Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Зрительные представления ослепших




 У людей, потерявших зрение во время становления речи, а также в последующие периоды жизни, сохраняются зрительные представления. Именно по наличию зрительных образов из контингента тотально слепых выделяют группу ослепших, к которым относятся лица, потерявшие зрение после трех лет, а точнее, после того, как у них в общих чертах сложилась вторая сигнальная система, и имеющих зрительные представления. У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания предметы и явления (языки пламени пожара, при котором было потеряно зрение, свет солнца и пр. ). Эти представления могут быть очень ярки, эмоционально окрашены и вызывать связанные с восприятием того или иного объекта ощущения и эмоции. При потере, зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений увеличивается, причем особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, что объясняется их включением в этот период в учебную деятельность, существенно расширяющую сферу чувственного познания. Наличие зрительных образов памяти хорошо подтверждается их непроизвольным воспроизведением в сновидениях. Ослепшие в школьном возрасте имеют зрительные представления о своих родных, доме, животных, некоторых пейзажах и явлениях природы; они помнят иллюстрации из прочитанных книг и сцены из кинофильмов, обстановку своего дома, очертания букв алфавита и математических знаков, контуры географических карт и т. д. У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же самые зрительные представления, что и у зрячих. Запас их представлений зависит уже не столько от возраста, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружающего и т. д. Наличие зрительных представлений и их воспроизведение можно зафиксировать буквально во всех видах деятельности ослепших. Все их поведение протекает как бы при участии зрения. Примеры: 1. Работу рук они сопровождают движениями глазных яблок. 2. Невидящий свой взор направляют в сторону собеседника и перемещают его вслед за движениями последнего. 3. Открывают и закрывают глаза, просыпаясь и засыпая. Движения глаз у ослепших сопровождаются обычно воспроизведением зрительных образов. Так, при передвижении по местности, ранее виденной, они зрительно представляют ее; читая книгу, представляют портреты героев и место действия; осязательно обследуя виденные ранее предметы, отчетливо представляют их зрительно; во сне видят себя зрячими, и воспроизводимые в их мозгу образы часто бывают зрительными. У ослепших зрительные образы воспроизводятся при воздействии самых различных раздражителей: слуховых, кожных, вкусовых, обонятельных и других сигналов первого рода, а также при воздействии сигнала слова. Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью. Эта устойчивость следов бывших раздражителей лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреплений у ослепших, сложившиеся в свое время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путем. Полнота, содержание и яркость зрительных представлений ослепших зависят от характера деятельности до и после наступления слепоты. Наиболее длительно сохраняются те образы, на которые ослепший опирается в своей деятельности. Однако прочность временных связей относительна. Угасание зрительных представлений ослепших является одним из проявлений процессов памяти – забывания – и подчиняется его закономерностям. В первую очередь забывается малозначимое, второстепенное, не производящее эмоционального воздействия, и в этом отношении слепые ничем не отличаются от зрячих. Для познавательной и трудовой деятельности ослепших зрительные образы памяти имеют огромное значение, которое трудно переоценить. На их основе не только успешно усваиваются знания, формируются умения и навыки, но и существенно расширяется сфера чувственного познания. На основе зрительных представлений успешно формируются зрительные образы ранее не воспринимавшихся объектов – образы воображения.

