Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фирма в условиях монополии




 

Как мы уже знаем (тема 3, вопрос 8), когда нарушается хотя бы один признак совершенной конкуренции, возникает т.н. несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция (imperfect competition) или рынки с монопольной властью – состояние рынка, при котором отдельные участники могут влиять на установление равновесной рыночной цены. При несовершенной конкуренции некоторые продавцы или покупатели являются pricemakers, т.е. формирующими рыночную цену. Таким образом, предприятие перестает вести себя как конкурентная фирма (фирма, находящаяся в условиях чистой конкуренции) и становится несовершенным конкурентом.

С точки зрения того, какие именно признаки чистой конкуренции нарушаются, выделяют следующие базовые формы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монопсония, олигопсония, монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Эти базовые формы могут сочетаться друг с другом (например, двухсторонняя монополия) или иметь разновидности (например, дуополия) – т.н. дополнительные формы несовершенной конкуренции.

Общая характеристика форм несовершенной конкуренции была дана в теме 3. Настало время рассмотреть особенности поведения фирмы, максимизирующей прибыль, если она является несовершенным конкурентом. Мы ограничимся двумя формами несовершенной конкуренции – монополией и олигополией (поведение фирмы при монополистической конкуренции вынесено в приложение) – и проанализируем, с какими возможностями и ограничениями сталкивается фирма в каждом случае. Как мы убедимся, в общем и целом особенности ценообразования на рынках несовершенной конкуренции связаны с дифференциацией продукта и стратегическим взаимодействием конкурентов.

Как нам известно, монополия – рыночная структура, при которой на рынке имеется единственный продавец (поставщик) товара/услуги.

Чаще всего по умолчанию под монополией имеется в виду т.н. чистая (абсолютная) монополия. Чистая (абсолютная) монополия – монополия на товар (услугу) с неэластичным спросом. Как нам уже известно (тема 3, вопрос 6), именно такая монополия представляет опасность для потребителей. Чаще всего это монополия на товары (услуги) первой необходимости, не имеющие близких заменителей (когда наблюдается одновременное действие двух факторов ценовой эластичности спроса).

Как мы знаем, на наличие и количество товаров заменителей во многом влияет степень агрегированности товара (товарной позиции). Степень агрегирования товара может сильно варьировать, и чем она выше (и, соответственно, чем меньше у него заменителей), тем ниже эластичность спроса по цене, и наоборот. Поэтому чистая монополия чаще наблюдается на рынках с высокой степенью агрегированности товара.

Разновидностями чистой монополии являются простая монополия и монополия с ценовой дискриминацией. Простая монополия – ситуация, когда все товары продаются фирмой–монополистом по одинаковой цене всем потребителям, т.е. отсутствует ценовая дискриминация. В противном случае говорят о монополии с ценовой дискриминацией. Позднее мы вернемся к этим понятиям.

Естественно задаться вопросом: как возникает монополия, какова ее природа? Иначе говоря – куда могут «пропасть» конкуренты?

С точки зрения причины возникновения (экономической природы) выделяют три вида монополии: открытая, закрытая и естественная монополия.

Открытая (временная) монополия имеет временный характер и обусловлена природой конкуренции: в условиях рыночной конкуренции всегда кто-то временно вырывается вперед. Рынок открыт для потенциальных конкурентов и открытая монополия может исчезнуть в любой момент. Открытая монополия может быть как легальной, так и нелегальной. В последнем случае монополия обеспечивается неофициальными (теневыми) входными барьерами в виде негласных монопольных соглашений поставщиков и иных заинтересованных сторон (включая случаи сговора между ограниченным числом поставщиков и коррумпированной властью). По умолчанию под открытой монополией подразумевают легальную монополию.

Закрытая (искусственная) монополия – рынок, закрытый для потенциальных конкурентов официальными (юридическими) входными барьерами. Такими барьерами являются патенты на технологии и на «брэнды», различного рода эксклюзивные права, разрешения, лицензии, сертификаты соответствия и т.д.

