Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестирование: экскурс в историю




От издательства

Ваши замечания, предложения и вопросы отправляйте по следующему адресу электронной почты: [email protected] (издательство «Питер», компьютерная редакция).

Мы будем рады узнать ваше мнение!

На сайте издательства http://www.piter.com вы найдете подробную информацию о наших книгах.

глава 1

 

Человек познает себя

 

• Тестирование: экскурс в историю

• Что измеряет IQ?

• Измерять или не измерять?

 

 

Тестирование: экскурс в историю

Что такое интеллект? Один шутник в ответ на этот вопрос остроумно заявил: «Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!» Такое «скромное» определение наталкивает на мысль: определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.

Итак, относительно интеллекта существует два мнения (вернее, было два в XIX веке).

1. Интеллект — черта сугубо наследственная. Человек рождается либо умным, либо дураком. Таков приговор. Значит, если на чьем-либо генеалогическом древе созревали «яблочки с червоточинкой», не бывать ему выставочным экземпляром? Да, как ни печально. Угораздило родиться во второсортном семействе, и сразу на лоб штамп — «некондиция».

2. Уровень интеллекта связывали со скоростью восприятия или реагирования человека на внешние стимулы. В 1816 году немецкий астроном Бессель после проведенных опытов утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку. Думается, такой подход был куда более научным: по быстроте реакции и сейчас летчиков проверяют на профпригодность.

В 1884 году выдающийся английский психолог Фрэнсис Гальтон провел серию тестов, определяющих уровень интеллекта.

Тестирование проводилось на Лондонской международной выставке, где было множество привлекательных для любопытствующей публики вещей. Одной из них был павильон, в котором каждый посетитель за три пенса мог измерить и оценить свои физические возможности: быстроту реакции, объем легких, умение различать цвета.

С результатами Гальтон ознакомил научную общественность. Ученый был почти уверен, что представители избранных семейств (как сейчас сказали бы, VIP-персоны) в интеллектуальном плане выше других людей. Кроме того, Гальтон был совершенно убежден, что женщины в этой области явно (какая самонадеянность!) уступают мужчинам. Каково же было его удивление, когда сделали сравнительный анализ. Выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных ни скоростью реакции, ни другими параметрами. Мало того, уровень многих показателей у женщин оказался выше, чем у мужчин.

С помощью подобных экспериментов и накапливались на протяжении многих лет знания о возможностях человеческого разума.

В тестах, которые были разработаны гораздо позже, показателем эффективности мышления служило время, затраченное испытуемыми на решение предложенных задач. Главным мерилом интеллекта для психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием человек, тем больше он набирал очков. Испытуемых стали делить на «отсталых» и «сверходаренных».

Широко известны опыты по определению уровня интеллекта у детей, проводившиеся ученым из Франции Альфредом Бине еще в начале XX века. Правительство поручило ему составить специальную шкалу умственных способностей для школьников. Поскольку всеобщее обязательное обучение французских детишек было введено в 1881 году, классы с каждым годом становились все более переполненными. За одной партой сидели смышленые дети и глуповатые. Бине предстояло выявить одаренных и умственно отсталых.

Ученикам давалось задание. Учитывалась скорость его выполнения (кстати, и в современной школе это один из главных критериев для определения уровня интеллекта). При этом от детей требовалась еще и полная мобилизации памяти. В результате выявилось, что большинство школьников справились с задачей за примерно одинаковый промежуток времени, который стали считать средним; некоторые выполнили задание гораздо быстрее; часть детей значительно отстала. На основании этих данных школьников распределяли по классам: одних отправляли в предыдущий класс, других переводили на класс старше, третьих оставляли на месте.

Мы тоже знакомы с подобной процедурой отсеивания в школе, только выражаем несколько иными словами — «сдать экзамены экстерном», «остаться на второй год», «получить средний балл».

Идеологов и политиков тоже интересовала проблема происхождения интеллекта. Время от времени в научной среде появлялись идеи о том, что высокий уровень умственных способностей — наследственное свойство и является в основном прерогативой высшей расы, например белой. Мир до сих пор с содроганием вспоминает, во что обошлась идея Гитлера о «сверхчеловеке».

