2.Короткая беседа о времени года
2. Короткая беседа о времени года Какое сейчас время года? Кто из животных просыпается? Какие птицы прилетают? (Ответы детей) Ещё появляются насекомые. Какие? (Дети перечисляют). И мы отправляемся на поиски паучка. Игра «Копна, тропинка, кочки». Идём по тропинке- на месте шагаем, кочка- приседаем, копна – руки вверх поднимаем. 3. Рассматриваем паучка из фольги или синельной проволоки (гладкий, холодный и т. д. ) Ребята, как вы думаете, что может делать паучок? Дети отвечают (бегать, делать паутинку и др. ) Попробуем нарисовать паутинку на спине (рисуем в паре) 4. Массаж «Паучок» Паучок-паучок. /Плавно водим по спине/ Вдруг закапал дождик, /Постукиваем пальцами по спине/ Паутинку смыл. /Мягко поглаживаем от шеи/ Паучок наш трудится опять. /Снова указательным пальцем рисуем по спирали/ 5. Раскрашиваем «паутинку» резиночками (показываем детям способ закрепления резинок на салфетке). 6. Предлагаем детям соединить «паутинки», так чтобы получилась одна большая «паутинка». 7. Обсуждение. Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Интересно ли было работать с одной паутинкой? Возникали ли ссоры, затруднения? Как изменилось настроение после знакомства с паучком? Применение разноцветного, привлекательного и приятного на ощупь нетрадиционного для игры материала позволяет детям получить не только сенсорные ощущения, но и научиться бесконфликтному общению (договориться, обменяться резиночками и т. д. ). В развитии моторных умений резинки, как оказалось, тоже имеют преимущества: их можно растянуть, сплести между собой или сложить маленькую в большую. Цветные резинки можно использовать педагогам в качестве разнообразия дидактических материалов: формировать счётные представления, изучать цвет и величину, также развивать память, мышление и речь. Разноцветные резинки оказали влияние и на творческую активность специалистов дошкольного учреждения, и вскоре появится сборник игр и упражнений.
Список литературы 1. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 2. Колягина, В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие / В. Г. Колягина. - М.: Прометей, 2016. 3. Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб., 2000. 4. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. –СПб.: Речь, 2008. 5. Красный, Ю. Е. АРТ – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств / Ю. Е. Красный. –М.: Дорога в мир, 2014. 6. Лебедева, Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР / Е. Н. Лебедева. - М.: 2004. 7. Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Д. Мардер. - М.: Генезис, 2007.
Система работы по профилактике и реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Тубулбаева Д. Х., педагог-психолог МБДОУ «ДС №35 г. Челябинска»
Огромную роль в профилактике детской инвалидности играет семья. Только семья может сделать для ребёнка больше, чем кто-либо, поскольку проводит с ним больше времени. Знает его гораздо лучше, чем кто-то еще. Любому ребенку, а особенно с ограниченными возможностями здоровья, нужна счастливая и полноценная семья, которая понимает и принимает его проблемы и трудности и помогает их преодолевать. Неизменное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребёнка, его умственному, физическому и нравственному развитию.
На сегодняшний день инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условий, необходимых для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Существуют психологические факторы, влияющие на риск рождения женщиной ребенка инвалида: ● Психологический статус семьи. Среда, в которой протекает беременность, должна быть благоприятной, спокойной, доброжелательной, чувствовалась эмоциональная поддержка от членов семьи. Кроме того, важным фактором благополучного протекания беременности считается коммуникативная сфера личности беременной женщины, т. к. наличие близких, доверительных отношений, поддержки окружающих, возможности разделить с ними переживания этих важных периодов становления материнства являются залогом адаптивности женщины, ее социальной устроенности и психологического комфорта. ● Личностные особенности женщины. Оптимизм и эмоциональная стабильность считается значимой личностной чертой для беременных женщин, поскольку позитивная оценка мира способствует лучшей адаптации и гармоничному принятию беременности и материнства. Однако сниженный фон настроения, постоянно присутствующие негативные эмоции способны вызывать тяжелые патологии течения беременности. В период беременности женщины становятся более сенситивными. Эти качества необходимы будущей матери, т. к. сенситивное общение и воспитание способствует успешной адаптации ребенка и его полноценному развитию. Эти качества необходимы беременной для адекватного восприятия сигналов, исходящих от будущего ребенка. Для решения проблем детской инвалидности необходимо комплексное решение задач. Основной задачей по профилактике и реабилитации детей-инвалидов, предполагает снижение степени инвалидности до возможно полной реабилитации, либо реализации мер, помогающие приспособиться к жизни, получить образование и работу, обрести достойную и социальную ценность. Содержание работы различных учреждений, занятых проблемой инвалидности, должно все больше определиться конечными социальными, а не только клинико-физиологическими показателями.
Далее мной представлена структура помощи семье. 1. Обучающие занятия. Цикл занятий направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Форма работы: индивидуальная, совместно с ребенком. На них приглашаются родители детей «группы риска» исходя из результатов диагностики. 2. «Школа для родителей». Целью создания такой школы является поддержка семьи, в которой растет ребенок-инвалид. Для социальной, психолого-педагогической информационной поддержки и просвещения родителей (законных представителей), а также освоение ими базовых навыков для самостоятельной реабилитационной деятельности на дому, через организацию индивидуального сопровождения семьи. Форма работы: групповая На них приглашаются родители детей «группы риска», исходя из результатов диагностики. 3. Социально-психологический тренинг. Целью этой работы является обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в отделе социального обеспечения, транспорте, магазине и пр. ) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им, родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными. На них приглашаются родители детей «группы риска» исходя из результатов диагностики. Представим некоторые из них. ● Социально-психологический тренинг «Тропинка родительской мудрости». Цель: формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений.
● Социально-психологический тренинг «Коммуникативное общение и взаимодействие с ребенком в семье». Цель: развитие коммуникативных умений и личностного взаимодействия между родителями и детьми». ● Социально-психологический тренинг «Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека». Цель: укрепление и восстановление психологического здоровья родителей, формирование положительного самовосприятия, самоуважения. ● Социально-психологический тренинг «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях» Цель: знакомство со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и путями выхода из них. ● Социально-психологический тренинг «Эмоциональное благополучие ребенка в семье». Цель: формирование эффективного эмоционального взаимодействия. С помощью тренингов родители учатся: - анализировать свое эмоционально состояние, справляться с ним; - оказывать помощь и поддержку членам своей семьи; - находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций; - использовать техники эмоционального и мышечного расслабления; - формировать позитивные психологические установки. 4. Психологическое консультирование семьи. Цель консультирования — помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов, обеспечения возможностей личностного роста. Форма работы: индивидуальная Родители посещают консультации психолога по запросу. Психологическое консультирование строится на основе личностных, телесно-ориентированных, релаксационных методиках и техниках. Представим некоторые из них: - методика «Семейная социограмма», - методика «Мое тело», - методика «Дорога домой», - методика «Цветовой тест» Люшера, - методика «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинд. Одна из основных задач на сегодняшний день, расширять методы и формы работы психолого-педагогической службы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ. Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие её собственных ресурсов и инициативы. Так, как только превращение семьи в активный субъект социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребёнка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|