Закрытая монополия возникает в первую очередь на рынках нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности, т.н. исключительных прав) и это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, инвестиции в нематериальные активы (в создание объектов исключительных прав) высокозатратны и (одновременно) в высокой степени специализированны, т.е. в них задействованы специфические активы. Во-вторых, нематериальная форма (неосязаемость) активов дает возможность их копирования в неограниченных количествах с минимальными издержками. «Первые экземпляры» объектов интеллектуальной собственности могут иметь весьма высокие издержки производства (написание романа, съемка многобюджетного кинофильма и т.д.), но издержки последующего копирования (создания вторых и последующих копий) невысоки. С течением времени технический прогресс делает предельные издержки производства объектов интеллектуальной собственности вообще практически нулевыми («сбрасывание» с компьютера информации в электронной форме на те или иные носители, «скачивание» материалов из Интернета и т.д.).

Таким образом, при отсутствии специального законодательства о защите исключительных прав (т.е. без искусственной монополии) инвестиции в нематериальные активы никогда не будут окупаться: экономическая прибыль инвесторов будет моментально «размываться» силами конкуренции.

Поэтому государство не только не препятствует закрытым монополиям, но и наоборот – искусственно создает закрытую монополию на рынках нематериальных активов через патентное законодательство, законы об авторских и смежных правах и т.д. Экономическая функция подобных законов очевидна: они защищают доходы инвесторов (изобретателей, лабораторий НИОКР, ученых, писателей, издателей, кинокомпаний, звукозаписывающих компаний и т.д.) и тем самым стимулируют соответствующие инвестиции. Временное искусственное ограничение конкуренции позволяет владельцам исключительных прав получать квази–ренту (положительную экономическую прибыль), которая стимулирует инвестиции в создание исключительных прав: в написание книг, в постановку спектаклей и шоу, в звукозапись, в съемку кинофильмов и т.д.

В противном случае доходы инвесторов были бы моментально «размыты» силами конкуренции. Результаты творческого труда потеряли бы свойство редкости и стали практически бесплатными. Исчез бы рынок этих благ и, соответственно, целые отрасли экономики (издательское дело, кинобизнес и др.), соответствующие виды производительной экономической деятельности были бы депрофессионализированны.

Естественная (технологическая) монополия – монополия, обусловленная возрастающей отдачей от масштаба, когда оптимальный размер фирмы совпадает с размером отрасли или превышает ее. В этом случае конкуренция невозможна или нецелесообразна в силу особенностей технологии и/или малой емкости рынка.

Данное определение предполагает соблюдение двух условий:

· концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек);

· объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышает общую емкость рынка или близок к ней.

Объектами естественной монополии являются железнодорожные перевозки, добыча и транспортировка (по магистральным трубопроводам) нефти и газа, передача электроэнергии, услуги аэропортов и транспортных терминалов, некоторые услуги связи, коммунальные услуги (услуги ЖКХ). В России крупнейшими естественными монополистами являются РАО «Газпром» и РАО «Российские железные дороги». До 2009 г. к числу крупнейших естественных монополистов относилось также РАО «ЕЭС», реформа и разукрупнение которого и преследовало цель демонополизации отрасли.

Естественная монополия может создаваться длительное время: фирмы либо объединяются добровольно, либо одна поглощает другую, либо изначально существует единственная фирма и расширяется вместе с увеличением масштабов рынка. Однако, если естественная монополия возникла, разрушить ее очень сложно; она чрезвычайно устойчива. Даже перестав быть эффективной, естественная монополия сохраняет непреодолимый барьер для потенциальных конкурентов, каковым является масштаб минимально–необходимых капиталовложений для достижения экономически эффективного объема производства.

С точки зрения собственности и контроля естественная монополия может быть частной нерегулируемой, частной регулируемой (тарифное или налоговое государственное регулирование) и государственной.

