Подсудность дел об усыновлении (удочерении) ребенка
В соответствии со ст. 125 СК РФ, рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, Глава 29 ГПК РФ подробно регламентирует эти правила, определяя процессуальный порядок рассмотрения дел об усыновлении. Следует также учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», которое не утратило своего значения после принятия нового ГПК РФ (далее — Постановление Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г.). Статья 269 ГПК РФ определяет родовую и территориальную подсудность дел об усыновлении. Родовая подсудностьзависит от гражданства и места жительства заявителя. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, подают заявления в районный суд. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, независимо от места их проживания, подают заявления в суд субъекта РФ. Территориальная подсудность, будучи исключительной по своему виду, определяется местом жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Закрепление в законе такого правила предопределяется тем, что наряду с судом важнейшую роль в решении вопроса об усыновлении играют органы опеки и попечительства и органы управления образованием субъекта РФ. Статьями 126 и 122 СК РФ определяется необходимость и порядок учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. 16 апреля 2001 г. был принят ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». На основании указанного закона, Правительство РФ приняло постановление от 4 апреля 2002 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием». Еще раньше постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 были утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ[18].
В соответствии с названными нормативными актами, централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственного банка данных о детях. Именно в эти органы необходимо обращаться как для получения сведений о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью, так и для постановки на учет лиц, желающих принять ребенка на воспитание. Названные государственные и муниципальные органы проводят всю предварительную работу, связанную с усыновлением, результаты которой окончательно формулируются в заключении органа опеки и попечительства, представляемом в суд.
3.4.2 Форма и содержание заявления об усыновлении
Заявление об усыновлении должно соответствовать как общим требованиям ст. 131 ГПК РФ, так и обязательным специальным реквизитам, указанным в ст. 270 ГПК РФ. При этом реквизиты, перечисленные в абз. 2-4 ст. 270 ГПК РФ, обязательны для каждого заявления, а в абз. 5 — просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты и места его рождения, о записи усыновителей в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей — факультативны, т. е. зависят от желания усыновителей внести соответствующие изменения в актовую запись о рождении ребенка. Такой вывод следует из анализа ст. ст. 134, 135 и 136 СК РФ, в которых прямо закреплено, что изменение имени, отчества, фамилии, даты и места рождения усыновленного ребенка, а также запись усыновителей в качестве его родителей возможны только по просьбе усыновителей.
Часть 1 ст. 271 ГПК РФ предусматривает перечень необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению, независимо от того, кем являются усыновитель и усыновляемый — гражданами РФ, иностранцами или лицами без гражданства. Части 2 и 3 этой статьи содержат дополнительный перечень необходимых документов, подлежащих представлению гражданами РФ, проживающими за пределами РФ, иностранцами и лицами без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ (ч. 2), либо гражданами РФ при усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином (ч. 3). Следует учитывать, что отдельные пункты этого перечня альтернативны либо факультативны, другие — обязательны. Во всех случаях должны быть приложены: - медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей; представление этого доказательства необходимо, поскольку ст. 127 СК РФ исключает возможность усыновления лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, выдается ему государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением и оформляется в порядке, установленном Министерством - справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации или иной документ о доходах; - документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение. Статья 127 СК РФ исключает возможность усыновления лицами, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители, а равно лицами, не имеющими постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Именно поэтому обязательно представление документов, подтверждающих материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей;
- документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители. Процедура постановки на учет в качестве кандидата в усыновители установлена Правилами передачи детей на усыновление. Граждане РФ, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К заявлению прилагаются необходимые документы. На основании заявления, документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства выносит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители. Граждане вправе встать на такой учет не только в органе опеки и попечительства по своему месту жительства, но и в государственном банке данных, обратившись к региональному или федеральному оператору. Документирование информации о гражданине РФ, постоянно проживающем за пределами РФ, иностранном гражданине или лице без гражданства, желающем усыновить ребенка и ознакомиться для этого со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, находящимися в государственном банке данных о детях, осуществляется региональным или федеральным оператором. Если заявление об усыновлении подает лицо, не состоящее в браке, оно обязано приложить копию своего свидетельства о рождении. Возраст заявителя должен быть точно установлен судом, поскольку, во-первых, усыновителями могут быть только совершеннолетние лица (ст. 127 СК РФ), а во-вторых, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст. 128 СК РФ). И только по уважительным причинам эта разница может быть судом сокращена. Следует иметь в виду, что несовершеннолетние, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. ст. 21, 27 ГК РФ) не могут быть усыновителями, так как п. 1 ст. 127 СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем (п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г.)
При подаче заявления лицами (лицом), состоящими в браке, прилагается копия свидетельства о браке усыновителей, а если об усыновлении просит один супруг, то письменное согласие другого супруга, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 133 СК РФ усыновление возможно только при наличии его согласия. Исключение составляют случаи, когда супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Тогда вместо письменного согласия другого супруга к заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие указанные исключительные обстоятельства, например, вступившее в законную силу решение суда о признании этого супруга безвестно отсутствующим. Если такими письменными доказательствами заявитель не располагает, то в самом заявлении должны быть указаны другие средства доказывания, подтверждающие эти факты, к примеру, свидетельские показания. Если заявление об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, подается в суд гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, либо иностранными гражданами и лицами без гражданства, то ими должны быть дополнительно представлены: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями и разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное жительство усыновляемого ребенка на территории этого государства. Особый случай усыновления предусмотрен ч. 3 ст. 271 ГПК РФ — усыновление на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином. К такому заявлению наряду с документами, указанными в ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, должно быть приложено согласие на усыновление законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является. Если того требует законодательство указанного государства или международный договор РФ, то должно быть приложено письменное согласие самого ребенка на усыновление.
Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. Это, прежде всего, консульская легализация. Однако, после присоединения в 1992 г. Российской Федерации к Гаагской конвенции 1961 г., которая отменяет для стран-участниц требование дипломатической или консульской легализации, удостоверение документов осуществляется путем проставления апостиля. Апостиль проставляется компетентным органом государства, в котором документ был совершен. Каждая страна - участница Гаагской конвенции наделяет определенные государственные органы правом проставления апостиля с учетом их официальных функций. Между сторонами - участницами Гаагской конвенции могут быть заключены международные договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, которые вообще отменяют легализацию иностранных документов, в том числе и проставление апостиля. Из числа стран -участниц Гаагской конвенции, Россия подписала вышеуказанные международные договоры, например, с Венгрией, Грецией, Италией, Латвией, Литвой и др. После легализации, документы должны быть переведены на русский язык, а перевод нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемых реквизитов заявления, а равно непредставление указанных в ст. 271 ГПК РФ доказательств, ведет к оставлению заявления без движения с назначением судьей срока для исправления недостатков по правилам ст. 136 ГПК РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|