Равновесие конкурентной фирмы
В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Как мы знаем из предыдущей темы, в длительном периоде (когда постоянные затраты отсутствуют, цены факторов производства меняются, возможности увеличения объемов производства и бюджета предприятия не ограничены, поэтому предприятие может увеличивать свои размеры и масштабы использования всех ресурсов) действует эффект отдачи от масштаба. Отдача от масштаба (эффект отдачи от масштаба, эффект масштаба производства) (large scale return) – зависимость средних затрат фирмы (в денежном измерении) от объемов производства в длительном периоде. Такая зависимость является нелинейной и «разнонаправленной». Отдача от масштаба является ключевым понятием при максимизации прибыли в долгосрочном периоде и определении оптимального масштаба фирмы. Отдача от масштаба складывается из четырех составляющих, часто именуемых динамическими факторами долгосрочных издержек. 1. Технологическая отдача от масштаба (technological large scale return)– непропорциональное изменение физических объемов производства при изменении всех производственных факторов в долгосрочном периоде. Если в целом эффект отдачи от масштаба имеет денежное измерение, то технологическая отдача измеряется в натуральных единицах (в расходе ресурсов на единицу продукции в физическом измерении). Технологическая отдача от масштаба может быть возрастающей (внутренняя экономия, internal economies), постоянной и отрицательной; ее экономическая природа и влияние на оптимальный размер фирмы были подробно описаны в предыдущей теме (тема 5). При анализе отдачи от масштаба технологическая отдача имеет первоочередное значение. Именно переменчивость технологической отдачи в первую очередь объясняет изменчивую динамику долгосрочных средних издержек.
2. Экономия от разнообразия (от совмещения производства) – строго говоря, является специфической разновидностью возрастающей технологической отдачи от масштаба, но поскольку наблюдается не всегда, то выделяется отдельно. 3. Внешняя экономия (external economies) – имеет не технологический, а коммерческий характер. Обусловлена возможностью получения оптовых скидок от поставщиков (с ростом объемов закупок материалов и комплектующих) и другими схожими факторами. 4. Внутренние трансакционные издержки фирмы (издержки централизованного управления, бюрократизации и т.д.) могут расти нелинейно, т.е. в большей или меньшей пропорции по сравнению с ростом объемов производства и (соответственно) ростом размеров фирмы. Как видим, первый и четвертый факторы могут действовать «в обе стороны», а второй и третий факторы всегда действуют в положительную сторону. В совокупности именно эти четыре фактора объясняют эффект отдачи от масштаба. Возрастающая отдача от масштаба (economies of scale) – экономия на издержках при увеличении объема производства применительно к данному рынку – обычно сменяется постоянной отдачей, а затем – убывающей отдачей (что во многом связано с трудностями управления крупным производством, т.е. с четвертым динамическим фактором долгосрочных издержек). Соответственно с ростом объемов производства средние издержки сначала уменьшаются, затем стабилизируются на минимальном уровне, а далее начинают расти. Поэтому график долгосрочных средних издержек конкурентной фирмы (long–run average costs, LAC) будет выглядеть следующим образом (рисунок 13):
Рис. 13. Классический вид кривой долгосрочных средних издержек LAC На первом участке рис. 13, где Q < Q1, имеет место возрастающая отдача от масштаба, соответственно LAC уменьшаются. На втором участке, где Q1 ≤ Q ≤ Q2 , – постоянная отдача от масштаба (LAC неизменны и достигли своего минимального значения). На третьем участке, где Q2 < Q, – убывающая отдача от масштаба (LAC увеличиваются).
Минимально эффективный масштаб производства (MES – minimal effective scale of production) – тот наименьший объем производства, при котором фирма достигает минимума средних общих затрат в длительном периоде. Он соответствует выпуску Q1. Максимально эффективный масштаб производства (maximal effective scale of production) – наибольший объем производства, при котором сохраняется минимум средних общих затрат в длительном периоде. Он соответствует выпуску Q2. В пределах выпуска Q1 ≤ Q ≤ Q2 фирма достигает своих оптимальных размеров. Равновесие, установившееся в отрасли в коротком периоде, не является стабильным по следующим двум причинам. Во–первых, в длительном периоде нет постоянных затрат, все применяемые в производстве ресурсы и все соответствующие затраты являются переменными (по определению долгосрочного периода). Кроме того, совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Следовательно, линии средних и предельных затрат всех фирм данной отрасли будут идентичны.