Перейдем теперь к моделированию монополистического поведения.

Особенность положения монополиста состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для предприятия–монополиста цена – не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска. Как следствие – кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса: MR < P ≠ const.

Функция предложения как таковая отсутствует (кривая предложения совпадает с кривой предельных затрат). Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. При этом интересы покупателей во внимание не берутся. Какую комбинацию «выпуск–цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.

Рассмотрим кривую отраслевого спроса и предельный доход при монополии (для простоты ограничимся линейной кривой отраслевого спроса).

Для увеличения размеров получаемой прибыли предприятие–монополист должно увеличивать объёмы производства товаров, но при этом, в силу действия закона спроса, его рыночная цена будет уменьшаться, что может привести как к увеличению дохода производителя, так и к его снижению. Кроме того, увеличение выпуска продукции требует от производителя увеличения затрат факторов производства, что приводит к росту издержек (на данном этапе анализа мы не учитываем издержки).

Для монополиста цена зависит от количества товара, предлагаемого к продаже. Поэтому функция общего дохода монополиста имеет вид:

TR(Q) = P(Q)×Q.


                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                           
                                         
                                           
                                           
                                           
                                         
                                         

 

а) б)

Рис. 18. Кривая отраслевого спроса и предельный доход монополиста

 

Если кривая спроса является прямой линией (), то зависимость суммарного дохода TR от объёмов продаж Q задаётся уравнением:

TR(Q) = (k×Q + C)×Q = k×Q2 + C×Q,

т.е. его график является параболой, ветви которой направлены вниз, т.к. значение коэффициента k в уравнении кривой спроса всегда отрицательно (рис.18).

Для функции предельного дохода монополиста MR(Q) справедливы три правила:

1. Если кривая спроса является прямой линией, уравнение которой P = k×Q + C, то кривая предельного дохода MR, выходя из точки пересечения кривой спроса с осью цен, пересекает ось Q посередине отрезка, ограниченного началом координат и точкой пересечения оси Q кривой спроса, являясь при этом прямой линией (рис. 18, а). А её уравнение имеет вид MR = 2×k×Q + C.

2. Суммарный доход TR (рис. 18, б) достигает максимального значения при объеме продаж, для которого величина предельного дохода равна нулю:

В случае, когда кривая спроса является прямой линией, суммарный доход достигает максимального значения при , где Q0 – объем продаж, соответствующий Р=0.

3. Монополист, максимизирующий общий доход, всегда выбирает объем производства в точке с нулевым коэффициентом точечной эластичности спроса по цене. Как мы увидим далее, монополист, максимизирующий не общий доход, а прибыль, всегда выбирает объем производства на эластичном участке кривой спроса, но при меньшем объеме, чем тот, при котором достигается максимум выручки (поскольку предельные издержки выше нуля).

Теперь от максимизации общего дохода в условиях монополии перейдем к максимизации прибыли (к равновесию фирмы–монополиста) в коротком и длительном периодах, что требует учета не только дохода, но и издержек. Как и в случае с конкурентной фирмой, существует два подхода к определению равновесия фирмы–монополиста: сравнение TR и TC и сравнение MR и MC.

Проанализируем графики, приведённые на рис. 19, отражающие ситуацию для фирмы–монополиста в коротком периоде, путем сравнения MR и MC.

При нулевых объёмах производства производитель несёт убытки, равные постоянным издержкам. При производстве первой и всех остальных единиц товара из интервала изменения объёмов производства от 0 до Q1, как видно из рисунка, предельный доход меньше предельных издержек, т.е. каждая дополнительно произведённая единица товара приносит продавцу убытки (предельная прибыль меньше нуля). Таким образом, по мере увеличения объёмов производства суммарная прибыль, оставаясь отрицательной, будет убывать.

