Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Формирование представлений при дефектах зрения




 Процесс формирования представлений начинается внутри восприятия, однако им он не исчерпывается. Возникающие при восприятии ассоциации не сохраняются в неизменном виде: они претерпевают существенные изменения при повторных восприятиях объекта, в результате мыслительной деятельности и т. д. В конечном итоге образ памяти, оставаясь чувственным, наглядным, существенно отличается от образа восприятия своей обобщенностью. Представления в процессе формирования проходят через три фазы, различающиеся уровнем дифференцированности и соотношением чувственного и понятийного. Основным содержанием каждой из стадий процесса формирования представлений является особенность диалектического взаимодействия восприятия и мышления, существенного и несущественного, общего и единичного в ходе познания закономерностей изучаемых явлений. На первой фазе представления характеризуются схематичностью, слабой дифференцированностью и недостаточной осмысленностью. На второй фазе продолжается дифференцировка образа и выделение общих и существенных признаков. Однако в образах, находящихся на второй фазе развития, вследствие недостаточной осмысленности, наряду с существенными, могут выделяться и несущественные признаки. Окончательная дифференцировка и осмысливание, в результате чего выделяются существенные признаки предметов, а также существующие между ними связи и отношения, происходит на третьей, высшей фазе развития образа.

В процессе сохранения образов памяти возможно и дальнейшее их обобщение. Слепота и слабовидение не могут оказать влияния на саму сущность процесса формирования представлений – на переход от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного к более полному, обобщенному, адекватному образу. Представления в условиях сужения сенсорной сферы за счет полного или частичного выпадения зрительных функций проходят в своем развитии и сохранении те же самые фазы, что и в норме, однако имеют свои характерные особенности и отличаются от нормы своей динамикой, т. е. скоростью и легкостью межфазовых переходов. По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабовидящие значительно отстают от нормально видящих – процесс формирования представлений протекает у них замедленно. Среди слепых и слабовидящих также имеются серьезные различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, которые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным. Очевидно, это связано с накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления. Характерные особенности представлений при дефектах зрения (фрагментарность, схематизм, вербализм и др. ) при рассмотрении процесса возникновения и развития образов памяти проявляются в распределении слепых и слабовидящих по фазам, характеризующим степень адекватности и обобщенности отражения действительности в представлениях. Уровень адекватности и обобщенности представлений даже о хорошо знакомых предметах у слепых и слабовидящих значительно ниже, чем у нормально видящих. Большинство детей школьного возраста имеет образы, находящиеся на первой и второй фазах. На распределение слепых и слабовидящих по фазам также оказывает влияние состояние зрительного анализатора: повышение остроты зрения сопровождается увеличением дифференцированности и обобщенности образов. Для сохранности представлений существенное значение имеют повторные восприятия. Трудности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении для повторного восприятия объектов, сказываются на сохранности их представлений. При отсутствии повторных восприятий образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабо дифференцированными.

Происходит разрушение, переход с высших фаз на низшие вплоть до полной утраты адекватности образа оригиналу. Отмечающаяся у слепых неустойчивость представлений зависит от состояния зрительного анализатора, как и другие характерные особенности представлений. Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Острота зрения является далеко не единственным фактором, от которого зависят характерные особенности и динамика формирования представлений слепых и слабовидящих. Существенное значение на процесс формирования представлений оказывают: стабильность зрительных функций, возраст, в котором полностью или частично было утрачено зрение, стаж слепоты или слабовидения, психические особенности личности. Выравнивание уровня развития представлений при нарушениях зрительных функций различной степени возможно только при дифференцированном подходе к слепым и слабовидящим, создающем оптимальные условия для чувственного познания как при разной остроте нарушенного зрения, так и при тотальной слепоте. Потенциальные же возможности для формирования тонко дифференцированных, глубоко осмысленных и обобщенных, адекватных оригиналам представлений у слепых и слабовидящих имеются, что доказывается возможностью формирования при различной тяжести дефектов зрения образов, находящихся на высшей фазе развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...