Требования к рабочим программам по учебному предмету «Биология»
Рабочая программа по биологии является структурным компонентом основной образовательной программы (далее – ООП) общеобразовательной организации. ООП разрабатывается общеобразовательной организацией, утверждается локальным нормативным актом, поэтому рабочая программа не нуждается в отдельной процедуре утверждения. Общеобразовательной организации целесообразно иметь локальный нормативный акт, определяющий структуру, порядок разработки и утверждения рабочих программ. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС общего образования и с учетом соответствующих ПООП, включенных в реестр ПООП Минобрнауки России. Примерная программа по биологии, включенная в реестр, не может использоваться в качестве рабочей, поскольку не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в ней не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы и индивидуального стиля учителя и т.п. ФГОС общего образования определяет, что ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение этих частей на уровне основного общего образования составляет 70 % и 30 % от общего объёма ООП, на уровне среднего общего образования – 60 % и 40 %. Это в частности означает, что на реализацию биологического содержания, предусмотренного в примерной программе по предмету, должно отводиться не менее 70 % учебного времени на уровне основного общего образования и не менее 60 % на уровне среднего общего образования. Другими словами, рабочая программа учителя не может быть абсолютно идентична примерной программе, а будет отличаться от последней на 30% и 40% соответственно.
Авторские программы учебных предметов к конкретным УМК, разработанные на основе примерных программ, могут использоваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре ООП школы решается на уровне общеобразовательной организации[4]. При этом важное условие – учебники из данного УМК рекомендованы к использованию, т.е. прошли экспертизу, в т.ч. на соответствие ФГОС и входят в федеральный перечень учебников. В соответствии с ФГОС в структуре рабочей программы по предмету обязательно должны быть представлены: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. По решению общеобразовательной организации рабочая программа может содержать пояснительную записку. В ней могут быть перечислены цели учебного предмета на данном уровне обучения, нормативные и инструктивно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа, указан УМК, по которому будет вестись преподавание предмета, отражены особенности данной рабочей программы и др. По решению общеобразовательной организации раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета» может включать личностные, метапредметные и предметные результаты или только предметные результаты. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета формулируются в терминах «учащиеся научатся», «учащиеся получат возможность научиться», как в примерной программе по предмету. Планируемые результаты могут быть сформулированы для целого уровня образования (основное или среднее общее), рациональнее распределить их по годам обучения.
При включении в рабочую программу личностных и метапредметных результатов из ПООП следует иметь в виду следующее. «В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики. Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов»[5]. В рабочей программе учителя личностные результаты обучения могут не быть отражены, т.к. на их формирование в первую очередь нацелен раздел ООП «Программа воспитания и социализации обучающихся». В случае включения в рабочую программу по решению общеобразовательной организации личностные результаты можно формулировать для уровня образования, а не по годам обучения. При этом следует отобрать из примерной программы и/или провести ранжирование личностных результатов с точки зрения эффективности их формирования средствами учебного предмета биология. Метапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)) должны быть представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий, которая является составной частью ООП общеобразовательной организации. Их формирование должно обеспечиваться за счет всех предметов и/или внеурочной деятельности. В соответствии с ПООП основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, а текущая оценка их достижения осуществляется администрацией в ходе внутришкольного мониторинга, содержание и периодичность которого устанавливается решением педагогического совета (но не реже, чем один раз в два года).
Такт как учебные действия формируются не по отдельности, а в совокупности, комплексно, в рабочей программе по биологии логично формулировать метапредметные результаты не по годам обучения, а по уровням образования. Если распределение по годам обучения производится, то оно должно соответствовать плану (графику) внутришкольного мониторинга уровня достижения метапредметных результатов. Следует иметь в виду, что из трех групп универсальных учебных действий, ведущими для формирования на уровне основного общего и развития на уровне среднего общего образования на уроках биологии являются познавательные учебные действия. ПООП не исключает вариант формирования и развития УУД в рамках отдельного курса внеурочной деятельности. В таком случае их можно не формулировать в рабочей программе учителя. Раздел рабочей программы «Содержание учебного предмета» разрабатывается учителем с учетом примерной программы по предмету и на основе авторской программы к УМК, по которому ведется преподавание. «Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы»[6]. Таким образом, особенности методической системы учителя, контингента обучающихся и т.п. учитываются в рабочей программе в т.ч. при структурировании содержания предмета. Раздел рабочей программы «Тематическое планирование» представляет собой таблицу с распределением количества часов, отводимых на изучение каждой темы. Другими словами: «Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков».[7] Календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной частью рабочей программы. Его наличие в рабочей программе, а также форма могут определяться локальным нормативным актом общеобразовательной организации. Именно календарно-тематическое (поурочное) планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение рабочей программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом. Журнал заполняется по календарно-тематическому (поурочному) планированию, а не по тематическому планированию из рабочей программы.
Объем практической части курса биологии определяется учителем с учетом примерной программы и на основе авторской программы к УМК. Объем (количество часов) практической части фиксируется в рабочей программе в разделе «Тематическое планирование» и/или разделе «Содержание предмета». Ориентиром служат примерные списки лабораторных и практических работ и экскурсий, приведенные в примерной программе по биологии. Количество их в рабочей программе учителя должно быть не меньше, чем в примерной программе. Названия практических работ и экскурсий в рабочей программе учителя могут отличаться от формулировок, приведенных в примерной программе по биологии и соответствовать формулировкам из авторской программы к данному УМК. Практические работы в зависимости от их трудоемкости могут по продолжительности занимать весь урок или являться только фрагментом урока. В первом случае они подлежат обязательному оцениванию, во втором – могут оцениваться выборочно, либо не оцениваться, о чем учитель дает разъяснения в пояснительной записке к своей рабочей программе. Рабочая программа по биологии разрабатывается для уровня обучения – основное общее образование (5-9 классы), среднее общее образование (10-11 классы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|