На интервале от Q1 до Q2 предельные издержки становятся меньше предельного дохода, в результате чего производство каждой дополнительной единицы товара приносит производителю прибыль (предельная прибыль больше нуля). Это приводит к росту суммарной прибыли фирмы, по мере увеличения объёмов производства. Но её значение всё ещё остаётся отрицательным, т.к. на рассматриваемом интервале (кривая спроса лежит ниже кривой ATC) и значение прибыли, которое определяется по формуле , будет всегда отрицательным, т.к. отрицательно выражение, стоящее в скобках. При производстве и продаже Q2 единиц товара P = ATC, т.к. оно определяется точкой пересечения кривой спроса и кривой полных средних издержек, и прибыль равна нулю.

 

                         
                           
                             
                           
                       
                         
                         

а) б)

Рис. 19. Максимизация прибыли в условиях монополии в коротком периоде

 

На интервале от Q2 до Q3 значение предельных издержек всё ещё меньше предельного дохода, в результате чего прибыль продолжает расти при увеличении выпуска товара, но её значение положительно, т.к. на этом интервале .

На интервале от Q3 до Q4 значение MC > MR, поэтому производство каждой дополнительной единицы товара приносит производителю убытки, вследствие чего суммарная прибыль уменьшается и при производстве Q4 единиц её значение вновь становится равным нулю, т.к. вновь Р = АТС.

Таким образом, из приведённых выше рассуждений можно сделать следующие выводы. В коротком периоде прибыль фирмы–монополиста достигает максимального значения при объёме производства , соответствующем точке пересечения возрастающей ветви кривой МС с кривой предельного дохода. Оптимальный объём производства , соответствующий максимуму прибыли, называют точкой Курно и обозначают .

Формально условие оптимизации производства при монополии можно записать в виде: .

Рациональное поведение производителя предполагает его стремление к максимизации прибыли. Поэтому в дальнейшем записанное выше условие и будет определять объёмы производства в условиях монополии (равновесие фирмы–монополиста).

В коротком периоде условие максимизации прибыли в условиях монополии можно записать следующим образом:

MC = MR < AC.

Монополию имеет смысл сравнивать с совершенной конкуренцией. В условиях монополии цена выше предельных издержек и выше цены совершенной конкуренции, а оптимальный объем производства меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (что хорошо видно на рис. 19, а). В результате часть потребителей, для которых индивидуальная цена спроса PD выше MC, но меньше монопольной цены Pm, остаются без товаров. Возникают чистые потери общества DWL.

Какова специфика максимизации прибыли в условиях монополии в длительном периоде? Как мы уже знаем, в длительном периоде предприятие может достичь оптимальных размеров в точке минимума средних долгосрочных издержек. Но если для конкурентной фирмы это принципиально важно, то для монополиста это – второстепенная задача. Размеры фирмы–монополиста определяются прежде всего емкостью рынка (это особенно актуально для естественных монополий). Если емкость рынка недостаточна, то оптимизация размеров предприятия откладывается на длительную перспективу, когда произойдет расширение спроса.

Таким образом, длительный период для крупной фирмы–монополиста, как правило, гораздо больше, чем для маленькой конкурентной фирмы. Равновесие монополии в долгосрочном периоде прежде всего зависит от долгосрочной кривой спроса на продукцию (она определяет положение кривой предельного дохода). В конечном итоге долгосрочное рыночное равновесие устанавливается при цене, превышающей предельные затраты (свойство монополизированного рынка), но равной средним издержкам.

Одним из возможных способов максимизации прибыли в условиях монополии является ценовая дискриминация – продажа однородной продукции в одно и то же время разным потребителям по разным ценам, когда разница в ценах не связана с различием затрат на производство и доставку товара на рынок, а обусловлена неодинаковыми возможностями покупателей и неодинаковой полезностью приобретаемого ими товара.

Ценовая дискриминация встречается в условиях несовершенной конкуренции и чаще всего практикуется монополистами. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

Выделяют три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первого рода – по платежеспособности потребителей. При проведении ценовой дискриминации первого рода кривая спроса становится для продавца–монополиста кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса. Но, в отличие от рынка совершенной конкуренции, покупатели не получают потребительских излишков.

