Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ый подход: сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (TC)




Для конкурентной фирмы общий доход TR = P×Q представляет собой линейную зависимость от количества произведенного товара с постоянным угловым коэффициентом P, т.к. цена задается общей рыночной ситуацией и находится вне контроля фирмы. Иными словами, каждую очередную единицу продукции фирма реализует по одной и той же неизменной цене.

 

 
 

 


 

 

 

Рис. 10. 1ый подход: сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (TC)

 

Пусть график общих издержек TC имеет традиционный вид (рис. 6).

Изобразим графики общего дохода (TR) и общих издержек (TC) в одной системе координат. Прибыль (Pr)определяется как расстояние по вертикали между графиками TR и TC для всех достижимых объемов выпуска, на основе чего строится график прибыли Pr (Q) (рис. 10).

Точки пересечения графиков общего дохода и общих издержек – А и В – являются точками безубыточности. При соответствующих объемах производства, и , прибыль равна нулю: .

На участках, где и , общий доход меньше общих издержек (), следовательно, фирма несет убытки. Это – зоны убыточности ().

На участке, где , общий доход больше валовых издержек (), следовательно, фирма получает прибыль. Это – зона прибыльности ().

Максимальная прибыль определяется как наибольшее расстояние по вертикали между графиками TR и TC. Она достигается при объеме выпуска , который соответствует вершине графика прибыли (). При этом наклон графика TR и наклон касательной к графику TC для данного объема производства одинаковы ( ).

2 – ой подход: сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC)

Как было указано, существует другой подход к определению оптимального объема производства конкурентной фирмы в коротком периоде: сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

 
 

 

 


0

Рис. 11. 2ой подход: сравнение предельного дохода (MR)

и предельных издержек (MC)

 

Изобразим графики предельного дохода (MR), предельных издержек (MC) и средних общих издержек (AC) в одной системе координат (рис. 11).

Поскольку спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен по цене, кривая спроса на продукцию фирмы представляет собой горизонтальную линию, соответствующую уровню цены. Так как цена неизменна, при любом объеме выпуска .

Пусть графики предельных и средних издержек имеют традиционный вид (рис. 9).

Точки пересечения графиков цены и средних общих издержек – А и В – являются точками безубыточности. При соответствующих объемах производства, и , прибыль равна нулю:
= , .

И снова можно обнаружить три зоны. Для объемов производства и цена ниже средних общих издержек (), следовательно, фирма несет убытки. Это – зоны убытков ().

На участке, где , цена выше средних общих издержек (), следовательно, фирма получает прибыль. Это – зона прибыли ().

Поскольку условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек (), – оптимальный объем производства, который соответствует данному условию (точка С). В зоне прибыльности фирме выгодно увеличивать объем производства до тех пор, пока предельный доход больше предельных издержек, потому что каждая дополнительная единица приносит положительную предельную прибыль (). Но после того, как предельные издержки становятся выше предельного дохода, предельная прибыль отрицательна, и общая прибыль сокращается.

Графически на рисунке 11 максимальную прибыль можно определить двумя способами:

· как площадь заштрихованного прямоугольника, ;

· как площадь между кривыми MR и MC (суммарную предельную прибыль), ограниченную справа оптимальным объемом производства, за минусом суммы постоянных затрат:

. Часть этой площади, когда MC выше MR, суммируется со знаком «минус», а другая, когда MC ниже MR, – со знаком «плюс». Постоянные затраты вычитаются потому, что они существуют даже при нулевом выпуске фирмы.

Динамика прибыли как отражение соотношения предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR) показана на рисунке 12.

Таким образом, условие равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции в коротком периоде приобретает вид:

P = MR = MC ↔ AC (14).

Это означает, что фирма выпускает все единицы продукции, для которых цена покрывает предельные затраты. Заметим, что это условие выполняется только для совершенной конкуренции.

 

                                                   
                                                   
                                                     
                                                   
                                                       
                D                                  
                                                   
                                                   
                                                   
                                                     
                                                   
                                                       
                                                   
                                                     
                                                       

(а) (б)

Рис. 12. Динамика прибыли (рис. б) как отражение соотношения предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR) (рис. а)

С точки зрения соотношения между ценой P (P = MR = MC) и средними издержками AC в формуле (14) возможны различные положения конкурентной фирмы в коротком периоде:

(а) P = MR = MC > ACдопредельная фирма со сверхприбылью (с положительной экономической прибылью);

(б) P = MR = MC = ACдопредельная фирма с нормальной прибылью (т.е. с нулевой экономической, но положительной бухгалтерской прибылью);

(в) AVC < P = MR = MC < ACпереходная фирма;

(г) P = MR = MC = AVCпредельная фирма, покрывающая лишь переменные издержки;

(д) P = MR = MC < AVCзапредельная фирма, не способная покрыть даже переменные издержки.

В целом получаем пять видов конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, рыночные перспективы которых в долгосрочном периоде различны:

· (а) – (в) – фирмы остаются в отрасли;

· (г) – фирме безразлично, оставаться в отрасли или покинуть ее;

· (д) – фирма покидает отрасль, если не сможет снизить TC и AVC или если ее не «выручит» неинфляционный рост рыночных цен в длинном периоде.

Графическая иллюстрация различных положений конкурентной фирмы в краткосрочном периоде может быть предложена курсантам в качестве самостоятельного задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...