Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели биологического образования

Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2019/2020 учебном году

 

В 2019/2020 учебном году в общеобразовательных организациях Мурманской области завершается введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 5 – 9 классах.

На уровне среднего общего образования большинство общеобразовательных организаций области реализуют федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года (далее – ФК ГОС). Часть организаций осуществляет введение ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО).

Данные методические рекомендации разработаны для общеобразовательных организаций Мурманской области с целью разъяснения нормативных документов, а также для обеспечения единого подхода к преподаванию предмета «Биология».

Нормативные документы

Реализация ФГОС регламентируется следующими основными нормативными документами:

приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования » от 17.12.10 № 1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 № 1577);

приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (в ред. приказа от 31.12.2015 № 1578);

приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 11.03.2016г № 430 «Об организации введения ФГОС среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях Мурманской области».

При организации образовательной деятельности в условиях ФГОС ООО учитель биологии руководствуется примерной основной образовательной программой основного общего образования[1] (далее – ПООП), включающей примерную программу по биологии (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15)).

При организации образовательной деятельности в условиях ФГОС СОО учитель биологии руководствуется ПООП среднего общего образования1, включающей примерную программу по биологии (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12.05.2016 г. № 2/16)).

Преподавание биологии в условиях ФК ГОС регламентируется:

приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (в ред.приказа от 23.06.2015 № 609);

приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 № 1312 (в ред. приказа от.01.02.2012).

При этом учитель руководствуется примерной программой по биологии среднего (полного) общего образования (профильный[2] или базовый уровень[3]).

Не зависимо от реализуемого стандарта, условия организации образовательной деятельности, в т.ч. по биологии, регламентируются следующими основными нормативными документами:

 приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 28.12.2018 г. № 345;

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 02.11.2015);

приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 17.07.2015);

приказ Минобрнауки России «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» от 30.03.2016 № 336.

Цели биологического образования

В системе естественнонаучного образования учебный предмет «Биология» занимает важное место в формировании научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

На уровне начального общего образования систематическому курсу биологии предшествует пропедевтический курс «Окружающий мир».

Учебный предмет «Биология» на уровне основного общего образования обеспечивает формирование представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Обучающиеся овладевают научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. У обучающихся формируются умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Таким образом, содержание предмета «Биология» в 5-9 классах представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического и естественнонаучного образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном (профильном) уровне ориентировано на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном (профильном) уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе формирование умений анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.

Место учебного предмета «Биология» в учебном плане общеобразовательной организации

В условиях ФГОС на изучение биологии в 5-7-х классах ПООП рекомендует отводить по 1 часу в неделю, в 8-9-х классах – по 2 часа в неделю.

В 10-11 классах независимо от реализуемого стандарта биология изучается на базовом уровне в объеме 1 час в неделю, на углубленном (профильном) уровне в объеме 3 часа в неделю. На базовом уровне биология также может изучаться в рамках интегрированного курса «Естествознание», на освоение которого рекомендуется отводить 3 часа в неделю.

Количество часов, отводимых на изучение курса биологии в 6-х и 7-х классах может быть увеличено до 2 часов в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Существенным резервом для повышения качества преподавания биологии должна стать внеурочная деятельность обучающихся биологической и экологической направленности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...