Раздел 4. Специфические особенности развития памяти лиц с нарушениями зрения

Запоминание в различных его видах (осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное) является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. Физиологическим механизмом процесса запоминания является образование временных нервных связей. При нарушениях зрительных функций наблюдаются замедленные, по сравнению с нормой, образования временных связей и выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных нервных процессов – возбуждения и торможения, – отрицательно влияют на скорость запоминания. Эксперименты М. И. Земцовой, А. И. Зотова, В. А. Лониной показали пониженную продуктивность запоминания материала у слепых и слабовидящих. Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих школьников, кроме уменьшения объема и скорости, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостатки логической памяти связаны с дефектами восприятия и обусловленными последними некоторыми недостатками мышления (разрыв между понятием и его конкретным содержанием, трудности, испытываемые слепыми и слабовидящими в мыслительных операциях анализа и синтеза, сравнения, классификации и т. д. ). Однако несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает у детей с нарушенными зрительными функциями успешней, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями (А. И. Зотов). У слепых и слабовидящих школьников наиболее продуктивно происходит запоминание начала материала, что объясняется повышенной утомляемостью детей с дефектами зрения. Характерным для слепых и слабовидящих является огромный размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания. Индивидуальные различия, обусловленные многообразными причинами (типологические особенности, чувственный опыт, уровень интеллектуального развития и т. д. ), не зависят от состояния зрительных функций. Такого рода зависимость обнаруживается только в тех случаях, когда слепота вызвана черепно-мозговыми заболеваниями, а психическое развитие характеризуется наличием различных степеней умственной отсталости. Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, что и в норме, что подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, преобладанием смыслового запоминания над механическим, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте, чем в старшем, теми же, что и в норме, проявлениями ассоциативной памяти. Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке нагляднодейственного опыта, повышенной утомляемости, а также несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых и слабовидящих детей имеют «вторичный характер», т. е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии, которые можно предупредить путем развития у детей активности и самостоятельности при наблюдении предметов, явлений и процессов окружающей действительности. Сохранение и забывание – процессы памяти, отражающие прочность и динамичность временных нервных связей, зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, повторения, типологических особенностей личности. Как и при запоминании, у слепых и слабовидящих наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей и вместе с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание. Протекание этих процессов памяти связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями слепых и слабовидящих повторно воспринимать усвоенный материал. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшие промежутки времени отрицательно сказываются на их представлениях, что проявляется в резком снижении уровня дифференцированности, адекватности образов эталонам (объектам восприятия). Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание. Большое количество объектов и понятий, полных значимости и поэтому легко запоминающихся и длительно сохраняющихся в памяти у зрячих, для лиц с дефектами зрения теряют свое значение, что не способствует как запоминанию, так и длительному сохранению. Сохранность представлений зависит от остроты зрения. Однако недостатки процесса сохранения, возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора, наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих.

Узнавание и воспроизведение – процессы памяти, в которых проявляется качество запоминания и сохранения материала, также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности. Узнавание как деятельность, в которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и в настоящем было и есть восприятие, от того, какие – существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются. Формирующиеся у слепых и слабовидящих слабо дифференцированные, фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, нежели в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Правильность узнавания у слабовидящих, по сравнению с частичнозрячими, возрастает примерно в 1, 5 раза (Т. П. Головина, М. И. Земцова). Характерным для слепых и слабовидящих является неспецифическое узнавание. Если затруднения в установлении тождественности образов памяти объектам восприятия связаны с особенностями осязательного или дефектного зрительного восприятия, то неспецифичность узнавания, под которой подразумевается опознавание объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим признакам, объясняется трудностями, испытываемыми при выделении существенных, специфических признаков. Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих, как и в норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса. Воспроизведение в отличие от узнавания требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятого. В ряде исследований памяти слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются недостатки запоминания и сохранения. Замедленное воспроизведение слепых объясняется еще и особенностями высшей нервной деятельности, а именно, некоторым преобладанием тормозного процесса. Исследование соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых и слабовидящих выявило слабую сохранность зрительных мнемических образов у слабовидящих. Зрительные предметные представления ранее, чем у нормально видящих, становятся малодифференцированными, схематичными и фрагментарными. Это свидетельствует об особенностях соотношения кратковременной и долговременной памяти при зрительной недостаточности, более быстром распаде зрительных образов и значительном снижении объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения достаточно высокий. Объем кратковременной и долговременной осязательной памяти оказывается высоким. Систематизация, классификация, группировка материала, т. е. создание условий его четкого восприятия нарушенным зрением, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Раздел 5. Особенности развития мышления у лиц с нарушениями зрения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...