Тест Бине для определения уровня развития у детей стал основой исследований, проводимых американским психологом Льюисом Медисоном Терменом. После значительной доработки он адаптировал тест к условиям США, фактически создав новый тест, получивший название шкалы Стэн-форд — Бине. Прагматичным американцам детских тестов было мало, и они решили перед первой мировой войной набирать солдат в армию с помощью тестов. Началось массовое обследование новобранцев. Грамотные парни проходили «армейский тест альфа», а неграмотные — «армейский тест бета».

Первый вариант очень напоминал тесты, разработанные Бине для детей, и содержал различные вербальные задания: в одном требовалось дать практические суждения, во втором надо было подобрать синонимы, в третьем — продолжить последовательность чисел. В тесте для неграмотных оценивалось выполнение невербальных заданий. Нужно было, например, складывать кубики по определенной модели, дополнять изображения, находить путь в нарисованных лабиринтах, строить геометрические фигуры и т. п. В зависимости от того, умел ли человек читать и писать или нет, подходы к количественной оценке его интеллекта были индивидуальными.

Позже возникла идея объединить вербальную и невербальную части теста, чтобы можно было оценить обе стороны интеллекта у одного и того же человека. Так в нашу жизнь вошли первые тесты для взрослых.

В 1939 году американец Дэвид Векслер создал первую шкалу интеллекта для взрослых, а в 1949 году — для детей. Тесты обеих шкал представляли собой набор вербальных и невербальных заданий для испытуемых. Векслер рассуждал следующим образом: человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Он был убежден, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Иначе говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».

Современный научный мир в лице большинства психологов согласен именно с таким определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Сейчас для оценки интеллекта чаще всего используются тест Стэнфорд—Бине и шкала Векслера.

Время и выводы ученых показали, что тестирование интеллекта не является панацеей.

Весьма условным оказалось разделение людей на группы «средних», «отсталых» и «сверходаренных». Такая сортировка мало что говорила об их истинной социальной ценности. Эту мысль подтвердил Термен, который вместе со своими сотрудниками на протяжении долгого времени отслеживал судьбы людей с повышенным IQ. Психологи выявили поразительный факт: ни один из «сверходаренных» не стал новым Моцартом, или Эйнштейном, или Пикассо. Увы, никто из этих людей не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории своей страны. Подобные испытуемые были просто законопослушными гражданами, добились заметного положения в обществе, но не более того — гениальных творцов из них не вышло. Ученые снова призадумались.

Психологи стали понимать, что представление о едином интеллекте не вполне соответствует действительности и не отражает всего разнообразия задач, которые возникают при адаптации к окружающему миру. Каждый человек в обыденной жизни действует по-своему.

Американский психолог Луис Леон Тёрстон — один из инициаторов применения математических методов в психологи и социологии — исследовал различные стороны интеллекта и выявил семь так называемых первичных умственных потенций.

1. Способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. Вербальная (словесная) гибкость, то есть способность человека легко выражать свои мысли, используя наиболее подходящие слова.

3. Вербальное восприятие — способность понимать устную и письменную речь.

4. Пространственная ориентация — способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве.

5. Память.

6. Способность к рассуждению.

7. Быстрота восприятия сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.

По утверждению Тёрстона, необходимо лишь разработать отдельные тесты, позволяющие определять уровень каждой из этих способностей, и тогда можно будет с большой степенью правдоподобности получить пример умственного потенциала индивидуума.

С таким упрощенным подходом не согласился психолог Гилфорд, который выделил уже 120 составляющих интеллекта.

Психолог Томсон не остановился на анализе способностей или факторов, благодаря которым могут решаться различные задачи, предлагаемые испытуемым. Он принялся изучать сами задачи и пришел к выводу, что «для выполнения любого задания, будь то приготовление какого-то блюда, овладение музыкальным инструментом, ремонт автомобильного мотора или изучение раздела нашей книги, — необходимо одновременное участие множества различных и, как правило, специфических факторов». Причем факторы эти сугубо индивидуальны. Их наличие зависит от накопленного багажа знаний и от особенностей мышления, которые могут быть врожденными или приобретенными. Поэтому, как полагал Томсон, очень трудно или даже невозможно измерять и сравнивать между собой столь разнообразные и индивидуальные способности людей.

 

Что измеряет IQ?

Еще в самом начале XX в. немецкий психолог и философ Вильям Штерн предложил оригинальный математический подход к определению уровня человеческого интеллекта. В результате очень простых расчетов ученый вывел показатель, который назвал коэффициентом интеллекта, или IQ (от англ. Intellectual Quotient — «интеллектуальный показатель»). Итак, коэффициент интеллекта — количественный показатель умственного развития, представленный отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в проценты.

