугающая обстановка, где вместе с родителем ребёнок может играть и общаться.

5. Положительное влияние родителей на ребенка оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нём нравственные качества и доброе отношение к миру.

Совместная деятельность в детско-родительских группах имеет общую структуру (организационный момент-встреча участников, приветствие, игры и упражнения на подражание, коммуникацию, подвижные и сенсорные игры, танцы, игра на музыкальных инструментах, создание совместной работы, чаепитие, прощание), но специфична в каждой детско-родительской группе. Так, например, для детей с РАС не всегда используется музыка, добавляются больше игр с ритмами, сенсорными материалами, учитываются предпочтения и особенности каждого ребёнка. Тематика встреч планируется в начале учебного года, но могут вноситься изменения.  

План работы детско-родительской группы «Лучик надежды»

Таблица 1

МЕСЯЦ ТЕМА
СЕНТЯБРЬ «Осеннее путешествие»
ОКТЯБРЬ «Папа, мама, я спортивная семья»
НОЯБРЬ «Мамин день»
ДЕКАБРЬ «Новогодний калейдоскоп»
ЯНВАРЬ «Олимпийские игры»
ФЕВРАЛЬ «Здравствуй, масленица»
МАРТ Всемирный день людей с синдромом Дауна (21 марта) «Встречаем весну»
АПРЕЛЬ «В мире творчества»
МАЙ «Летняя прогулка»

 

     Предлагаемая форма психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, позволяет смягчить переживания родителей и направить их деятельность на реальную помощь ребёнку, сформировать адекватные модели воспитания. В результате совместной деятельности родители становятся более активными в оказании помощи детям, расширяется круг общения, появляется интерес к социальной жизни: посещают совместно с детьми общественные организации, участвуют в концертных программах, форумах, акциях, мероприятиях, организованных общественными организациями и городской администрацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...