Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доход, издержки и прибыль фирмы




Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нижегородская академия

Кафедра экономики и экономической безопасности

УТВЕРЖДАЮ

начальник кафедры экономики

и экономической безопасности

полковник полиции

___________________

Чеботарев В.С.

 

Учебная дисциплина «Экономика»

Киреев Н.В.

Учебная лекция № 6

(конспект)

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ

РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании

кафедры экономики и экономической

безопасности 28.04.2012г., Протокол № 15

 

 

Нижний Новгород – 2012

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

1. Доход, издержки и прибыль фирмы.

2. Издержки фирмы в коротком периоде.

3. Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде.

4. Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде.

5. Фирма в условиях монополии.

6. Фирма в условиях олигополии.

Заключение

Литература

Приложение. Фирма в условиях монополистической конкуренции.

 

ВВЕДЕНИЕ

В предыдущей теме мы изучили общие, универсальные экономические закономерности в сфере производства, не зависящие от типа экономической системы. Конкретная экономическая система создает для производителя специфические условия: с одной стороны, дает определенные возможности и стимулы (положительные и отрицательные), с другой стороны, создает дополнительные ограничения. Кроме того, цели производителя также различны в разных экономических системах.

Как мы уже знаем, в условиях рыночной экономики в роли предприятий–производителей выступают фирмы (деловые предприятия в статусе юридического лица), основной целью которых является максимизация прибыли. Поэтому в данной теме мы должны конкретизировать теорию производства применительно к специфическим условиям рыночной экономической системы. От общей проблемы минимизации издержек предприятием мы должны перейти к максимизации прибыли рыночной фирмой. Соответственно от равновесия производителя – перейти к понятию «равновесие фирмы».

Прибыль максимизируется по–разному в зависимости от рыночной структуры. Термином рыночная структура (форма рынка) принято называть условия, в которых протекает конкуренция.В теме 3 были рассмотрены виды рыночных структур и введены понятия чистой (совершенной) и несовершенной конкуренции. Последнее означает, что предприятие может вести себя как конкурентная фирма (фирма, находящаяся в условиях чистой конкуренции) и как несовершенный конкурент. В теме 3 были введены сами понятия различных рыночных структур, соответствующие классификации и определения. Настало время рассмотреть модели поведения фирмы в различных рыночных структурах.

Содержанием первых двух вопросов темы являются общие закономерности, касающиеся динамики издержек и дохода фирмы при любой рыночной структуре. В частности, мы рассмотрим четыре классификации издержек в экономической теории. Вопросы 3 и 4 посвящены динамике издержек и максимизации прибыли конкурентной фирмой (соответственно) в коротком и длинном периодах. В частности, мы убедимся, что средние издержки (издержки в расчете на единицу продукции) не являются заданной величиной, а существенным образом зависят от объемов производства; причем эта зависимость неоднозначна и отчасти обусловлена рассматриваемым периодом производства.

Последние два вопроса темы посвящены особенностям экономического поведения фирм и максимизации ими прибыли при таких формах несовершенной конкуренции, как монополия и олигополия (материал по и монополистической конкуренции вынесен в Приложение). Особенности экономического поведения фирм при монопсонии, олигопсонии и монополистической конкуренции и соответствующие модели выходят за рамки учебного курса «Экономика» (они подробно изучаются студентами экономических специальностей гражданских ВУЗов). При этом в контексте пятого вопроса затрагиваются вопросы антимонопольного регулирования.

 

ДОХОД, ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

 

 

Фирма–производитель преобразует факторы производства в готовые товары и услуги (рис 1). Основной целью деятельности любой фирмы является получение прибыли и ее максимизация.

 

Рис. 1. Фирма как производитель

 

В теории фирмы особое значение имеет допущение (постулат) о максимизации прибыли предпринимателями и фирмами (предпринимательскими единицами), поэтому остановимся на нем подробнее.

