Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по выбору и использованию УМК по биологии

 

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст.47 п.1, п.4) педагогические работники пользуются свободой преподавания и обладают правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой.

В 2019/2020 учебном году утвержден новый федеральный перечень учебников[8] (далее – ФПУ), в который не вошли наиболее распространенные в Мурманской области УМК по биологии ведущих издательств учебной литературы. В этих условиях при выборе УМК для основного общего образования по биологии учителям, чьи учебники не вошли в ФПУ, следуют учитывать следующее.

При заказе новой линии учебников для 5-ого класса следует предпочесть УМК крупных издательств, давно существующие на рынке учебной литературы. Новые УМК, впервые появившиеся на рынке, а также УМК небольших издательств в перспективе могут не выдержать конкуренции с крупными производителями и в дальнейшем могут не войти в ФПУ.

В 6-9 классах не следует предпринимать скоропалительных решений, торопиться переходить на новые линии, рекомендуется предпринять все усилия для завершения в основной школе начатых УМК. Для этого у учителя есть следующие основания.

В соответствии с п.4. приказа об утверждении нового ФПУ, «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253». Каждая линия учебников представляет собой завершенный концентр со своей идеологией и концепцией, с оригинальным и целостным дидактическим и методическим аппаратом. Нарушение этой целостности не будет способствовать эффективному достижению результатов обучения. Таким образом, если библиотечный фонд укомплектован, учитель биологии может продолжить обучение учащихся 7-9 классов в 2019/2020 учебном году по уже начатым УМК, с тем чтобы завершить его в ближайшие три года.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст.8 п.3 и ст.18 п.4), а также письмом Минобрануки РФ № 08-1211 от 16.05.2018 организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право приобретать за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах ФГОС ОО как учебники, включенные в ФПУ, так и учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию в системе общего образования. Все издательства, чьи учебники по биологии не вошли в ФПУ, входят в этот перечень[9] и продолжают выпускать выбывшие из ФПУ учебники в статусе учебных пособий. Поэтому учитель биологии в ближайшие три года может завершить начатые УМК, закупая за бюджетные средства недостающие учебники в качестве учебных пособий.

Следует иметь ввиду, что более десяти выбывших из ФПУ линий учебников корпорации «Российский учебник», издательств «Просвещение», «Русское слово», «Мнемозина», «БАЛАСС» и др. с февраля 2019 года проходят дополнительную экспертизу. Их возвращение в ФПУ представляется вполне вероятным.

В случае невозможности завершения обучения биологии на уровне основного общего образования по уже начатым УМК перед учителем неизбежно возникнет проблема перехода на новую линию учебников. При таком переходе нужно учитывать особенности структуры биологического содержания, которая в современных УМК различается. А именно, при линейной структуре содержания раздел «Человек и его здоровье» изучается в 9 классе, при концентрической – в 8 классе, а в 9 классе – раздел «Общебиологические закономерности». При системно-структурном подходе разделы «Растения, бактерии, грибы, лишайники» и «Животные» могут изучаться как в 5-ого по 7-ой класс, так и с 6-ого по 7-ой класс в зависимости от УМК. При функциональном подходе вместо названных разделов введены другие – «Живой организм» и «Многообразие живых организмов». При этом в разных УМК первый раздел может изучаться в 5-ом или 5-6-ом классах, а второй в 7-ом или 6-7ом классах. Сочетание четырех подходов (линейного и концентрического с одной стороны, а также функционального и системно-структурного с другой) делает каждый УМК по биологии по сути уникальным, по крайней мере, в 6-7 классах. Переход с другую линию в середине курса потребует серьезной корректировкой рабочей программы, усложнит подготовку учителя к урокам, неизбежно приведет к потере или дублированию содержания и повлияет на качество биологической подготовки школьников.

Приведенная ниже таблица совместимости наиболее распространенных в Мурманской области УМК поможет учителю биологии перейти на новую линию учебников с наименьшими потерями. В таблице указаны параллели, в которых возможен переход с одной линии учебников на другую. В параллелях, неуказанных в таблице, переход на другую линию категорически недопустим.  

 

Таблица

Варианты перехода с УМК по биологии, выбывших из нового ФПУ,

на УМК, оставшиеся в ФПУ (основное общее образование).

 

УМК, выбывшие из ФПУ

(указаны №№ из ФПУ 2014 г.)

УМК из нового ФПУ

(указаны №№ из ФПУ 2019 г.)

УМК под ред. Н.И. Сонина, «Российский учебник»/ «Дрофа», концентрический, «красная линия» 1.2.4.2.9.1 – 1.2.4.2.9.5 УМК под ред. В.В. Пасечника,  «Российский учебник»/ «Дрофа», концентрический 1.2.4.1.2.1 – 1.2.4.1.2.5 УМК под ред. Н.И. Сонина. «Российский учебник»/ «Дрофа», линейная, «синяя линия» 1.2.4.2.5.1 – 1.2.4.2.5.5
Любая параллель, УМК являются полными аналогами   8,9 класс   Переход не возможен УМК под ред. В.И. Сивоглазова». «Российский учебник», концентрический 1.2.5.2.5.1 – 1.2.5.2.5.5
    8,9 класс     8,9 класс     Переход не возможен УМК под ред. И.Н. Пономаревой.  «Российский учебник»/ «Вентана-Граф», концентрический 1.2.5.2.3.1 – 1.2.5.2.3.5
  Переход не возможен   Переход не возможен   7,8,9 класс УМК под ред. И.Н. Пономаревой.  «Российский учебник»/ «Вентана-Граф», линейный 1.2.5.2.6.1 – 1.2.5.2.6.4
    8,9 класс     7,8,9 класс     Переход не возможен УМК под ред. В.И. Сивоглазова». «Просвещение», концентрический 1.2.5.2.4.1 – 1.2.5.2.4.5
  Любая параллель   8,9 класс   Переход не возможен УМК «Линия жизни» под ред. В.В. Пасечника.  «Просвещение», концентрическая 1.2.5.2.2.1 – 1.2.5.2.2.4

 

 При смене УМК в середине курса нельзя переходить с линейных УМК на концентрические и наоборот, а также категорически нельзя менять линию учебников при переходе из 5 в 6 класс.

Выбор УМК по биологии для среднего общего образования определяется профилем класса и, соответственно, уровнем изучения биологии. Для базового уровня ФПУ предлагает семь, а для углубленного (профильного) – три УМК. Четыре комплекта учебников являются новинками. 

При выборе УМК по биологии для 10-11 класса учителям рекомендуется учитывать эффективность учебников, которая отслеживается в Мурманской области по результатам ЕГЭ.

Более высокие результаты на ЕГЭ показывают обучающиеся, изучавшие биологию на профильном уровне по учебнику «Биология. Общая биология. В 2-х ч. 10-11 класс» (авторы Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. / Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М. Издательство «Просвещение»).

По результатам ЕГЭ обучающихся, изучавших биологию на базовом уровне, нельзя сделать однозначное заключение об эффективности какого-то одного УМК. Большинство УМК дают примерно одинаковые результаты. Но в течение последних лет выпускники, изучавшие биологию по учебнику «Биология. 10-11 класс (базовый уровень)», авторов Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., издательства «Просвещение» показывают более низкие результаты.

Недопустим переход на другой УМК в 11 классе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...