8. Хеморецепция слепых. 9. Статические ощущения слепых
8. Хеморецепция слепых Хеморецепция, в состав которой входят обонятельные и вкусовые ощущения, отражает химические свойства веществ. Обонятельные и вкусовые ощущения возникают при раздражении соответственных рецепторов химическими веществами, растворенными в воде или взвешенными в воздухе, и отражают одни и те же свойства вещей. Родство этих ощущений было отмечено еще Ф. Энгельсом, который писал о том, что “обоняние и вкус являются родственными, однородными чувствами, воспринимающими однородные, если не тождественные свойства” (Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 548). Однако отражение этих однородных свойств осуществляется различными способами: обоняние является дистантным видом рецепции, а вкус — контактным, что в значительной степени обусловило различие их ролей в процессе чувственного отражения. Познавательное значение вкуса и обоняния у нормально видящих сравнительно невелико, но оно существенно, особенно для обоняния, возрастает при потере зрения. Немногочисленные исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают некоторое ее повышение по сравнению с нормой. Так же как и другие, рассмотренные выше виды чувствительности, вкус и обоняние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности, особенно ориентировки в пространстве (обоняние) и в быту (обоняние и вкус). Установлено, что слепые значительно лучше, чем зрячие, дифференцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют направление распространения запахов. Обонятельные ощущения имеют предметный характер. Их предметность проявляется в том, что запах, как правило, определяют не по его качеству (например, гнилостный), а по издающему ею предмету (запах гниющих листьев). Предметность обонятельных ощущений имеет у слепых более широкий диапазон, так как многие запахи, индифферентные для нормально видящих, при отсутствии зрения связываются с объектами и приобретают сигнальное значение. Благодаря этому слепой может дистантно получать дополнительную информацию о некоторых свойствах объектов и изменениях в окружающей среде. Ярким примером высокоразвитой способности ориентироваться при помощи обоняния служит слепоглухая О. И. Скороходова, которая благодаря ему определяла местоположение различных магазинов (хлебного, рыбного, парфюмерного и т. д. ), находила вход в здание, цветочные клумбы в саду, свежую газету на столе, узнавала знакомого человека. Вот что она писала по поводу последнего: “Мне стало даже приятно, что меня мое обоняние не обмануло. Подумать только, насколько заменяют слепоглухому зрение и слух разнообразные богатые ощущения и обоняние, которые у зрячих и слышащих далеко не в почете” (Скороходова О. И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., 1957, с. 54).
Наряду с обонятельными вкусовые ощущения также доставляют слепым ряд сведений о качествах предметов, однако их использование ограничено необходимостью непосредственного соприкосновения с объектом и, кроме того, опасностью заражения, отравления и т. п. В частности, вкусовые ощущения используются в период начального обучения слепых на предметных уроках. Например, изучая тему “Овощи” или “Фрукты”, учитель демонстрирует не только физические и пространственные свойства объектов, но и их вкусовые качества. Слепые используют вкусовую чувствительность и в быту для определения годности пищевых продуктов, и в некоторых других случаях. Кроме того, обонятельные и вкусовые ощущения, так же как и в норме, имеют большое значение для создания эмоционального тона ощущений.
Итак, обонятельные и вкусовые ощущения, развиваясь в процессе деятельности, в определенной мере восполняют пробелы, возникающие в чувственном опыте при выпадении зрительных функций, и имеют компенсаторное значение.
9. Статические ощущения слепых Последний вид ощущений, который необходимо рассмотреть в силу его практической значимости для слепых, — это статические ощущения, отражающие положение тела в пространстве. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Статическая чувствительность, во-первых, лежит в основе пространственной ориентировки, служит для уравновешивания положения тела в пространстве, а во-вторых, необходима для нормального зрительного и слухового пространственного различения. Это доказывается тем, что при часто повторяющихся резких изменениях положения тела в пространстве (например, вращение и качание в кресле центрифуги при тренировке космонавтов) наблюдаются нарушения пространственного различения. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки в связи с отсутствием зрительного контроля за положением тела в пространстве. Изменение функций вестибулярного аппарата ведет к повышению его чувствительности. В ряде опытов было показано, что при тотальной слепоте вестибулярный аппарат развивается при прочих равных условиях лучше, чем у нормально видящих. М. Р. Могендович и И. Ю. Каем установили, что если у нормально видящих после непродолжительного вращения в кресле Барани ухудшается локализация источника звука в пространстве, то у незрячих в большинстве случаев ухудшения этой функции не наблюдалось. В связи с этим они считают, что у тотально слепых вестибулярный аппарат возбуждается в гораздо большей степени, нежели у зрячих, что необходимо для определения положения тела в пространстве. Повышение статической чувствительности, способность тонко дифференцировать данные ощущения в значительной мере компенсируют отсутствие зрения в процессе пространственной ориентации.
Раздел 2. Формирование чувственных образов восприятия при нарушениях зрения
1. Особенности развития восприятия и его механизмы при нарушениях функций зрения Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего возникает целостный образ объекта.
Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. При наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0, 03–0, 02 и ниже), когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожный и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. Полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии: избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Проявление и развитие этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуцирование проявления некоторых свойств восприятия: избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим, по сравнению с нормой, эмоциональным воздействием внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысленность и обобщенность затрудняются как недостаточным чувственным опытом, так и снижением полноты и точности отображаемого. Участие в процессе восприятия нескольких анализаторных систем предполагает их совместную деятельность. Совокупная, интегративная деятельность анализаторов, в результате которой под воздействием комплексных раздражителей образуются временные нервные связи, и является физиологическим механизмом восприятия. Комплексная деятельность анализаторов протекает на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Различной степени нарушения или полное выпадение функций зрительного анализатора могут лишь нарушить соотношение видов и изменить тип восприятия, но они ни в коей мере не отражаются на его физиологическом механизме. При патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа.
2. Особенности зрительного восприятия лиц с нарушениями зрения Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Однако это не значит, что при слепоте и глубоких нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы могут отражать ту же сторону предмета и те же его качества, что и зрение. Осязание, например, как и зрение, позволяет выяснить форму, протяженность, величину, удаленность объекта. Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны и включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений, уровень вербально-логический. У детей с нарушениями зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы. Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образов. 1. Для зрительного восприятия, как и для восприятия любой модальности, свойственна избирательность, т. е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка. При остаточном зрении и слабовидении, когда зрительные стимулы неточно отражаются нарушенной зрительной системой, ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и, как результат, избирательность восприятия. 2. Предметность – основной результат процесса восприятия, ее уровень определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура. Ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность. 3. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего. Нарушение целостности определяет трудности формирования структуры образа, иерархии признаков объекта. 4. Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константность, т. е. способность узнавать объект вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенности, т. е. от условий восприятия. Для слабовидящих и частично видящих зона константного восприятия сужается в зависимости от степени поражения зрения.
5. Важным свойством восприятия является способность абстрагироваться от случайных, несущественных признаков объекта, выделять его существенные качества. Это свойство обобщения выступает в единстве с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота определяют низкий уровень обобщенности образов при глубоких нарушениях зрения. 6. При слабовидении и слепоте с остаточным зрением страдает также скорость и правильность зрительного восприятия, что непосредственно связано со снижением остроты зрения. 7. Нарушения бинокулярного зрения приводят к пространственной слепоте, нарушению восприятия перспективы и глубины пространства, при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности. 8. При слабовидении изменяется процесс образования образа, нарушается симультанность опознания признаков формы, размера и цвета. Эти особенности более выражены при органических нарушениях зрительного анализатора. 9. В условиях зрительной депривации наблюдаются также большая степень несформированности антиципации, низкий уровень выделения признаков объектов и их интеграции. 10. Изменяется характер восприятия и качественная же характеристика процесса опознания, а именно нарушение симультанности отражения, переход на сукцессивный способ восприятия. Результаты исследования образов восприятия и различения таких качеств объектов, как цвет, форма, размер, показали зависимость их адекватного восприятия от условий восприятия и качеств самих объектов. Одним из основных условий выступает необходимость активизации познавательных процессов, участвующих в акте сенсорного отражения, на чем и строится теория компенсации. Формирование образа требует специально организованной деятельности, включающей развитие процессов анализа, идентификации, синтеза, процессов интеграционной деятельности с использованием речи, т. е. механизмов компенсации, свойственных слепоте. Таким образом, нарушение зрительной системы в разных отделах приводит к изменениям и специфичности образов восприятия слепых с остаточным зрением и слабовидящих. 3. Сравнительная характеристика осязательного и зрительного восприятия Осязательное и зрительное восприятия сходны не только по своим физиологическим механизмам. В зрительных и осязательных образах отражается целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик. Глаз и рука способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий, человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло и холод. Многочисленность признаков, различаемых осязанием, свидетельствует лишь о возможности относительно полного и правильного отражения действительности при полной или частичной утрате зрения. Решающее и основное сходство осязательного и зрительного восприятия И. М. Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза. Движения глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благодаря которым становится возможным отражение многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки. Существенным является и то обстоятельство, что осязательное восприятие, как и зрительное, объективируется. Это значит, что образам той и другой модальности свойствен феномен проекции, что выражается в способности анализатора выносить впечатления наружу. Вынесение наружу, или объективирование ощущений и восприятий, проявляется в том, что их внешнюю причину (раздражитель) мы ощущаем не на сетчатке глаза при зрительном восприятии и не в области расположения осязательных телец при восприятии осязательном, а выносим ее в зону действия раздражителя. Иначе говоря, мы локализуем зрительные и осязательные образы не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахождения вызвавшего их объекта, т. е. выносим их наружу. Сходство осязательных и зрительных восприятий проявляется также и в том, что в результате восприятия каждой из упомянутых модальностей вычленяется контур объектов. Таким образом, в основе сходства зрительного и осязательного восприятий лежат: двигательное поведение руки и глаза, способность их объективировать впечатления, т. е. выносить их наружу, возможность отражать одни и те же категории признаков объектов, идентичность физиологических механизмов. Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при абсолютной слепоте, несмотря на то, что этот вид восприятия играет важнейшую роль в процессах чувственного познания даже при наличии полноценного зрения. Недостаточное развитие осязания, не соответствующее его потенциальным возможностям, объясняется тем, что зрение, контролирующее различные виды человеческой деятельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих, но и у слабовидящих и частичнозрячих, что в высшей степени неблагоприятно сказывается на их познавательной и трудовой деятельности. Однако перечисленные недостатки осязания в значительной степени преодолеваются благодаря работе человеческого мышления и воображения, в результате чего у слепых формируется целостный, осознанный и обобщенный образ осязательно воспринимаемого предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|