Действительно ли IQ является универсальным измерителем интеллектуальных способностей? Оказывается, у специалистов есть множество сомнений по этому поводу и претензий к тесту. Некоторые психологи не без основания считают, что результат подобной проверки больше связан с умением решать типовые задачи, а не с остротой ума и сообразительностью. Опытным путем выявлено, что более высокий балл чаще набирают те школьники и студенты, которые ранее уже выполняли аналогичные задания на занятиях. Те же, кто впервые столкнулся с подобным испытанием, в первый раз справляются гораздо хуже, чем при повторном тестировании.

Следовательно, такими тестами можно измерить разве что уровень «натасканности» на решение задач определенного типа. Можете проверить справедливость этого утверждения на себе: несколько раз пройдите тест на определение IQ. Первая попытка, например, может показать результат «чуть выше средних», зато вторая и третья, когда уже будут известны все нюансы и ловушки теста, порадуют «резко возросшими умственными способностями», подтверждением чему станут набранные баллы.

 

Измерять или не измерять?

Само собой, бум тестирования, охвативший многие сферы жизни в последние десятилетия, неизбежно привел к росту соревновательности. Люди стали гнаться за баллами и достигать результатов, достойных «Книги рекордов Гиннесса». Приведу лишь некоторые интересные факты.

Мало иметь только высокие баллы IQ, для того чтобы подняться на вершину карьерной лестницы, о чем писал в своей книге «Ум миллионера» Томас Стенли. В ней автор привел результаты опроса 733 мультимиллионеров США. Когда их попросили оценить факторы, обеспечившие им успех, то на первом месте оказались не мыслительные способности (в том числе и высокий IQ), а такие качества, как честность, умение ладить с людьми, поддержка семьи, дисциплинированность, высокая работоспособность.

Так что претензия тестов IQ на универсальность кажется необоснованной. Реальность подтверждает, что они выявляют лишь способность решать стандартные задачи, а сами тесты ориентированы

на определенный тип мышления. Какой? Прежде всего, требуется логическое мышление, умение обобщать и классифицировать предметы. А ведь такой подход не дает возможности выявить людей со способностью к нестандартным решениям.

 

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Первой в мире по уровню IQ является американка Мэрилин Во Саван. Еще в 1989 году, когда ей было всего десять лет, она установила рекорд, до сих пор никем не побитый, и тем самым вошла в топ-список Mensa International. Ее IQ равняется 228. Однако это единственное ее высокое достижение. Сейчас она работает журналисткой и особыми талантами не блистает. Второе место в мире по коэффициенту интеллектуального развития занимает безвестная домохозяйка из Бразилии. Ученые из Стэндфордского университета, проследив на протяжении нескольких десятилетий судьбу десятков людей со сверхвысоким IQ, обнаружили, что мало кто из них достиг выдающихся успехов.

 

Всем известно, что Эйнштейна ругали в школе за плохую сообразительность, Эдисон был последним в классе по успеваемости, а родные Дарвина вообще сомневались в умственных способностях будущего создателя эволюционной теории.

Скорее всего, если бы им в наше время пришлось проходить тест на определение уровня интеллекта, они бы набрали смешные баллы и им бы указали на дверь, не предложив вакансии.

Что же из этого следует? Доктор психологических наук Александр Шмелев делает такие выводы: «Низкий результат IQ не всегда говорит об отсутствии интеллекта, а всего лишь может свидетельствовать о неумении решать определенные тестовые задания, о замедленном процессе усвоения инструкции, что бывает следствием более глубокого стиля обработки информации. Некоторые тугодумы обладают мощным интеллектом подобно тому, как лошади-тяжеловозы проигрывают скакунам в резвости, но могут тащить более тяжелый воз. Хотя не стоит при этом совершать логическую ошибку, полагая, что все тугодумы умнее, чем обладатели высокого IQ. Статистика показывает, что связь IQ-балла и умственной производительности существует, хотя она и не однозначная, а вероятностная — аналогичная той, которая существует между ростом и весом человека: чаще всего высокий

человек тяжелее низкорослого, но и это далеко не всегда».

