Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 9. ЛИДЕРСТВО (дневная форма обучения – 2 ч., заочная –1- ч.)

Цель занятия – закрепление полученных теоретических знаний по вопросам лидерства, анализ различных подходов типов лидерства.

Вопросы к практическому занятию:

1. Типы групп в организациях.

2. Процесс развития группы.

3. Природа и характеристика групповой работы.

4. Факторы эффективности группы.

5. Сущность понятия «лидерство». Формальные и неформальные лидеры.

6. Подход к лидерству с позиции личных качеств.

7. Поведенческий подход к лидерству. Стили руководства.

8. Ситуационный подход к лидерству. Ситуативные модели руководства.

9. Новое в теориях лидерства:

атрибутивное лидерство

харизматическое лидерство

преобразующее лидерство.

 

Ситуационная задача:

Ситуация 1. Жилищный вопрос

Владимир Петрович находился на посту мэра четыре года. Он неплохо оценивает результаты своей работы, но не доволен тем, как решался жилищный вопрос. До сих пор ничего не предпринимал по этому поводу и уверен, что ничего не следует обсуждать до выборов. Однако мнения избирателей по решению жилищного вопроса явно разделились поровну, и Владимир Петрович потеряет существенное число голосов, независимо от того, чью сторону примет.

Давление с обеих сторон усиливается, он должен что-то предпринять. Он нашел решение: сформировал целевую группу для изучения проблемы и подготовки рекомендаций. Необходимо было найти подходящих людей, чтобы закончить работу до выборов. Владимир Петрович выбирал членов группы из общественности. В нее вошли все – от специалистов с докторской степенью в области городского планирования до риэлтеров, от представителей местного попечительского совета до лидеров национальных меньшинств. Нужно было, чтобы выбранные люди имели различные мнения по жилищному вопросу.

 

Вопросы для обсуждения ситуации:

1. По вашему мнению, сработает ли стратегия Владимира Петровича относительно принятия решения по жилищному вопросу до выборов мэра? Обоснуйте свой ответ.

2. Как вы считаете, успешной ли будет деятельность данной целевой группы?

3. Характерно ли для данной целевой группы, на ваш взгляд, возникновение группового конформизма?

4. Как вы думаете, Владимир Петрович эффективный менеджер или эффективный политик? Есть ли между ними отличие?

 

Ситуация 2. «Новичок»

Сергей учится на первом курсе университета. Летом он подрабатывал на обувной фабрике в родном городе. Его определили в бригаду, которая занималась погрузкой готовой продукции и разгрузкой привозимых на фабрику материалов. После нескольких недель работы Сергей заметил, что бригада выполняет маленький объем работ. Однако много времени у рабочих уходит на разговоры и перекуры. Иногда оказывалось, что Сергей один разгружал грузовик, а другие члены бригады занимались своими делами, а иногда даже прятались. Сергей решил поговорить со своими сослуживцами, но они дали понять «новичку», что если ему что-то не нравится, то он может уйти, а если он пожалуется начальству, то пожалеет об этом. После этого разговора Сергей неформально был исключен из жизни бригады: он не проводил перерывы с остальными работниками; по пятницам его не приглашали пить пиво. Сергей подошел к старшему члену бригады и сказал: «Вы что, ребята? Я просто стараюсь делать свою работу, за которую хорошо платят. Поэтому я не слоняюсь без дела. И честно говоря, я рад тому, что не такой как вы». Рабочий ответил ему: «Сынок, если бы ты побыл здесь с моё, ты был бы таким же»

 

Вопросы для обсуждения ситуации:

1. Проанализируйте возможные причины формирования такой рабочей бригады. Какие типы групп существуют в данном случае?

2. Охарактеризуйте руководителя, какова его роль в деятельности группы?

3. Каковы основные неформальные роли членов бригады и Сергея? Каков был статус Сергея в группе? Почему?

4. Охарактеризуйте нормы поведения, сформировавшиеся в бригаде. Почему Сергей не был принят в группу? Согласны ли вы с высказыванием старшего рабочего? Поясните ваш ответ.

5. Как можно изменить сложившуюся ситуацию и отношение бригады к работе? Обоснуйте предложенные вами варианты.

Литература:

1.    Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2011.- 669 с.

2.    Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. -480 с.

3.    Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2013. - 702 с.

4.    Дафт Р.Л. Менеджмент - СПб.: Издательство «Питер», 2013. - 863 с.

Практическое занятие № 10-11. КОММУНИКАЦИИ  И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ (дневная форма обучения – 2 ч., заочная –1- ч.)

Цель занятия – приобретение навыков публичных выступлений и обсуждения конкретных ситуаций.

