Рекомендации по организации учебной и контрольно-оценочной деятельности по биологии
В последние три года по результатам ЕГЭ наблюдается некоторое снижение качества биологической подготовки выпускников общеобразовательных организаций Мурманской области, обусловленное, прежде всего, усложнением содержания контрольно-измерительных материалов. Все годы проведения ЕГЭ наши результаты выше, чем в среднем по стране. В 2018 году средний балл составил 57,1, не преодолели минимальный балл 8,5% выпускников, доля высоко балльных работ 7,2%. Результаты ОГЭ по биологии в 2018 и 2017 годах практически совпали: средняя отметка за экзамен 3,5, качество знаний 42%. Эффективным способом повышения качества биологического образования может стать переход на линейное содержания курса биологии, когда в 9 классе изучается не курс «Общебиологические закономерности», а преподается курс «Человек его здоровье». Такой переход представляется возможным в случае утверждения обсуждаемого проекта ФГОС ООО[10]. При организации обучения по концентрической системе в целях сохранения качества биологического образования целесообразно увеличить количество часов на изучение предмета в 6 и 7 классе с одного часа в неделю, как предусмотрено ПООП ООО, до двух часов в неделю. При этом учителям следует отдавать предпочтение тем УМК, в которых в течение двух лет в 5-6 классе изучается раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». При организации обучения биологии и планировании контрольно-оценочных мероприятий учителям биологии следует учесть типичные затруднения, выявленные в ходе ГИА. Рекомендуется сосредоточить все усилия на организации усвоения предметного содержания, формировании предметных умений и навыков учащихся. Должна быть организована целенаправленная, системная отработка биологических понятий, усвоение биологической терминологии, понятийного аппарата.
Биология как учебный предмет представляет собой совокупность понятий, закономерностей, законов и теорий, описывающих и объясняющих устройство материи на биологическом уровне организации и являющихся составной частью естественнонаучной картины мира. Основные биологические понятия вводятся в 5-ом классе. В последующие годы они должны развиваться, углубляться, наполняться новым содержанием, перечень понятий – расширяться. С 5 по 8 класс должно происходить интенсивное накопление и обогащение биологических понятий и эмпирических данных. Их обобщение и синтез до уровня биологических закономерностей, законов и теорий должно происходить в разделе «Общие биологические закономерности» в 9 классе, а углубление и расширение – в курсе «Общая биология» на базовом или углубленном (профильном) уровне в 10-11 классе. Задача учителя в основной школе – рационально организовать систематическую учебную деятельность по развитию биологически понятий, чтобы было что «синтезировать и обобщать» в старших классах. Кроме того, при подготовке к ГИА в 9 классе и 11 классах требуется обязательная организация повторения систематического курса биологии за 5 – 8 класс. На ГИА много проблем учащиеся испытывают при выполнении заданий на применение биологических знаний на практике. Для их решения на этапе формирования практических навыков и специальных умений учащиеся должна быть организована реальная (не виртуальная) работа с натуральными объектами, коллекциями и гербариями. Учащиеся должны сами, своими руками выполнять биологические рисунки, стоить схемы, таблицы. Эффективная реализация практической направленности предмета, т.е. выполнение всех, предусмотренных в рабочей программе учителя практических работ на хорошем оборудовании также способствует развитию познавательных учебных действий (анализ, сравнение, классификация, моделирование биологических объектов и т.д.)
Для усиления практической направленности биологии и на этапе формирования, и на этапе контроля следует рак можно чаще использовать задания на применение теоретических знаний в обыденных жизненных практических ситуациях с обращением к личному опыту учащихся. Следует ориентировать учебную деятельность в сторону увеличения самостоятельной работы по поиску и анализу биологической информации, представленной в различных видах – схема, таблица, график, диаграмма, изображение биологического объекта (рисунок, фотография). Учащиеся должны уметь оперативно и эффективно извлекать биологическую информацию (т.е. обосновывать свои умозаключения и выводы) из статистических данных, из биологических текстов разных типов (научных, научно-популярных), строить самостоятельные устные и письменные высказывания, создавать обоснованные аргументированные устные и письменные биологические тексты. В этом смысле эффективными являются методики и технологии, предусматривающие проектную и исследовательскую работу с обязательным афишированием результатов. Для повышения качества предметной подготовки в обучающих и контрольных мероприятиях, разрабатываемых учителем, должно быть предельно сокращено количество заданий репродуктивного характера, на воспроизведение биологических фактов, и увеличено количество заданий на проверку следующих умений: определять биологические понятия, устанавливать объем и соотношение понятий; сравнивать и классифицировать биологические объекты, явления и процессы, определять основание для классификации; применять биологические знания, т.е. подтверждать, конкретизировать теоретические положения примерами, биологическими фактами; обосновывать биологические явления и процессы; анализировать, т.е. устанавливать взаимосвязи между биологическими объектами и процессами (отношение часть-целое, временные, пространственные, причинно-следственные связи); прогнозировать и обосновывать прогнозы. Для проверки уровня сформированности общих учебных умений (универсальных учебных действий), а также на этапе их развития следует широко использовать задания, для выполнения которых не требуется специальных биологических знаний, а вся необходимая биологическая информация представлена в содержании задания (тексте, таблице, графике, схеме, рисунке и проч.)
Для развития исследовательских навыков (учебных действий) необходимо применять задания на анализ результатов реальных биологических исследований и экспериментов, на выдвижение гипотез, прогнозирование их возможных результатов и формулировку выводов. Учащиеся должны иметь продуктивный опыт решения всех типов заданий, используемых не только на ГИА, но и в рамках других процедур внешней оценки качества образования. Для создания банка таких заданий учителю биологии рекомендуется использовать контрольно-измерительные материалы и подходы к контролю и оценке учебных достижений, которые применяются в международных исследованиях PISA и TIMSS, в диагностических работах ВПР и НИКО по биологии, в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ [1-5]. Перечень объектов внутри школьного контроля по биологии на уровне основного общего образования: · разделы «Живой организм», «Многообразие живых организмов», «Человек» в 9 классе в начале учебного года для эффективного планирования повторения материала, в конце года – для контроля результатов повторения; · умение работать с биологической информацией (письменными текстами, схемами, графиками, таблицами, биологическими рисунками) стартовая диагностика в 5 классе, далее не реже 1 раза в два года; · умение применять теоретические знания в практических, жизненных, обыденных ситуациях не реже 1 раза в два года. Перечень объектов внутри школьного контроля по биологии на уровне среднего общего образования (базовый и углубленный уровни): · разделы «Клетка», «Организм», «Вид» в 10 или 11 классе в зависимости от используемого УМК и рабочей программы учителя; · умение извлекать биологическую информацию из схем, графиков, таблиц и рисунков; · умение интерпретировать статистические результаты реальных биологических экспериментов; · решение биологических задач на применение теоретических знаний в жизненных обыденных практических ситуациях. При разработке заданий для внутри школьного контроля учитель биологии может использовать источники [6-13].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|