Так что не расстраивайтесь, если количество набранных вами баллов после прохождения теста Айзенка оказалось невысоким. Ведь на качество выполнения заданий часто влияет их непривычная формулировка. Например, замечено, что для решения некоторых задачек требуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё». Казалось бы, такая мелочь! А на результате сказывается. Поэтому не надо торопиться с выводами и тем более не стоит заниматься самобичеванием.

Что можно посоветовать? Проходить самотестирование лучше тогда, когда у вас ровное настроение и есть желание заняться проверкой собственного интеллекта. Прежде чем начнется отсчет времени, потратьте несколько минут на ознакомление с инструкцией: это тоже влияет на результат.

Надо заметить, что в наше время существует немалое количество тестов, определяющих уровень интеллекта. Совершенно не исключено, что при прохождении другого варианта показатели будут отличаться слегка или даже кардинально. Кстати, у вас есть возможность проверить справедливость моих слов. На компакт-диске, прилагаемом к книге, есть еще один подобный тест (рис. 1.1). Откройте программу, зарегистрируйтесь (чтобы была возможность сделать распечатку результата, если возникнет такая необходимость), сосредоточьтесь и приступайте: нажимайте кнопки с верными, на ваш взгляд, ответами. Будьте внимательны. Желательно, чтобы никто в это время не стоял за плечом, не давал «полезных» советов и не отпускал едких замечаний по поводу ваших заминок и промахов. В конце концов, это не коллективное развлечение, а ваше личное, интимное, можно сказать, дело. Отнеситесь к проверке своего интеллекта серьезно. Тем более что дальше будет предложено немало тестов, где коллективные ответы уместны и целесообразны.

Если вам предстоит подобное тестирование при поступлении на новое место работы, не грех потренироваться в домашних условиях, чтобы хоть немного представлять себе, что вас ожидает, и не растеряться потом, не потратить впустую время, которое в подобных тестах всегда ограничено.

К слову сказать, мода на тесты охватила Россию с небольшим опозданием. Думается, ее пик скоро пройдет, как это случилось и в Старом, и в Новом Свете.

Рис. 1.1

Тест IQ

 

В США, например, начальный отбор кандидатов на вакантную должность давно происходит на основании подробных резюме, в которых особое внимание обращается на дипломы и сертификаты, опыт работы, достижения претендента. В европейских странах тестовые задания используют для диагностики олигофрении у детей и подростков, а поголовное тестирование по любому поводу давно вышло из моды.

И еще замечу: проходить тест или нет — дело добровольное. Любой человек может от него отказаться, ссылаясь на Трудовой кодекс РФ, в котором говорится: «...никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника-Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда».

Не забывайте, что низкий показатель IQ не может служить причиной отказа в приеме на работу. Если наниматель ссылается именно на эту причину, вы имеете полное право опротестовать ее.

 

Глава 2

 

Тайны темперамента

 

• Узнайте о главном

• Марафон вашей жизни

• Не будите во мне зверя!

 

Узнайте о главном

 

Некий мудрец сказал: «Как ты можешь знать людей, если ты не знаешь себя?»

Тестирование по Кеттэлу — процесс занимательный и весьма полезный. Оно позволяет человеку заглянуть в свой внутренний мир и относительно объективно оценить свои достоинства и недостатки (рис. 2.1).

Продуманная и научно обоснованная последовательность вопросов только на первый взгляд кажется хаотичной, забавной и несколько несерьезной. На самом деле эти вопросы, больше похожие на рассуждения, как раз и копают вглубь, словно ваш собственный внутренний голос спрашивает о самом потаенном, о чем говорить вслух, публично, не принято. Отвечайте откровенно: какой смысл лукавить перед самим собой, если хочешь познать свою истинную сущность? Всего в этом опроснике 187 пунктов. Немало, можете сказать вы. Стоит ли тратить на них свое время? Судите сами. Вот лишь некоторые примеры.

- Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справиться со своими трудностями.

- Я чувствую некоторое беспокойство при виде диких животных, даже если они находятся в прочных клетках.

- Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний.

- Я делаю саркастические (язвительные) замечания по поводу людей, если они этого, по моему мнению, заслуживают.

- Мне больше нравится полуклассическая, чем эстрадная музыка.

- Если бы я увидел дерущихся соседских детей, то я дал бы им возможность договориться самим.

- При общении с людьми я с готовностью вступаю в разговор.

- Я остановился бы на улице, скорее чтобы посмотреть на работу художника, чем слушать, как ссорятся люди.

