Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету 6 глава

Закон N 129-ФЗ (пункт 7 статьи 9) предусматривает, что первичные и сводные учетные документы могут составляться только на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

В письме от 07.07.2011 N 03-03-06/1/409 Минфин России рассмотрел ситуацию, в которой в связи с вступлением в силу Закона N 63-ФЗ организация планирует перейти на электронный документооборот первичных учетных документов. В связи с этим не ясно, признается ли первичный учетный документ, подписанный усиленной электронной подписью (квалифицированной либо неквалифицированной), который должен быть в соответствии с нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота заверен печатью и собственноручной подписью, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью, в целях подтверждения расходов по налогу на прибыль, а также признается ли такой документ, подписанный простой электронной подписью, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ при организации электронного документооборота указанных документов.

Финансовое ведомство по данному вопросу разъяснило, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1, от 11.01.2012 N 03-02-07/1-2, от 10.10.2011 N 03-03-06/1/645, от 26.08.2011 N 03-03-06/1/521, от 14.06.2011 N 03-02-07/1-190.

Причем важно отметить, что такую же позицию финансовое ведомство занимало и в отношении Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ), действовавшего до вступления в силу Закона N 63-ФЗ.

Так, в письмах от 01.02.2011 N 03-03-06/1/47, от 26.11.2009 N 03-02-08/85, от 27.10.2008 N 03-03-06/1/605 Минфин России рассматривает вопрос о допущении использования организацией в целях исчисления налога на прибыль первичных учетных документов, составленных в электронном виде и заверенных электронной цифровой подписью лиц (на основании Закона N 1-ФЗ), ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.

Финансовое ведомство отмечает, что согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 1-ФЗ целью названного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Действие Закона N 1-ФЗ распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (пункт 2 статьи 1 Закона N 1-ФЗ).

Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи установлены статьей 4 Закона N 1-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Таким образом, использование в целях налогообложения прибыли первичных учетных документов, составленных в электронном виде и заверенных электронной цифровой подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, допускается при соблюдении условий п. 1 ст. 4 Закона N 1-ФЗ и ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Налоговые органы солидарны с такой точкой зрения (письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.09.2010 N 16-15/099725@).

Таким образом, официальная позиция с 01.01.2013 найдет законодательное отражение.

Закон N 402-ФЗ представляет новый подход к порядку внесения исправлений в первичный учетный документ: исправления с 01.01.2013 допускаются, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (пункт 7 статьи 9).

Закон N 129-ФЗ запрещает внесение исправлений в кассовые и банковские документы. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (пункт 5 статьи 9).

Таким образом, Закон N 402-ФЗ идет по пути, обратному предшественнику, предусматривая конструкцию "разрешено все, что прямо не запрещено", а не "запрещено все, что прямо не разрешено".

Важно, что новый Закон не запрещает вносить исправления в кассовые и банковские документы (в отличие от действующего Закона). Но здесь необходимо оговориться: внесение исправлений в кассовые документы в соответствии с Положением N 373-П не допускается. Данное Положение принято относительно недавно, распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому до дачи соответствующих разъяснений необходимо учитывать данный запрет Положения N 373-П.

В отношении необходимых реквизитов внесения исправлений правила остались прежними: исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Комментируемым Законом предусматривается возможность изъятия первичных документов не только в бумажном, но и в электронном виде. Однако следует иметь в виду, что при изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, по требованию правоохранительных органов, налоговыми органами), в бухгалтерском учете организации должны оставаться копии таких документов (пункт 8 статьи 9).

В соответствии с Законом N 402-ФЗ данное правило обязательно в отличие от Закона N 129-ФЗ, который устанавливает, что главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Данное правило также отражено в пункте 100 Положения N 34н.

Действующее законодательство предусматривает различный порядок изъятия документов в зависимости от вида деятельности, в рамках которой оно осуществляется, право изъятия соответствующих документов предоставлено:

- налоговым органам: в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" им предоставлено право производить в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Порядок проведения выемки документов и предметов определен статьей 94 НК РФ.

