Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Специальные коррекционные занятия.




2. Специальные коррекционные занятия.

Специальные коррекционные занятия ориентированы на определенный дефект и конкретное функциональное нарушение у ребенка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приемы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией. Это развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ориентировка в пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка. 3. Коррекционные занятия в семье. Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников. Важно, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и других видах деятельности. Задача специальных образовательных учреждений, администрации, учителей и воспитателей – организовать для родителей широкую обучающую и консультативную программу, в ходе которой будут показаны необходимые приемы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребенка. Несложная педагогическая коррекция, посильная для родителей и родственников ребенка, обязательно должна проводиться в семье, контролироваться и направляться специалистами школы и ДОУ. 4. Самокоррекция. Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в ходе воспитательных и других мероприятий должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социально-бытовую практику ребенка, в его повседневную жизнь. Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят с общим развитием ребенка, с возрастными периодами. Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется в системе, с должным упорством и волевым настроем. В специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения эффективность коррекционно-педагогической работы зависит от того, насколько этот процесс увязан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональную направленность, выполняют общее дело по преодолению недостатков развития детей с нарушением зрения. В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспитания детей с аномалией зрения создаются определенные рекомендации, которые реализуются по всем четырем формам коррекционного процесса. Медицинские работники специальных школ и ДОУ разрабатывают офтальмо-гигиенические и медицинские рекомендации, которые определяют оптимальные условия организации педагогической коррекции. В этих рекомендациях содержатся указания по физическим, зрительным и тактильным нагрузкам, по использованию в ходе занятий средств оптической коррекции, тифлоприборов, специального оборудования и др. Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещенности помещений для занятий, специальной наглядности и средств обучения. Современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррекционная деятельность в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения проводилась в системе четкого взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учета всей клинической картины зрительной патологии, особенностей развития детей и прогнозирования этой деятельности.

Тема 3. Особенности психических процессов при нарушениях зрения

 Раздел 1. Особенности ощущений при нарушениях зрения

1. Сенсорная организация человека при дефектах зрения

Зрение, осязание, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания, разные уровни которого (ощущение, восприятие и представление) образуют его структуру. Состав и структура чувственного познания характеризуют сенсорную организацию человека. Сенсорная организация сложилась в процессе общественно-исторического развития человека и целиком отражает образ его жизни и характер деятельности. В зависимости от этих образующих складывается определенное взаимодействие анализаторов, их соподчинение, относительное доминирование одних чувственных систем над другими, а также общее направление развития каждой из них. Серьезные нарушения или полная утрата функций зрительного анализатора, приводящие к слепоте или слабовидению, разрушают полностью или частично сложившиеся в процессе общественно-исторического развития межанализаторные связи. Нарушение исторически сложившегося взаимодействия между зрительным и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что и вызывает отклонения в сферах логического познания и практики. Благодаря своей динамичности и пластичности сенсорная организация продолжает развиваться и претерпевает определенные изменения в зависимости от трудовой деятельности индивида и окружающих его условий. Сенсорное развитие, как в норме, так и при нарушениях зрения, идет в одном направлении и подчиняется общим закономерностям. Различие заключается лишь в том, что в процессе деятельности у лиц с нарушенными функциями зрения участие зрительного анализатора определяется степенью патологических изменений в нем и характером производимых операций. Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, образованию новых межанализаторных связей, относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, нежели у нормально видящих, чувственных систем.

 

 Таким образом, изменения в сенсорной организации при слепоте и слабовидении имеют частичный характер. Наблюдающаяся перестройка межанализаторных связей не меняет структуры, сущности и назначения сенсорной организации чувственного познания окружающего мира. Несмотря на имеющиеся в составе чувственного отражения изменения и вызванное этим своеобразие протекания процессов отражения и возникновения образов слепые и слабовидящие правильно, адекватно отражают объективную действительность, что подтверждается их познавательной и трудовой деятельностью. Хотя слепота и слабовидение не изменяют структуры чувственного отражения, отдельные ее компоненты – ощущения, восприятия и представления – как качественно, так и количественно отличаются от одноименных процессов нормально видящих.

2. Особенности зрительных ощущений частичнозрячих и слабовидящих Зрительные ощущения являются результатом деятельности зрительного анализатора. Нарушения деятельности какой-либо части зрительного анализатора вызывают нарушения его функций и в тяжелых случаях приводят к слепоте или слабовидению. Под остротой зрения понимается способность глаза различать две светящиеся точки на минимальном расстоянии. Снижение остроты зрения проявляется в необходимости увеличения угла зрения, при котором можно различать детали или контуры объекта, по сравнению с нормой. Угол зрения есть отношение какой-либо величины к расстоянию между объектом и глазом. Снижение остроты зрения требует увеличения, по сравнению с нормой, угла зрения для отчетливого видения, т. е. либо сокращения расстояния между глазом и объектом, либо увеличения самого объекта. При снижении остроты зрения ниже 0, 005 раздельное видение двух светящихся точек становится невозможным независимо от величины угла зрения. Зрение таких лиц не вычленяет пространственных отношений (величины, формы и удаленности объектов) и характеризуется лишь светоощущением. Острота зрения не является величиной постоянной. Она может изменяться как в сторону повышения, так и понижения. Тенденция к повышению остроты зрения особенно ярко выражена у слабовидящих, в значительно большей мере пользующихся зрением, чем частичнозрячие. Под полем зрения подразумевается пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. Наиболее типичными являются следующие формы нарушений поля зрения: концентрическое, идущее от периферии по всем направлениям к центру сужение поля зрения; выпадение отдельных участков внутри поля зрения (центральные скотомы); выпадение половины поля зрения (гемианопсии). Патологические изменения поля зрения ведут к нарушению зрительного отражения пространства, которое, в зависимости от характера изменения, либо сужается (при концентрическом сужении и гемианопсии), либо деформируется (при скотомах). Весьма важной функцией зрения является также цветоразличение или хроматическое зрение, развившееся в результате приспособления глаза к действию солнечного света. Нормальное цветоразличение (трихромазия) способствует не только наиболее полному и точному отражению действительности, но и играет большую роль в создании эмоционального тона зрительных ощущений. Патология цветного зрения проявляется в форме цветослабости и цветослепоты. Цветослабость и цветослепота имеют, как правило, избирательный характер. Полная цветослепота (ахромазия) наблюдается чрезвычайно редко. Наиболее распространены: протоаномалия – нарушение цветоощущения на красный цвет; дейтероаномалия – нарушение цветоощущения на зеленый цвет. Нарушения цветоразличения могут варьироваться от небольшого снижения цветовой чувствительности до ахромазии. Хотя нарушения цветного зрения обычно не мешают пространственной ориентировке и правильному распознаванию окружающих предметов, в связи с чем остаются неосознанными, в ряде случаев цветослабость и цветослепота приводят к дезориентации цветоаномалов, особенно в производственной деятельности, делая недоступными для них целый ряд профессий. Важной функцией зрительного анализатора является светоразличение, осуществляющееся благодаря наличию световой чувствительности. Измерения световой чувствительности слабовидящих показали снижение этого вида чувствительности у большинства испытуемых (75%), а также отсутствие прямой зависимости нарушений световой чувствительности от остроты зрения, хотя наиболее значительные снижения чувствительности к свету наблюдаются при наиболее сильных снижениях остроты зрения. Повышение световой чувствительности в процессе адаптации к темноте при разных заболеваниях протекает различно, и наиболее быстрое снижение порогов наблюдается при альбинизме и близоруком астигматизме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...