- Я могу ладить с самодовольными людьми, несмотря на то что они хвастаются или слишком много о себе воображают.

Рис. 2.1

Тест Кеттэла

 

- По лицу человека почти всегда все можно заметить.

- Было бы хорошо, если бы отпуск был более продолжителен, и каждый был бы обязан его использовать.

- Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом.

- Я говорю о своих чувствах, только если это необходимо.

- Время от времени у меня возникает чувство определенной опасности или непонятного страха по непонятным причинам.

- Когда меня правильно критикуют за то, в чем я виноват, я испытываю чувство вины.

- За деньги можно купить почти все.

- Моими решениями руководит разум.

- Большинство людей были бы более счастливы, если бы они были ближе друг к другу и поступали так же, как все.

- Когда я смотрю в зеркало, мне трудно разобраться, где у меня правая, а где левая сторона.

- При разговоре я предпочитаю высказывать свои мысли так, как они приходят мне в голову.

- После того как меня кто-то сильно рассердит, я довольно быстро успокаиваюсь.

- В своей жизни я почти достигаю поставленных целей.

- Устаревший закон следует изменить только после глубокого, основательного обсуждения.

- Я чувствую себя «в своей тарелке», когда дело требует от меня быстрых действий.

- Большинство знакомых считает меня интересным рассказчиком.

- Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, я принимаю их такими, какие они есть.

- Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в Центре внимания группы людей.

- Я рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо коллективной встрече.

- Если меня назначают руководителем чего-либо, я настаиваю на том, чтобы мои указания выполнялись, иначе я отказываюсь от этой работы.

- Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел следить за результатами и соблюдением правил.

- Время от времени у меня появляется потребность в интенсивной физической деятельности.

- Я скорее предпочел бы общаться с вежливыми людьми, чем с грубоватыми и любящими возражать.

- Я чувствую себя униженным, когда меня критикуют в присутствии группы людей.

- Если меня вызывает начальство, то я боюсь, что это связано с какой-нибудь оплошностью в работе.

- При чтении я сразу замечаю, когда автор произведения хочет меня в чем-то убедить.

Уделите всего полчаса своего драгоценного времени, и вы получите научно обоснованный вывод о своем характере, склонностях, способностях, скрытых от вас самих, внутренних резервах и тайных желаниях. Ваш характер будет разложен по полочкам в деталях и подробностях, которые могут удивить или порадовать. А возможно, результаты теста заставят вас задуматься о том, что пора бы уже в чем-то повзрослеть, стать участливее к чужим проблемам и терпимее относиться к окружающим, изменить свой взгляд на жизнь и начать ценить каждое ее мгновение.

Так, если тест констатировал, что вы «недоверчивы, излишне скептичны, непреклонны до упрямства, часто без особых причин сердитесь, доходя до жестокости, слишком бываете мрачны», — это тревожный звоночек. Значит, нужно принимать срочные меры: разгонять душевные тучи, чтобы внутренний барометр показывал «ясно, солнечно». Иначе есть шанс остаться в гордом одиночестве.

Результат теста может быть и диаметрально противоположным, выявив, что вам свойственны такие качества, как «мягкосердечность, в то же время связанная с небрежностью, доверчивость, легкость приспособления за счет склонности идти на поводу, потеря равновесия духа при расстройствах, переменчивость в отношениях, неустойчивость в интересах, беспокойство, уклонение от ответственности, уступчивость, отказ от работы, а также тяга к участию в спорах и проблематичных ситуациях». Самое время задуматься о том, что этот «букет» не позволит вам подняться по карьерной лестнице и стать душой коллектива. Стоит начать работу над собой.

Если же тест характеризует вас как человека, обладающего «изысканностью, умением вести себя в обществе, точностью умозаключений, эмоциональной выдержанностью, эстетической изощренностью, проницательностью по отношению к другим, честолюбием, самоуверенностью в сочетании с веселым, жизнерадостным характером, безмятежностью и спокойствием», — так держать! Тогда ваше плавание по безбрежному и непредсказуемому океану человеческих взаимоотношений и эмоций будет интересным, безопасным и приятным для окружающих и для себя, любимого.

Если вам понравилось нырять в глубины своей психики, советую также пройти личностный тест Айзенка. Подробно расспрашивая испытуемого, казалось бы, на совершенно отвлеченные темы, программа делает выводы о его характере и темпераменте (рис. 2.2).

