2. Естественнонаучные основы теории компенсации слепоты
Зрение играет ведущую роль в ориентировке познавательной и трудовой деятельности человека. С помощью зрения человек воспринимает предметы: различные формы, величины, размеры, расстояния, протяженность, цвета и светотени. Пользуясь зрением, человек приобретает представление о перспективе. Общественно-трудовая деятельность, сообразующаяся с возможностями и способностями человека, является основным условием формирования и развития процессов компенсации нарушенных функций в организме человека. Различного рода функциональные замещения в центральной нервной системе формируются в зависимости от возникающих потребностей в процессе специфической для человека познавательной и трудовой деятельности. Лежащие в основе компенсаторных перестроек динамические изменения нервной системы проявляются в разнообразных психических процессах: в восприятии, предметных и пространственных представлениях, в мышлении, сознании, в действиях, поступках, эмоционально-волевых актах и т. д. Психические процессы являются отражением в мозге человека объективного материального мира. В зависимости от содержания и условий деятельности они подвергаются постоянному изменению и совершенствованию, при этом сам человек выступает как активный деятель. Особенно отчетливо это обнаруживается в условиях систематического обучения и воспитания человека, в условиях его общественно-трудовой деятельности. По мере овладения знаниями, умениями и навыками формируются способы и приемы познавательной деятельности, расширяются пути, по которым развиваются процессы компенсации нарушенных функций. Механизмы компенсации не возникают автоматически сами по себе, а развиваются постепенно. При развитии процессов компенсации никаких принципиально новых физиологических механизмов не возникает. Это те же нервные процессы, свойственные нормальному организму, но реализующиеся своеобразно, в зависимости от содержания и условий деятельности, в зависимости от характера, степени и структуры нарушенных функций, от состояния нервной системы и всего организма и от целого ряда особенностей, характеризующих личность человека. В свете учения И. П. Павлова в основе развития процессов компенсации лежат следующие основные принципы.
Рефлекторный принцип, основывающийся на причинной зависимости функциональных перестроек нарушенных нервных процессов в организме от условий и обстановки внешней среды. Согласно этому принципу процессы компенсации обусловливаются не только биологическими врожденными свойствами центральной нервной системы, но главным образом теми влияниями, которые действуют на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания, обучения в самом широком смысле и от социальных условий жизни. В процессе обучения происходит формирование замещающих механизмов, формирование разносторонних приемов и способов компенсации нарушенных функций. Принцип анализа и синтеза нервной деятельности, т. е. разложение в процессе познания при помощи различных анализаторов внешних явлений объективной предметной действительности на дробные части, выделение характерных признаков и синтезирование дробных частей в единое целое. В процессе компенсации происходят непрерывный анализ и синтез внешних раздражений. Нервные процессы, протекающие в коре головного мозга, обеспечивают связь и взаимозамещение различных анализаторов в зависимости от содержания и условий деятельности. Согласно этому принципу процесс компенсации осуществляется как периферическими воспринимающими приборами, так и корковыми механизмами. Воспринимающие рецепторные приборы, афферентные нервные проводники, промежуточные механизмы центральной нервной системы, через которые проходит нервный путь, а также корковые концы анализаторов представляют собой единую систему, единый сложный механизм, в котором отдельные звенья выполняют различные функции. Принцип динамической системности корковой деятельности, при помощи которой осуществляется сложное взаимодействие подвижного отражения окружающей внешней среды. В процессе любой деятельности человека в коре мозга происходит непрерывное установление новых замыканий, новых связей, отражающих временные и пространственные отношения предметов, и торможение этих связей, если они утрачивают свое физиологическое значение. Это отображает тонкое и сложное уравновешивание организма с окружающей средой. Периферические приборы афферентных нервов осуществляют более примитивные процессы анализа и синтеза. Центральные концы анализаторов являются механизмами, синтезирующими отдельные дробные части в единое целое, образуя при помощи нервных межцентральных связей сложные динамические системы условных рефлексов. Согласно принципу динамической системности нервной деятельности в организме нет изолированно функционирующих органов и систем, все осуществляется на основе взаимосвязи и взаимодействия. Организм представляет собой единое целое. Разнообразные и изменчивые влияния внешней среды вызывают изменения соотношений между процессами возбуждения и торможения и обеспечивают необходимую изменчивость и подвижность сложившихся динамических условнорефлекторных системных связей. Кора оказывает решающее воздействие на развитие путей и средств компенсации при тех или иных отклонениях в организме от нормы. Наибольшей подвижностью и гибкостью обладают специфические для человека второсигнальные связи, осуществляющиеся в постоянном взаимодействии с первосигнальными связями и определяющиеся социальными условиями жизни. Таким образом, все эти принципы являются отправными для понимания компенсации нарушенных функций в организме. Они обнаруживаются в разных частных случаях компенсаторных перестроек и имеют значение для разработки средств, направленных на восстановление и поднятие трудоспособности человека, а последнее является самым главным.
3. Содержание коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения состоит из: 1. Коррекционного обучения – сообщения знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоения способов применения полученных знаний. 2. Коррекционного воспитания – процесса целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения, инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др. ), позволяющих адаптироваться в социальной среде. 3. Коррекционного развития как преодоления недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Рассматривая теоретические основы системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, Л. И. Плаксина выделяет несколько условий ее эффективного функционирования. Основным условием является четкое представление о субъекте, на который она направлена, изучение состояния зрения, здоровья, психофизического развития. Вторым важным условием является разработка основных принципов коррекционной работы и, третьим – выявление эффективных форм, методов и средств коррекции. Анализ особенностей детей с нарушениями зрения позволил Л. И. Плаксиной выделить принципы коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Это – превентивная направленность коррекционной работы, предупреждение появления отклонений в психическом развитии. Пропедевтический принцип служит основой для постепенного введения детей в различные формы деятельности, в том числе и для работы с аппаратным лечением. Преобразующий или трансформирующий принцип направлен на развитие у детей новых, обходных способов ориентации в окружающем мире с использованием как сохранных, так и нарушенных сенсорных систем, с развитием полисенсорного характера восприятия. Осуществление принципа информационной наполненности коррекционной работы, принципа единства и взаимодействия педагога и ребенка и дифференцированного подхода позволяет преодолеть разрыв между ребенком и социумом, возникающий из-за нарушения зрения. Содержание коррекционной работы в специальном образовательном учреждении – это программа оптимальной, целенаправленной педагогической, психологической и медицинской деятельности, а также самообразования учащихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушением зрения, свойств и качеств их личности. Системный и комплексный подход к этой проблеме позволяет выделить четыре важнейших формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. В основу классификации положены место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы: 1. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется во всех формах занятий в специальных школах и ДОУ. Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методами проведения, спецификой их структурного построения. Особенно важно органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить, какие виды и приемы педагогической коррекции наиболее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|