Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология”.— М.: Просвещение, 1985.




Приветствую. Высылаю вам файл по тифлопсихологии, в котором содержится информация по всем вопросам, по которым нужно делать презентации. Ваша задача – дополнить информацию, если её слишком мало, из тех книг, которые я вам присылал (Литвак Тифлопсихология, Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства, Основы-спец. -психологии-под-ред. КУЗНЕЦОВОЙ, Лубовский Специальная психология), либо – наоборот, сократить информацию, если её слишком много, оставив самое главное. Значение всех слов, которые вы используете в презентации, вы должны понимать и уметь объяснить. На каждом слайде должно располагаться небольшое количество текста (крупным шрифтом), который должен быть виден на последней парте. Обязательно должна быть картинка, соответствующая содержанию слайда, статическая либо подвижная. Начинаться презентация должна с первого слайда, в котором содержится название темы и ФИО исполнителя. Заканчиваться презентация должна источниками, из которых взят текст. Это – 2 названия книг, которые есть в файле, и те книги, которые вы ещё использовали дополнительно, если использовали. Презентации можете присылать заранее мне на почту, чтобы я проверил, открываются ли они, и не проверял многочисленные флешки антивирусом.

 Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология”. — М.: Просвещение, 1985.

Евмененко Е. В., Трущелева А. В. Психология лиц с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.

Тема 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии

1. Роль зрения в психическом развитии людей и последствия его нарушения

Зрение – функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами. Зрение играет огромную роль в жизнедеятельности нормально развивающегося человека. Уже в первые дни после рождения ребенка зрительный анализатор вступает в тесное взаимодействие с другими анализаторами; при этом образуются зрительно-слухо-тактильно-кинестетические связи, лежащие в основе формирования всех психических процессов. Даже при глубокой патологии остаточное зрение имеет особое значение, т. к. дает известную возможность воспринимать окружающую действительность и ориентироваться в пространстве. Самые незначительные степени остаточного зрения являются важным источником получения визуальной информации. Зрительный анализатор располагает большими возможностями, которые в обычных условиях при нормальном зрении не используются полностью. Утрата или глубокое нарушение функций зрения наносит большой ущерб развитию ребенка. В дошкольном возрасте это усугубляется тем, что у детей анализаторы, имеющие компенсаторное значение, находятся еще в стадии созревания, что затрудняет развитие сенсорных функций. При отсутствии или значительном обеднении зрительного восприятия окружающего мира возникает целый ряд вторичных отклонений в психическом развитии детей. Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, модальность, точность и полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при различных поражениях зрительного анализатора. Лица с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, способам осуществления деятельности и по способам контроля ее выполнения. Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных ощущений, восприятий и представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения специфических качественных особенностей развития на первый план выступает специфичность формирования психических систем, структур, связей, функций и отношений внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т. д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: в точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты. Таким образом, у ребенка формируется своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются также иначе, своеобразно. Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с детьми, имеющими нарушения зрения и с формированием системы компенсаторных процессов.

2. Тифлопсихология как наука.

Предмет, задачи, методы тифлопсихологии Тифлопсихология – это наука, изучающая закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанной с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, возрастной аспект развития детей с нарушениями зрения. Объектом тифлопсихологии является психическое развитие лиц с нарушениями зрения. Предмет тифлопсихологии – закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие лиц с нарушениями зрения.

Задачи тифлопсихологии: 1. Изучение общих и специфических закономерностей психического развития лиц с нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения. 2. Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушениями зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений. 3. Изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функции. 4. Разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями зрения. 5. Разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество. Методы тифлопсихологии. Под методами психолого-педагогического исследования понимается совокупность приемов и способов, направленных на получение, выявление достоверных данных о психических процессах и педагогических явлениях. Метод наблюдения – непосредственное и целенаправленное изучение на основе восприятия процессов и явлений в различных естественных ситуациях, обусловленных задачей деятельности. Сохранение естественности тифлологического процесса – важное требование к наблюдению. Оно ведется в естественных условиях. Несоблюдение этого требования может привести к изменению поведения испытуемых и нарушению естественных действий. Важным требованием к наблюдению является его целенаправленность. Этот процесс должен быть спланирован с четкой формулировкой целей и задач, с определением места, сроков, поэтапности и последовательности наблюдений, технических средств. Методы беседы и интервью широко используются в исследовательской деятельности благодаря простоте их применения, доступности, оперативности и возможности непосредственного контакта с людьми, имеющими зрительные нарушения. В связи с тем, что последние не всегда объективно, точно и конкретно отвечают на поставленные вопросы, эти методы предусматривают уточнение ответов, их конкретизацию и выделение сущности мнения испытуемых. В связи с этим очень важно заранее наметить цели и задачи, разработать план, составить опросник, определить круг основных и вспомогательных вопросов, средства фиксации ответов. Метод анкетирования – это средство конкретного научного исследования с целью получить информацию о типичности тифлологических процессов. Это письменный опрос по заранее составленной программе. При разработке содержания анкет большое значение имеет четкая формулировка вопросов, определенная (логически выверенная) последовательность их расположения, однозначность понимания. Многое зависит от устных и письменных инструкций по заполнению анкет, они должны быть конкретными, простыми, содержать в себе примеры заполнения. Степень понимания вопросов анкеты проверяется сначала на небольшом контингенте слепых и слабовидящих. По результатам такой проверки вносятся коррективы в помещенный текст. Использование анкет в работе со слепыми и слабовидящими наталкивается на ряд специфических трудностей: неумение писать или читать с помощью системы Л. Брайля; потеря способности пользоваться плоскопечатным шрифтом; громоздкость анкет, написанных рельефно-точечным шрифтом; сложность заполнения анкет открытого типа для незрячих респондентов. В этих случаях лучше применять методы беседы и тестирования. Метод тестирования – это предъявление стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о психофизических и личностных качествах, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемых. Стандартизация заданий преследует цель определения, в какой степени испытуемый соответствует известному стандарту, в чем особенности его восприятия, связанные с нарушением зрения. Тест помогает выявить разницу и особенности познавательного процесса у людей с различными нарушениями органа зрения. Каждый тест должен предоставлять всем испытуемым равные возможности для проявления и констатации их психофизических особенностей, связанных с дефектным зрением. Это требование осуществляется путем предъявления разных по содержанию заданий, а оцениваются результаты его выполнения. Метод психолого-педагогического эксперимента представляет собой активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные определенным образом условия, отвечающие целям исследования. При проведении экспериментов со слепыми и слабовидящими необходимо соблюдать основное требование: чтобы экспериментальная работа ни в коей мере отрицательно не влияла на здоровье участвующих в эксперименте, на состояние их зрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...