Такая мотивация предпринимательской деятельности имеет три причины. Во–первых, прибыль фирмы является факторным вознаграждением её владельцев, стимулируя их предпринимательскую активность (целевая, стимулирующая функция прибыли). Во–вторых, прибыль и рентабельность – объективные критерии успеха любой коммерческой деятельности, мерило ее эффективности (критериальная, оценочная функция прибыли). Наконец, в–третьих, прибыль фирмы – один из финансовых источников ее деятельности (ресурсная функция прибыли). Предприятие, максимизирующее прибыль, имеет больше возможностей финансировать инвестиции и технологическое перевооружение, что обеспечивает получение прибыли в будущем.

Третий довод в пользу постулата о максимизации прибыли фирмой имеет особое значение. В его основе лежит гипотеза Армена Алчиана и Милтона Фридмена о существовании экономического естественного отбора (economic natural selection): в долгосрочном периоде выживают именно те фирмы, которые ориентированы на максимизацию прибыли. Если процесс экономического естественного отбора достаточно эффективен, то не имеет значения, каковы изначальные намерения предпринимателей и что они готовы делать. Поведение фирмы, не ориентированное на получение максимальной прибыли, не может обеспечить выживания этой фирме в ситуации, когда фирмы выбирают самые различные правила, согласно которым принимаются решения (decision rules). Те фирмы, которые случайно или в силу каких-то причин выбирают правила, требующие максимизации прибыли, со временем начинают контролировать все большую долю ресурсов и укреплять свои позиции по сравнению с другими фирмами. Тем предпринимателям и фирмам, кто изначально не желает следовать этому принципу, приходится со временем к нему приспосабливаться, в противном случае они рано или поздно окажутся перед угрозой вытеснения с рынка.

Описанный экономический естественный отбор является важным аспектом динамической конкуренции (см. тему 3).

Рассмотрим по порядку понятия издержек, дохода и прибыли.

Чтобы что–то заработать, надо сначала что–то произвести, а любое производство неизбежно сопряжено с издержками. Издержки – любые потери (жертвы), связанные с производством и доставкой блага потребителю. Издержки связаны с приобретением необходимых ресурсов (факторов производства) и представляют собой стоимостное выражение затрат этих ресурсов.

Почему любой производитель должен платить за используемые ресурсы? Производя некоторое количество одного товара, мы должны отказаться от возможности производства некоторого количества другого товара. Другими словами, в силу действия феномена редкости каждый производственный вариант имеет альтернативные издержки, которые в рыночной экономике выражаются в ценовом (денежном) эквиваленте. Когда, например, производитель автомобилей платит за покупаемые комплектующие, пластмассу, электричество и другие ресурсы, он тем самым компенсирует обществу потери, связанные с недопроизводством альтернативных товаров. Таков глубокий экономический смысл платы за факторы производства.

В процессе производства фирма одновременно осуществляет затраты многих ресурсов, в связи с чем издержки принято определенным образом классифицировать. В экономической теории используется четыре основные классификации издержек: явные и неявные издержки; трансформационные и трансакционные издержки; постоянные и переменные издержки; общие, средние и предельные издержки.

Прежде всего, все издержки фирмы принято делить на явные и неявные.

Явные (бухгалтерские, внешние, эксплицитные) издержки принимают форму прямых денежных платежей поставщикам факторов производства. Явные издержки называют иногда затратами (expenditures, input).

Неявные (внутренние, имплицитные) издержки –издержки упущенного дохода; альтернативные издержки использования фирмой (предпринимателем) собственных факторов производства, включая нормальную прибыль.

Примерами неявных издержек являются:

· упущенная заработная плата владельца фирмы. Открывая своё дело, он теряет возможность устроиться в качестве наёмного работника;

· упущенный ссудный процент на собственный капитал предприятия, используемый в предпринимательской деятельности;

· упущенная арендная плата по используемым основным фондам (недвижимость, оборудование и т.д.);

· нормальная прибыль.

