Рекомендации по реализации межпредметного содержания
Изучение предмета «Биология» в части формирования научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с естественными, математическими и гуманитарными науками. В педагогической практике накоплен большой арсенал форм и методов реализации межпредметного содержания на уроке биологии. В числе наиболее эффективных можно назвать: · интегрированные уроки (биология и физика, биология и география, биология и ОБЖ, биология и астрономия, биология и обществознание, биология и информатика и т.д.) на которых наиболее очевидны междисциплинарные связи; · нетрадиционные уроки (уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки-путешествия и т.п.) с межпредметным содержанием; · проектная деятельность учащихся на уроке, в ходе которой для создания продукта используется содержание смежных дисциплин; · частично-поисковый и исследовательский методы обучения, при реализации которых актуализируются универсальные методы познания и формируются методологические умения; · культурологический и исторический подходы в отборе содержания, при которых биологические законы и теории рассматриваются с точки зрения их исторического становления и влияния на культуру и общество; · активные методы («мозговой штурм», метод инцидента, игровой метод, метод погружения), эффективность применения которых напрямую зависит от количества и глубины задействованных межпредметных связей; · современные технологии обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие приемов мышления (технологии развития критического мышления, решения изобретательских задач, интерактивного обучения и др.);
· использование на уроке учебных задач и заданий межпредметного содержания (компетеносто-ориентированные задания, ситуационные и сюжетные задачи); · использование на уроке различных методов работы с информацией (методы визуализации, ментальных карт, блок-схем и т.д.); · использование на уроке современных технических, в тч. Интерактивных средств обучения и др. Учитывая действующие учебные планы, с точки зрения реализации межпредметного содержания на уроках биологии наиболее эффективным представляется применение экологического подхода к содержанию обучения, экологизация содержания. Экология – самостоятельная научная дисциплина, раздел биологии, междисциплинарная область, сформировавшаяся на стыке наук о природе (география, физика, химия, биология, астрономия) и наук о человеке и обществе (география, обществознание, философия), оперирующая языком математики и информатики. Можно выделить следующие наиболее значимые направления межпрежметной интеграции при реализации экологического подхода к содержанию биологического образования: · физико-химические свойства химических элементов и веществ, их действие на живые организмы и экосистемы, роль и распространение в природе; · круговорот элементов, веществ и энергии в экосистемах разного уровня; · понятие о природных ресурсах, проблемы их использования и сохранения; · влияние антропогенного фактора на окружающую среду (причины, источники и последствия загрязнения, способы переработки и утилизации загрязнителей, изменение численности популяций, сокращение биологического разнообразия, здоровье человека и т.д.); · методы научного познания, методы моделирования и экологического мониторинга окружающей среды; · понятие «экологической проблемы» на конкретных региональных и глобальных примерах и поиск путей их решения;
· этические и нормативно-правовые аспекты экологической проблематики. ПООП ООО введение экологии как самостоятельного предмета в учебный план не предусмотрено. Для реализации экологического подхода учителю биологии могут быть рекомендованы концентрический или линейный УМК под редакцией И.Н. Пономаревой, входящие в действующий ФПУ (см. таблицу). Для организации внеурочной деятельности экологической направленности можно использовать наиболее дидактически укомплектованные и прошедшие апробацию в педагогической практике УМК «Экология. 6-9 классы» издательства «Вентана-Граф» (корпорация «Российский учебник») [17-20], пособие издательства «Просвещение» [21]. На уровне среднего общего образования наиболее оптимальным способом реализации межпредметного естественнонаучного содержания представляется введение в учебный план школы учебных предметов «Естествознание» и «Экология». В условиях ФК ГОС и ФГОС СОО естествознание может изучаться в качестве обязательного интегрированного предмета в классах тех профилей, которые не предполагают профильного (углубленного) уровня изучения биологии, физики и химии. ФПУ предлагает три УМК по естествознанию для 10-11 классов. Экология входит в предметную область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности». ФПУ содержит четыре УМК по экологии. В условиях ФГОС СОО ведение экологии в качестве самостоятельного учебного предмета (обязательного или предмета по выбору учащихся) представляется разумным в классах естественнонаучного, социально-экономического, технологического и универсального профиля, хотя ни один из учебных планов ПООП СОО этого и не предлагает. На основе УМК по экологии, представленных в ФПУ, учитель биологии может разрабатывать программы курсов по выбору (элективных или факультативных).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|