6. Кинестезические ощущения слепых
6. Кинестезические ощущения слепых Кинестезическими (кожно-мышечными) называются ощущения, возникающие в мозге при поступлении сигналов от рабочих двигательных органов. Эти ощущения отражают скорость и точность перемещения тела в пространстве, трудовых движений, работы речедвигательного аппарата и т. д. Нервным механизмом кинестезических ощущений является двигательный анализатор, играющий ведущую роль в процессах отражения пространственных, физических и временных свойств объективного мира. Деятельность двигательного анализатора у человека становится ведущей уже на первых этапах жизни. Однако постепенно при нормальном функционировании зрения у человека формируется зрительно-моторная координация, сущность которой заключается в том, что все движения и действия человека протекают под контролем зрения. Абсолютная или частичная слепота в той или иной мере нарушает зрительный контроль. Это компенсируется тем, что в процессе деятельности работа двигательного анализатора становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля. Включение слепых в различные виды деятельности активизирует работу двигательного анализатора. Широкое участие данного вида чувствительности в пространственной ориентировке, формировании трудовых и бытовых навыков, овладение умениями и знаниями при дефектах зрения закономерно дают эффект сенсибилизации. Особенно большое значение для слепых имеет шаг, как измеритель расстояний при ориентировке в большом пространстве. Мышечно-суставные ощущения при дефектах зрения лежат также в основе восприятия форм и величин предметов. По степени мышечного напряжения, взаимоположению рук или пальцев руки и их движениям слепой получает представление о предмете и в последующем опознает его как воспринимавшийся ранее. Наиболее широкое участие мышечно-суставные ощущения принимают в движениях рук. Несмотря на увеличение зоны точных движений рук, точность произвольных движений у слепых несколько снижена. Это проявляется в том, что величина произвольных движений у слепых больше, чем у нормально видящих, т. е. менее соответствует заданной величине.
7. Вибрационные ощущения незрячих Вибрационные ощущения незрячих
Вибрационными называются ощущения, отражающие колебания воздушной среды. По своей природе и детерминации они близки к слуховым ощущениям, однако, как отмечал Б. Г. Ананьев, “оба эти механизма (слуховой и вибрационной чувствительности. —А. Л. ) находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, вследствие чего при нормальном слухе человек не ощущает множества периодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружающей среде” (Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961, с. 244). Это, разумеется, не значит, что у нормально видящих и слышащих людей вибрационные ощущения отсутствуют — они просто не осознаются, оставаясь подпороговыми. В случае же необходимости этот вид ощущений может осознаваться и достаточно тонко дифференцироваться: например, шофер, летчик и др. ощущают малейшие изменения вибрации мотора, свидетельствующие о неполадках. В норме вибрационные ощущения познавательного значения практически не имеют. Их роль возрастает при сужении сферы чувственного отражения — слепоте, глухоте и особенно слепоглухонемоте, когда вибрационная чувствительность совместно с тактильно-кинестезической становится основой для поддержания связи с окружающим миром. В этом отношении весьма интересные факты приводятся в книге слепоглухой О. И. Скороходовой “Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир”, где она описывает, как по вибрациям различных частот и интенсивностей узнает походку знакомых, определяет вид, направление движения и удаленность транспорта, по вибрациям гортани контролирует свою и воспринимает чужую звуковую речь, “слушает” музыку, воспринимая вибрации инструмента, и т. д.
При слепоте вибрационная чувствительность повышается и начинает играть заметную роль в пространственной ориентировке. Известно, что абсолютно слепые способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звука предмета (дерево, стена и т. п. ). Вот как описывает один слепой свои ощущения при ориентировке на улице: “Во время ходьбы по улице я непрерывно чувствую стену, вдоль которой иду. При этом мое ощущение все время меняет интенсивность и свой оттенок. На его характер влияют все, по-видимому, даже самые ничтожные особенности рельефа и, вероятно, материала препятствия, вдоль которого я прохожу. Очень отчетливо я воспринимаю различные выступы, а также входящие углы и ниши... Я отчетливо ощущаю не только такие крупные предметы, стоящие несколько в стороне от моего пути, как, например, автомобиль, но и такие, как столбы, деревья, колонны, поддерживающие решетку, да и сама решетка вызывает во мне некоторое, хотя и более слабое, ощущение. Я ощущаю также присутствие домов на противоположной стороне улицы, хотя замечаю это только тогда, когда порядок их прерывается и вместо домов на противоположной стороне улицы начинается открытое обширное пространство” (Описание заимствовано из книги В. С. Сверлова “Пространственная ориентировка слепых”. М., 1951, с. 88). Ощущение препятствия, по описаниям слепых, представляет собой довольно неопределенное чувство, проявляющееся у разных людей по-разному: “Одни говорят, что чувствуют, будто они входят в тень, только не световую, а такую, которая чувствуется и в полной темноте или при отсутствии зрения. Другие говорят, что тень ложится на их лицо. Иные сравнивают свое ощущение с очень легким прикосновением чего-то к верхней части лица (ко лбу, бровям, глазным яблокам и т. п. ). Некоторые полагают, что они чувствуют какие-то изменения в состоянии воздуха” (Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых. М., 1951, с. 80).