Вопросы к практическому занятию:

1.    Понятие и виды коммуникаций в организации

2.    Содержание этапов коммуникационного процесса

3.    Особенности невербального общения

4.    Коммуникационные стили

5.    Межличностные коммуникационные барьеры

6.    Организационные коммуникационные барьеры

 

ВНИМАНИЕ! Для подготовки к практическому занятию № 10-11 необходимо подготовить публичное выступление и представить его в аудитории. Ваше сообщение может быть связано с: самопрезентацией; с представлением организации, в которой Вы работаете; содержанием книги или фильма, которые Вы прочитали или посмотрели; декламированием Вашего любимого стихотворения или прозы и др. Сообщение должно быть на 3 – 5 минут. Студент должен быть готов к ответам на вопросы, если они возникнут;

 

Порядок проведения практического занятия

1. Заслушивание и обсуждений выступлений студентов. Формулировка правил публичных выступлений.

2. Рассмотрение ситуаций, предлагаемых для обсуждения

 

Ситуация 1

Вы поздно закончили накануне работу, устали и не подготовили, как обычно, план выступления. До начала выступления осталось около 10 минут. Вы неплохо знаете тему, но боитесь того, что на качестве выступления может сказаться усталость. Как Вы поступите?

 

Ситуация 2

Вы ведете переговоры, Ваш партнер утверждает нечто, безусловно, ошибочное, с Вашей точки зрения, и неприемлемое для решения данной проблемы. Вам необходимо переубедить его. Как Вы это сделаете?

 

Ситуация 3

Вы должны выступить с докладом о проделанной работе перед коллегами на предприятии. Вы знаете, что выступаете в числе последних и что многие их присутствующих приблизительно знакомы с тем, о чем Вы будете говорить. Поэтому велика вероятность, что будут слушать Вас невнимательно, вести посторонние разговоры и т.п. Что Вы предпримите для того, чтобы завоевать внимание аудитории и Ваше выступление всем понравилось?

 

Ситуация 4

На одном из рабочих совещаний Вы говорите о проблеме реконструкции Вашего предприятия. У Вас довольно хорошие предложения по этому вопросу, но в зале сидят несколько Ваших противников, которые не хотят, чтобы ваши предложения были приняты руководством. Они задают Вам каверзные вопросы, делают едкие замечания, резкие выпады против Вас лично и против Ваших предложений. После очередного такого замечания Вы говорите: «…».

 

Ситуация 5

Один из работников на совещании персонала обычно занимает позицию противостояния. При этом все вынуждены выслушивать пространные объяснения причин его несогласия. Из-за этого теряется масса времени. Стоит ли прервать выступающего и предложить ему связать сказанное с предметом обсуждения? Стоит ли повторять это прием, если он не подействовал сразу? Как еще можно воздействовать на этого сотрудника?

 

Ситуация 6

Вы руководитель организации. Понедельник – начало рабочей недели, начало рабочего дня. Вы заходите в кабинет, просите секретаря принести чашку кофе и занимаете свое рабочее место, осматриваете свой кабинет и с тяжестью во взгляде смотрите на свой рабочий стол: груда бумаг различного назначения находится в абсолютном беспорядке. На 10.00 у Вас назначено совещание с руководителями отделов, но в таком хаосе Вы не можете найти нужные для проведения совещания документы. Как Вы справитесь с данной ситуацией?

 

Ситуация 7

Рассматривая почту, руководитель обнаруживает документ, с которым необходимо ознакомиться детальнее. Но времени сейчас нет, и он оставляет документ у себя в надежде внимательно прочесть его в субботу дома. Верно ли он поступает?

 

Ситуация 8

Ваша сотрудница – секретарь часто делает ошибки при оформлении деловых бумаг. Вы приняли на работу ее недавно, но увольнять ее Вам бы не хотелось – в основном свою работу она выполняет хорошо. Может быть, ей не хватает опыта? Ваши действия?

 

Ситуация 9

Используя модель коммуникационного процесса, опишите в соответствующих терминах на примере взаимодействия преподавателя и студента в аудитории в ходе проведения практического или лекционного занятия по любой дисциплине.

Для оценки проведения занятия сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1.    какова политика преподавателя в области коммуникации?

2.    каков управленческий стиль преподавателя и как он влияет на межличностные и групповые коммуникации?

3.    где и когда происходил сбой в коммуникационном процессе?

4.    какие коммуникационные барьеры имели место в процессе проведения занятия?

5.    каким образом коммуникационный стиль преподавателя связан с мотивацией студентов? Отвечает ли стиль мотивационному поведению студентов?

6.    Какие невербальные коммуникации использует преподаватель? Являются ли они эффективными? /4/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...