 

Марафон вашей жизни

 

Одним людям все в жизни дается легко, словно играючи, в то время как другим даже из-за пустяка приходится прикладывать немалые усилия. Однако это связано с личным обаянием, с тем, насколько мы умеем воздействовать на окружающих, завоевывать их расположение и в чем-то переубеждать.

Говорят, у человека может и не быть врожденного обаяния. Так ли это? Можно ли стать привлекательным для других, если изначально не владеешь этим искусством?

Вопрос непростой. Прежде всего, безусловно, человек должен очаровать самого себя, то есть почувствовать уверенность в собственных силах.

А у вас есть обаяние? Умеете ли вы воздействовать на людей? Если вас это интересует, ответьте на вопросы теста «Насколько вы обаятельны?».

Конечно же, я не смогла пройти мимо этого теста.

1. Можете ли вы увлечь человека своей идеей, говоря с ним только по телефону? — «Да».

2. Вы неожиданно добились успеха у того, кто вам не особенно симпатичен. Изменится ли у вас мнение о нем, станет ли он для вас более приятен с этого момента? — «Нет».

3. Когда вы пишете, строчки не «ползут» вверх? — «Нет».

4. Можете ли вы с улыбкой избежать неприятных вопросов? Есть ли у вас привычка не спорить, оставаясь при своем мнении? — «Да».

5. Прислушиваетесь ли вы в спорах к другому мнению, с которым не согласны? — «Да».

6. Были ли вы в детстве всеобщим любимцем взрослых? Все с восхищением смотрели на вас? — «Да».

7. Часто ли вам говорят комплименты от чистого сердца, бескорыстно? — «Да».

8. Давно ли вы смотрелись в зеркало? — «Нет».

Результат: «Бесспорно, вы приятный в общении человек, с чувством собственного достоинства, без излишней суетливости, у вас есть обаяние. Вам нет нужды менять свой характер только для того, чтобы заставить других обожать вас».

Замечательный вывод. Но разумному человеку не стоит останавливаться на достигнутом — нет предела совершенству. Если кто-то, добившись определенного результата, сказал себе: «У меня все отлично! Я получил то, что хотел, и больше не надо напрягаться!» — значит, человек остановился в своем развитии. Это добровольный финиш, за которым только один путь — назад, к деградации.

У разумных людей марафон жизни бесконечен, как бесконечен процесс самосовершенствования.

Кому не хочется быть интересной, неординарной личностью? Чтобы такая репутация прочно за вами закрепилась, необходимо постоянно пополнять знания и развивать определенные черты характера. Вот несколько практических советов.

Рис. 2.2

Личностный тест Айзенка

 

- Эрудиция и увлеченность каким-либо интересным делом — вот те отличительные черты, которые нельзя не заметить. Ваша интеллектуальная привлекательность находится в прямой зависимости от широты ваших интересов и знаний. Как известно, именно это и вызывает в окружающих чувство уважения.

- Есть хорошее слово «доброжелательность», то есть способность желать добра. Если отсвет этого душевного качества люди увидят на вашем лице, они сами потянутся к вам. Просто улыбнитесь им приветливо. Ведь ничто не ценится так дорого, как доброта и умение ею делиться.

- Обратная сторона ораторского искусства — способность быть благодарным слушателем. Это особенно стоит запомнить тем, кто любит и умеет выступать перед аудиторией. Если научитесь так же здорово слушать, цены вам не будет.

- Принимайте себя таким, какой вы есть от природы. Самокопание и самоуничижение могут длиться бесконечно и обязательно скажутся на характере не лучшим образом. Да, у вас есть недостатки, и, возможно, где-то вы оказались не правы. Такова жизнь. Но ведь хороших черт в вас гораздо больше! Вот на них-то и надо сосредоточиться. Это придаст уверенности и позволит на равных побороть недостатки.

- Индивидуальность — неотъемлемое свойство личности. Зачем стараться быть чьей-то тенью или копией? Самые высокие оценки получают от окружающих те, кто всегда демонстрирует чувство собственного достоинства и не изменяет ему ни при каких обстоятельствах.

- «Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Пусть лучше он прогнется под нас...» — слова этой песни Андрея Макаревича могут стать девизом для человека принципиального и свободного. Нет нужды мириться с тем, что вам чуждо и неприятно, даже если ваша позиция не соответствует чьему-то «высокому» мнению. Истинные друзья, да и все честные люди, оценят ваше стремление к независимости по достоинству.