Причем в силу пункта 4 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ, в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления указанных документов в установленные сроки;

- правоохранительным органам: в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право, в том числе, проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Кроме того, порядок, основания и круг правомочных лиц при проведении выемки установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в соответствии с частью 1 статьи 183 которого выемка производится при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Пунктом 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ установлено, что одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, производимой в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, является изъятие вещей и документов.

Порядок и основания изъятия в рамках производства дела об административном правонарушении урегулированы статьей 27.10 КоАП РФ;

- органам финансового контроля: на основании статьи 26 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право, в частности, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

 

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

 

Комментарий к статье 10

 

Исходя из анализа статьи 10 Закона N 402-ФЗ можно сделать вывод, что в первых трех пунктах комментируемой статьи находят свое отражение принципы бухгалтерского учета, относящиеся к правилам ведения регистров бухгалтерского учета: своевременные регистрация и накопление в регистрах бухгалтерского учета данных, содержащихся в первичных учетных документах; недопущение пропусков или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение бухгалтерского учета посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

На последнем правиле хотелось бы остановиться подробнее.

Пункт 4 статьи 8 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов по последнему бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Положение N 34н правило о том, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, относит к одному из требований к ведению бухгалтерского учета (пункт 9).

Что понимается под бухгалтерским учетом методом двойной записи?

Экономический толковый словарь под общей редакцией д.э.н. Осадчей И.М. (М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. 2000) под бухгалтерским учетом методом двойной записи (double entry bookkeeping) понимает систему ведения бухгалтерских счетов, при которой в целях тщательности и последовательности учета каждый платеж проводится дважды, по разным счетам: на одном счете он записывается в кредит, а на другом - в дебет. Таким образом, продажа товара может быть занесена в кредит магазина, где он был продан, и в дебет покупателя, а покупка, в свою очередь, записывается в дебет сделавшего ее магазина и в кредит поставщика. Бухгалтерские книги с двойной записью могут быть представлены в виде общей таблицы, используя строки для записи в кредит, а столбцы - для записи в дебет. Если бухгалтерский учет методом двойной записи ведется правильно, каждому дебетованию соответствует кредитование, а итоги всех дебетовых и кредитовых проводок должны совпадать.

В соответствии с Современным экономическим словарем под редакцией Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой (М.: ИНФРА-М, 2006) двойная бухгалтерская запись представляет собой распространенный метод ведения бухгалтерского учета, суть которого состоит в том, что о каждой хозяйственной, финансовой операции делается двойная запись. Операция записывается в виде одной и той же суммы в дебете одного счета и в кредите другого. При такой записи возникает взаимосвязь счетов, называемая их корреспонденцией.

Корреспонденцией счетов, в свою очередь, и выступает двойная запись операции, метод ведения бухгалтерского учета, составления (заполнения) бухгалтерских счетов, состоящий в том, что каждая бухгалтерская операция отражается одной и той же величиной, суммой в двух счетах: дебете одного и кредите другого. При подобной записи между счетами возникает двойная, взаимная связь, которая и называется корреспонденцией (соответствием) счетов. Такая запись позволяет повысить надежность учета и способствует лучшему уяснению сути хозяйственных операций.

Исходя из статьи 10 Закона N 402-ФЗ можно сделать однозначный вывод о том, что по сравнению с Законом N 129-ФЗ требования к оформлению и ведению такого документа, как регистр бухгалтерского учета, были конкретизированы и существенно ужесточились, о чем свидетельствуют содержание и структура комментируемой статьи (она во многом повторяет структуру статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

В отличие от Закона N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ устанавливает конкретный перечень обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета, что, с одной стороны, вносит некую определенность, которой не было ранее и сейчас нет. Но при этом не стоит забывать, что это означает, что отсутствие любого из названных реквизитов может стать с 01.01.2013 основанием для привлечения к ответственности. Так, в силу статьи 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения влечет привлечение к налоговой ответственности.

В соответствии с пунктом 19 Положения 34н формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Так, Перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы утвержден письмом Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях".

Кроме того, Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению.