Осуществить ценовую дискриминацию первого рода на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист может продавать не каждую единицу продукции, а определенные ее порции, т.е. проводить ценовую дискриминацию второго рода.

Ценовая дискриминация второго рода – по объемам покупаемой продукции (использование многоставочных тарифов).

Правило проведения ценовой дискриминации второго рода вывел Г. Штакельберг: предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии – предельным затратам, т.е.:

MR 1 = P 2, MR 2 = P 3,..., MRn = MC.

В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьего рода – по ценовой эластичности спроса разных групп потребителей.

Ценовая дискриминация первого и второго рода увеличивает общественное благосостояние, так как она сопровождается увеличением выпуска продукции и более полным удовлетворением рыночного спроса. Воздействие ценовой дискриминации третьего рода на общественное благосостояние неоднозначно.

Если в результате ее осуществления отраслевой рынок приобретает дополнительный сегмент покупателей, т.е. товар будут покупать потребители, для которых единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первого и второго рода.

Когда по единой цене товар доступен покупателям с различной эластичностью спроса, а монополия устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях максимизации прибыли, тогда рост последней сопровождается снижением общественного благосостояния. Это связано с тем, что при проведении ценовой дискриминации третьего рода сокращается объем продаж покупателям с неэластичным спросом (крутая линия спроса) и увеличиваются продажи покупателям с эластичным спросом (пологая линия спроса). В результате уменьшения потребительских излишков у покупателей с неэластичным спросом превышает рост потребительских излишков у покупателей с эластичным спросом.

Противоположностью ценовой дискриминации является перекрестное субсидирование (cross–subsidization) – практика фиксации цен на уровне, превышающем общие средние издержки (AТC) по производству товаров или услуг в определенной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей.

Перекрестное субсидирование чаще всего практикуется естественными монополистами. Во многих странах практика перекрестного субсидирования запрещена антимонопольным законодательством, которое (в таком случае) обязывает монополистов осуществлять поэлементную калькуляцию цены (тарифа).

В заключение отметим, что менеджмент фирмы, как правило, заинтересован в расширении производства и после достижения монопольного положения на рынке. Рост размеров фирмы гарантирует сохранность рабочих мест и увеличивает независимость менеджеров от собственников капитала. Поэтому монополия может стремиться к максимуму выручки даже за счет сокращения прибыли. Таким образом, на монополизированном рынке нет однозначной зависимости между объемом предложения и ценой товара. Подробный анализ таких ситуаций (установление цен, максимизирующих выручку и норму прибыли монополиста), а также анализ монополии с дифференциацией продукта, выходит за рамки учебной дисциплины «Экономика».

Чистая монополия и тенденции к монополизации рынка (слияния фирм, открытые и тайные соглашения о разделе рынка, ценовые сговоры и т.п.) требуют государственного вмешательства. В этой связи антимонопольной политикой («антитрастом») называют любые правительственные меры, направленные на ослабление рыночной власти, ее ограничение или предотвращение обретения ее кем-либо (но не борьбу с монополистами в буквальном смысле слова). Антимонопольная политика предполагает создание специального антимонопольного законодательства и соответствующего правительственного учреждения, наделенного широкими полномочиями. Например, в России действует Федеральный Закон «О защите конкуренции», наделяющий соответствующими полномочиями Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Любое классическое антимонопольное законодательство предусматривает три вида регулирования:

· предотвращение объединений, слияний и поглощений, ведущих к монополизации рынков;

· препятствие созданию открытых и явных картелей (ценовых и количественных соглашений);

· ограничение различного рода монополистической практики, нарушающей интересы конкретных групп потребителей: запрет ценовой дискриминации и перекрестного субсидирования, запрет на завышение цен, на навязывание иных невыгодных условий сделки и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...