- В разговоре следует учитывать интересы собеседника, а не только свои.

- Отбросьте ложную скромность и старайтесь при возможности показывать свои способности и знания. Если ваш творческий поиск продвигается успешно, это будет заметно и окружению.

- Если разговариваете с кем-то, не отводите взгляд в сторону. Это настораживает собеседника и заставляет его усомниться в вашей искренности.

- Чувство юмора — мостик, который легче всего перебрасывать от человека к человеку, чтобы установить дружеский контакт. Помните это и шутите почаще. Ведь наукой доказано, что положительные эмоции и смех продлевают жизнь.

- Надеюсь, эти нехитрые советы помогут вам стать человеком, приятным во всех отношениях.

 

Не будите во мне зверя!

Так называется еще один тест из нашего сборника. Вы уже, вероятно, догадались, что речь пойдет о том, как мы реагируем на внешние раздражители и насколько способны контролировать свои эмоции. Для начала не лишним будет понять, от чего это зависит. Многие думают, что наше поведение в неприятной ситуации определяется характером и воспитанием. Однако это отнюдь не всегда соответствует истине. Наша первая реакция зависит от темперамента.

Что же такое темперамент? Ученые дают следующее определение: «Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения». Под динамикой подразумеваются темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических, в частности эмоциональных, процессов, а также некоторых внешних реакций.

Таким образом, темперамент всего лишь характеризует психическую и физическую подвижность личности. Не более того. Он отнюдь не раскрывает наши убеждения, взгляды, интересы, не определяет возможностей и способностей, не является показателем ценности человека в обществе.

Для простоты можно выделить основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в стремлении каждого конкретного индивидуума действовать, осваивать окружающую реальность и преобразовывать ее, проявлять себя в повседневной деятельности. Конечно, разным людям присуща разная степень психической активности — это заметно невооруженным глазом. Обычно можно наблюдать две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — повышенная энергичность, страстность и стремительность. Как раз между этими двумя полюсами располагаются представители четырех темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность. Проявляется она в двух аспектах: во внешней подвижности или, наоборот, сдержанности человека, о чем можно судить по скорости, силе, резкости, интенсивности его мимики, жестов, ходьбы и т. д.; в речи человека, то есть в его разговорчивости или молчаливости.

3. Эмоциональная активность, впечатлительность. Ее показатели — восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям, импульсивность, эмоциональная подвижность, которая выражается в быстрой смене настроения.

Понятно, что темперамент человека проявляется в его поступках и поэтому имеет внешние, надо сказать, довольно устойчивые признаки. По ним-то и можно до определенной степени судить о некоторых особенностях того или иного темперамента.

Характеристика свойств темперамента досталась нам в наследство от великого древнегреческого врача Гиппократа, жившего еще в V веке до нашей эры. Его труды содержали описание четырех типов темперамента — сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического. Надо сказать, что эта классификация "и по сей день не претерпела существенных изменений.

 

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь (sanguis), лимфа (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melan chole). Преобладающий вид жидкости определяет тип темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Конечно, отсутствие необходимых знаний в области анатомии и микробиологии не позволило в те времена подвести под учение о темпераментах подлинно научную базу. Только исследования физиологии высшей нервной деятельности, проведенные русским ученым И. П. Павловым, установили, что материальной основой темперамента является скорость протекания нервных процессов.

В чистом виде отдельные типы темперамента встречаются редко. Однако познакомиться с их описанием не помешает.

- Сангвинический тип темперамента. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он умеет контролировать эмоции и быстро осваивается в новой обстановке. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Однако этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, у сангвиника создается состояние возбуждения и он проявляет себя как человек активный. Если же воздействие однообразно, то сангвинику становится скучно и он теряет интерес к делу. Эмоции быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Сангвиники подвержены частым сменам настроения, но преобладает хорошее.

- Флегматический тип темперамента. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, уравновешен. В деятельности проявляет основательность и упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают несколько замедленно. Чувства внешне выражаются слабо, настроение устойчивое. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека с этим типом темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие, однако следует развивать недостающие ему качества — подвижность и активность. Иногда у флегматика может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

- Холерический тип темперамента. Люди этого темперамен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...