Согласно комментируемому же Закону (пункт 5 статьи 10) формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Важное отличие нового Закона и его предшественника: Законом N 129-ФЗ в пункте 4 статьи 10 для сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, установлен режим коммерческой тайны; лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Напомним, что на основании статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ) коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 98-ФЗ его нарушение влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- дисциплинарную: в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 98-ФЗ работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 192 ТК РФ предусматривает виды дисциплинарных взысканий, применяемых с учетом тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Так, согласно подпункту "в" пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем (по его инициативе) в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

- гражданско-правовую: статья 1472 ГК РФ предусматривает ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства.

На основании пункта 1 статьи 1472 ГК РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с пунктом 2 статьи 1468, пунктом 3 статьи 1469 или пунктом 2 статьи 1470 ГК РФ, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет вышеуказанную ответственность (пункт 2 статьи 1472 ГК РФ);

- административную: в соответствии со статьей 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

- уголовную: статьей 183 УК РФ установлена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом; незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе; те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, а также повлекшие тяжкие последствия.

Статья 10 Закона N 402-ФЗ положения о режиме коммерческой тайны в отношении сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, не содержит, помимо этого, в пункте 11 статьи 13 комментируемого Закона отмечается, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Однако сказанное не означает свободный доступ к рассматриваемым сведениям, ведь Законом N 402-ФЗ не установлена обязанность экономического субъекта предоставлять данные сведения другим лицам по их запросам; данная информация не относится к охраняемой законом тайне, но и не может быть предоставлена третьему лицу без правовых оснований.

Если в настоящее время регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях (пункт 1 статьи 10 Закона N 129-ФЗ), то для электронной формы регистра (электронного документа) Закон N 402-ФЗ предусматривает обязательность электронной подписи (пункт 6 статьи 10).

В пункте 7 статьи 10 Закона 402-ФЗ установлена обязанность экономического субъекта по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа, в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе.

Предшественник нового Закона никакой информации об обязанности предоставления рассматриваемой информации в той или иной форме не содержит. Тем не менее это не лишает уполномоченные органы в необходимых случаях требовать предъявления регистров бухгалтерского учета как документов, содержащих данные бухгалтерского учета и отчетности.

Минфин России в письме от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 посчитал, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Истребуемые налоговым органом документы при проведении налоговой проверки представляются налогоплательщиком в установленный пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ (пункт 4 статьи 93 НК РФ).

Финансовое ведомство в письме от 04.12.2007 N 03-02-07/1-468 разъясняет вопрос о правомерности требования налоговых органов при проведении проверок правильности уплаты налогов представления не только данных налогового учета и отчетности, но и данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Учитывая, что регистры налогового учета формируются на основании первичных учетных документов и данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 10 Закона N 129-ФЗ), налоговые органы в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации, по мнению Минфина России, вправе истребовать у налогоплательщика данные налогового и бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетности.

Закон N 402-ФЗ, как и его предшественник, содержит важное положение о недопустимости несанкционированных исправлений в регистре бухгалтерского учета, а также обязательных реквизитах такого исправления (соответственно, пункт 8 статьи 10 и пункт 3 статьи 10).

В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н, устанавливающее правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

Кроме того, Приказом N 160н на территории РФ введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", который в том числе устанавливает порядок корректировок ошибок в финансовой отчетности и должен применяться при учете корректировок ошибок предыдущих периодов.

Что Стандарт подразумевает под ошибками предыдущих периодов? Это пропуски или искажения в финансовой отчетности предприятия для одного или более периодов, возникающие вследствие неиспользования либо неверного использования надежной информации, которая имелась в наличии, когда финансовая отчетность за те периоды была утверждена к выпуску и могла обоснованно ожидаться быть полученной и рассмотренной в ходе подготовки и представления этой финансовой отчетности.

Такие ошибки включают результаты математических просчетов, ошибок при применении учетной политики, невнимательности или неверного толкования фактов, а также мошенничества.

Если сравнивать причины ошибок, установленные Стандартом, и ПБУ 22/2010, то становится очевидным сходство российских и международных норм: ПБУ 22/2010 подчеркивает обусловленность ошибок в бухгалтерском учете и отчетности неправильным применением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; неправильным применением учетной политики организации; неточностями в вычислениях; неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности; недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...