Эти ощущения незрячих лишены предметности, не информируют о качестве предметов, и только приблизительно, да и то не всегда, они могут судить по ним о величине и удаленности объекта. По интенсивности и характеру ощущений незрячие в некоторых случаях, как уже говорилось, могут локализовать препятствие в окружающем пространстве. В упоминавшейся уже книге В. С. Сверлова приводятся сведения о расстояниях, на которых незрячие ощущают наличие того или иного препятствия. Так, наличие дома обычно чувствуется на расстоянии 4—5 м, столба—1 м, а предметы, не превышающие по площади 0, 25 м2, ощущаются на расстоянии нескольких сантиметров. Наиболее точно ощущаются и локализуются предметы, находящиеся на уровне лица. Однако при благоприятных условиях (тишина, свободное пространство) могут ощущаться предметы высотой 20—30 см. Причем, как отмечает В. С. Сверлов, указанные условия существенно влияют на ощущение препятствия, увеличивая чувствительность почти вдвое. О наличии подобных ощущений у слепых известно давно, однако их природу удалось раскрыть только в конце 40-х годов XX в. В дореволюционной тифлопсихологии было выдвинуто несколько гипотез, которые либо относили ощущение препятствия к уже известным видам чувствительности — температурной, слуховой, тактильной, либо утверждали, что ощущение препятствия — результат взаимодействия упомянутых видов чувствительности. Кроме того, отдельные исследователи утверждали, что ощущение препятствия есть проявление особого, возникающего при слепоте и компенсирующего утраченное зрение “шестого чувства” (по другой терминологии — “икс-чувство”, “лицевое восприятие” и т. п. ). Что касается возникновения нового вида чувствительности (“шестого чувства”), то в главе 3 уже отмечалось, что никаких новообразований в нервной системе слепых не обнаружено. Теория “шестого чувства” (Вельфлин, Леви, Трушель) противоречит диалектико-материалистическому пониманию развития психики, свидетельствующему, что ощущения есть “продукт всемирной истории” (К. Маркс). Здесь речь может идти или о новых функциях имеющихся у человека органов чувств, или о том, что ощущение препятствия есть проявление исторически сложившегося, но до сих пор неизвестного вида чувствительности, поскольку в норме его развитие и проявления тормозятся работой зрительного и слухового анализаторов. Попытки объяснить ощущение препятствия как результат отражения температурных, механических или звуковых раздражителей оказались несостоятельными по следующим причинам.
Температурная теория А. А. Крогиуса, которая объясняла ощущение препятствия восприятием выделяемого объектом тепла (холода), не смогла полностью удовлетворить тифлологов, так как ощущение препятствия возникает и при равенстве температур объектов и окружающей среды. Попытки трактовать ощущение препятствия как результат воздействия на кожу лица отраженной предметом воздушной волны, распространяющейся впереди перемещающегося в пространстве слепого (К. Бюрклен), также несостоятельны, так как пороги ощущения прикосновения и давления у человека значительно выше силы воздушной волны, создаваемой идущим. Слуховая теория Зергеля вскоре после возникновения была отвергнута, поскольку выяснилось, что ощущение препятствия возникает у слепых при искусственно выключенном слухе, а также наблюдается у слепоглухих. Согласно разработанной и экспериментально подтвержденной теории В. С. Сверлова ощущения препятствия возникают в результате отражения инфразвуков — звуков очень низкой частоты, находящихся ниже порога слышимости (ниже 20 колебаний в секунду). Сверхнизкочастотная звуковая волна, возникающая при передвижении человека, отражается находящимся в непосредственной близости препятствием и воспринимается незрячим. Возникающее ощущение не может быть определено как слуховое, так как звуки, лежащие ниже порога слышимости, не вызывают ощущений громкости, высоты и тембра, а ощущаются лишь как колебания воздушной среды. На этом основании Б. Г. Ананьев предположил, что в основе ощущения препятствия лежат вибрационные ощущения, возникающие при воздействии на человека сверхнизкочастотных колебаний. Ведущая роль вибрационной чувствительности в ощущении препятствия не исключает возможности участия в этом способе пространственной ориентации ощущений других модальностей: температурных, собственно тактильных, слуховых. Более того, в зависимости от характера препятствия и условий, в которых проходит ориентировка, они могут выступать как ведущие, о чем свидетельствуют самонаблюдения слепых.
Способность ощущать на расстоянии препятствия проявляется у незрячих в разной степени и зависит от опыта самостоятельной ориентации в пространстве, т. е. от того, насколько активен человек в этом виде деятельности. Кроме того, ощущение препятствия зависит от средовых условий. Так, у незрячих, проживающих в сельской местности, этот вид чувствительности развит лучше, чем у горожан, что связано, видимо, с незначительным шумовым фоном. В будущем предстоит создать единую методику развития этого вида чувствительности и ее использования в ориентировочной деятельности инвалидов по зрению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|