Рис. 14. Равновесие отрасли (а) и отдельных фирм (б) на рынке совершенной конкуренции в длительном периоде
Во–вторых, примем во внимание, что вход на рынок совершенной конкуренции и выход с этого рынка открыты для всех фирм, поэтому в долгосрочном периоде количество фирм в отрасли может измениться. Как следствие –может меняться цена. Если минимум средних затрат фирмы окажется выше сложившейся на рынке цены (Р1 на рис. 14, а и LAC1 на рис. 14, б), то часть фирм покинет рынок, отраслевое предложение уменьшится, что приведет к повышению цены. Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены (Р2), то фирмы данной отрасли получают положительную экономическую прибыль («сверхприбыль») и это будет стимулом для других фирм к переходу в данную отрасль. Вследствие этого отраслевое предложение повысится, а цена упадет. Равновесие отрасли в длительном периоде установится только тогда, когда цена совпадет с минимумом средних затрат. Когда цена установится на уровне PL, процесс приспособления предложения к спросу закончится и цена стабилизируется. Произойдет это по следующим причинам:
· во–первых, фирмы достигли оптимальных размеров своих производственных мощностей (LMCi = LACi) и оптимального объема выпуска LMCi = РL); · во–вторых, отрасль не будет привлекать капитал из других отраслей, так как при сложившейся цене в ней уже не образуется сверхприбыль (РL = LACi). Таким образом, условие равновесия конкурентной фирмы в длительном периоде приобретает вид:
При этом экономическая прибыль равна нулю. Есть только положительная бухгалтерская прибыль, которая равна величине неявных издержек (включая нормальную прибыль). Таким образом, в длительном периоде у фирмы только одно равновесное состояние. Ее индивидуальная кривая рыночного предложения представлена точкой минимума LAC. Однако при достижении долговременного отраслевого равновесия равенство (15) можно расширить:
В этом легко убедиться, взглянув на рис. 15: в длительном периоде
Фирма, которая создала бы производственные мощности, отличные от представленных семейством кривых LАC, MС, оказалась бы убыточной. Итак, при данной технике производства на рынке совершенной конкуренции цена товара тяготеет к минимальным средним затратам длительного периода (минимуму долгосрочных средних издержек). А это в свою очередь означает, что при достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю. В правильности этого вывода можно усомниться: ведь отдельные фирмы могут использовать уникальные факторы производства: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и времени, и друг. Действительно, расходы ресурсов на единицу продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но экономические затраты при этом у них будут одинаковыми. Последнее объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции на рынке факторов фирма сможет приобрести фактор, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, поднимающую затраты фирмы до общего уровня в отрасли. В противном случае этот фактор перекупит конкурент.
Если же фирма уже располагает уникальными ресурсами и конкурент их не перекупит, тем не менее повышенная цена должна быть учтена в составе альтернативных затрат, потому что по такой цене ресурс можно было бы продать. До сих пор мы исследовали, как влияют на рыночную цену изменения, происходящие на стороне предложения. Однако в длительном периоде может измениться и спрос на продукцию отрасли. Рассмотрим последствия этого изменения на рисунке 16.
Рис. 16. Линия предложения отрасли при совершенной конкуренции в длительном периоде при постоянных ценах на факторы производства
Если после достижения равновесия отраслевой спрос возрастет (сдвиг D0 → D1), то вначале (в коротком периоде) цена поднимется с PL до P1. При такой цене фирмы станут получать сверхприбыль, что приведет к увеличению предложения в отрасли как за счет расширения производства в отдельных фирмах, так и вследствие прихода новых фирм (на рис. 16 это отразится сдвигом S0 →S1). В результате цена снова снизится до PL, так как именно этой величине равен минимум LAC, фирм при данной технологии. Если же спрос сократится (D0→D1), то фирмы будут вынуждены снизить объемы производства, а часть из них уйдет из отрасли. Отраслевое равновесие переместится из точки E0 в точку Е3. При цене P2 фирмы окажутся в «предельном» или даже в «запредельном» положении. Некоторые фирмы станут закрываться и переходить в другие отрасли. Рыночное предложение сократится (сдвиг), и цена возрастет с Р2 до РL. Если соединить все возможные точки равновесия отрасли в длительном периоде при различных сочетаниях совокупного спроса и совокупного предложения (на рис. 16 это точки Е4, Е0, E2), то образуется линия предложения отрасли в длительном периоде – SL. Поскольку мы предположили цены на факторы производства неизменными, линия SL проходит параллельно оси абсцисс. Это имеет место не всегда. Увеличивающийся по мере расширения производства благ отраслевой спрос на факторы может привести к их подорожанию. Тогда у фирмы возрастут затраты (сдвинется вверх семейство кривых, показанных на рис. 15) и равновесие отрасли установится при более высокой цене (рис. 17, а).
Рис. 17. Кривая предложения отрасли при совершенной конкуренции в длинном периоде при растущих (а) и снижающихся (б) по мере расширения производства ценах на факторы производства
Иногда по мере увеличения объема используемого фактора производства его цена снижается. Тогда с расширением производства в отрасли может снижаться минимум средних затрат у отдельных фирм. В таких условиях рост отраслевого спроса вызовет в длительном периоде не только увеличение объема предложения, но и снижение равновесной цены (рис. 17, б). Обратим также внимание на то, что характер изменения кривой средних затрат фирмы в длительном периоде (LAC) определяет число фирм, работающих в отрасли. При U –образной кривой LАС каждая из фирм в длительном периоде выйдет на свой технически оптимальный объем выпуска и общее число фирм в отрасли однозначно определится объемом рыночного спроса при цене, равной LAC. Пусть, например, минимум LAC, равный рыночной цене, достигается при объеме выпуска фирмы, равном 10 единицам, а объем спроса при этой же цене равен 1.000. Тогда на рынке будет действовать 1.000: 10 = 100 фирм. Если средние затраты фирмы в длительном периоде не зависят от объема выпуска, то число фирм в отрасли нельзя определить однозначно. Для удовлетворения отраслевого спроса, например в 1.000 единиц продукции, могут работать либо 1.000 фирм, каждая из которых производит по одной единице, либо 10 фирм с производством 100 единиц у каждой. Возможны и другие комбинации числа фирм и объемов выпуска каждой из них. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции: а) равновесная цена установится на уровне минимальных долгосрочных средних затрат (LAC); б) число фирм, функционирующих в отрасли в длительном периоде, определяется кривой затрат длительного периода и кривой спроса; в) с изменением спроса на продукцию отрасли равновесная цена может остаться неизменной, снизиться или возрасти в зависимости от того, как при этом изменяются цены на факторы производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|