Нормальная прибыль – альтернативная стоимость предпринимательского таланта; минимальное вознаграждение за предпринимательскую активность, удерживающее предпринимателя в пределах данной фирмы. Определяется максимальным доходом, который предлагают предпринимателю за использование его способностей другие фирмы.

Сумма бухгалтерских и неявных издержек представляет собой экономические издержки.

Общие (суммарные) экономические издержки (total costs, TC) – это производственные и прочие издержки фирмы в расчете на весь заданный объем производства.

Издержки фирмы производителя генерируют ее доход.

Общий (суммарный) доход, иначе выручка (total revenue, TR) – это совокупный доход, получаемый фирмой при продаже некоторого количества товара по определенной цене. Его величина равна произведению цены товара на объём продаж: TR(Q) = P × Q (1).

Средний доход (average revenue, AR) – доход в среднем на единицу производимой продукции. Рассчитывается как .

В максимизации прибыли фирмы первоочередное значение имеют не общие или средние, а предельные величины, одной из которых является предельный доход.

Предельный доход (MR, marginal revenue) – прирост общего дохода, получаемый при продаже дополнительной (последней) единицы продукции при фиксированных рыночных условиях. Для дискретной функции общего дохода , для непрерывной MR = TR'(Q) (2).

Прибыль конечный финансовый результат деятельности фирмы; остаточный доход, образующийся в процессе предпринимательской деятельности и определяемый как разница между общим доходом и всеми издержками, которые генерировали этот доход:

Pr = TR – TC (3),

где Pr – прибыль, TR – общий доход (выручка), TC – общие издержки.

Таким образом, ни в коем случае нельзя путать понятия общего дохода (выручки) и прибыли.

Выражение (3) показывает значение прибыли, которую может быть бухгалтерской либо экономической.

Бухгалтерская прибыль это разница между общим доходом и явными (бухгалтерскими) издержками, осуществляемыми в процессе его производства.

Если из бухгалтерской прибыли вычесть величину неявных издержек, то получаем значение экономической прибыли. Другими словами, эторазница между общим доходом и экономическими издержками. Она показывает, насколько владельцу фирмы выгодней ведение дел в данной производственной сфере по сравнению с наилучшим из доступных ему альтернативных видов деятельности. Именно экономическая прибыль является факторным доходом и по своей природе представляет собой вознаграждение за дополнительный (по сравнению с обычным предпринимательским риском) инновационный риск. Природа экономической прибыли будет подробно исследована нами в теме 8.

Если экономическая прибыль меньше нуля, это свидетельствует о том, что выбран не самый эффективный вариант использования ресурсов.

Если экономическая прибыль равна нулю, это оптимальная ситуация для условий совершенной конкуренции, когда фирма, максимально эффективно использующая ресурсы, возмещает себе только их альтернативную ценность, а предприниматель получает только нормальную прибыль.

Наконец, если экономическая прибыль выше нуля, это свидетельствует о том, что фирма имеет некую монопольную власть на рынке, позволяющую ей получать, кроме нормальной, также и монопольную прибыль.

 

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ (ОБЩИЙ ДОХОД)
ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (затраты) БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ
  НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ
  Издержки на факторы производства, принадлежащие фирме Нормальная прибыль  
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ  
       

Рис. 2. Соотношение выручки (общего дохода), издержек и прибыли

Взаимосвязь между различными видами издержек и прибыли схематично представлена на рис. 2.

В достижении максимальных размеров прибыли фирма может столкнуться с тремя ограничениями:

· ограничения по издержкам производства;

· ограничения по потребительскому спросу;

· ограничения по ценам конкурентов (если фирма не является монополистом).

Ограничения по потребительскому спросу связаны с понятием ценовой эластичности спроса и были рассмотрены нами в теме 3. Ограничения по издержкам самые универсальные, и поэтому требуют первоочередного рассмотрения. Ограничения по ценам конкурентов обусловлены рыночной структурой и будут рассмотрены в вопросах 3 и 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...