Глава 4. Заключительные положения
Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета
Комментарий к статье 29
Принципиальных новшеств правила хранения документов бухгалтерского учета не претерпели, в то же время актуализированы некоторые формулировки Закона N 402-ФЗ: введены положения в отношении порядка хранения средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, вместо используемых Законом N 129-ФЗ понятий "процедуры кодирования", "программы машинной обработки данных". Уточнено, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года, а документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. Следовательно, учетная политика для целей бухгалтерского учета будет храниться не пять календарных лет, а еще не менее пяти лет после срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден в этой учетной политике, то есть не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
В настоящее время действует Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень N 558). Перечень N 558 включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения. Перечень N 558 состоит из 12 разделов, разделы 2 - 4 включают документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность. Каждый из разделов и весь Перечень N 558 в целом имеют 4 графы. В графе N 1 Перечня указаны номера статей. Статьям в Перечне присвоена единая сквозная нумерация. В графе N 2 Перечня приведены виды документов. Перечень не содержит в статьях конкретные наименования документов, а дает обобщенное наименование каждого вида документа. При объединении в одной статье разных видов документов по одному вопросу, имеющих одинаковый срок хранения, используется термин "документы", а в скобках раскрываются наименования основных видов документов, включенных в статью. В графе N 3 Перечня указаны сроки хранения документов на бумажных и электронных носителях, исчисление которых производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. В графе N 4 Перечня приводятся примечания, комментирующие и уточняющие сроки хранения документов. Исходя из Перечня N 558 для бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним и др.) устанавливаются следующие сроки хранения: а) сводная годовая (консолидированная) - постоянно; б) годовая - постоянно; в) квартальная - 5 лет; г) месячная - 1 год; для бюджетной отчетности (балансы, отчеты, справки, пояснительные записки): а) годовая - постоянно; б) квартальная - 5 лет; в) месячная - 1 год.
Вместо положения об ответственности руководителя организации за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ устанавливает обязанность экономического субъекта по обеспечению безопасных условий хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 30
Установление статьей 30 Закона N 402-ФЗ особенностей применения комментируемого Закона говорит о желании законодателя провести переход от одной модели системы бухгалтерского учета к другой постепенно и "безболезненно", ведь новый Закон содержит очень много положений, отличных от действующих правил. Во введении уже отмечалась консервативность российской отрасли бухгалтерского учета, и Концепция N 180 также всячески подчеркивает необходимость постепенного развития данной отрасли. В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер. Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.
Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти. С учетом правил статьи 30 комментируемого Закона его нововведения выглядят не так категорично: - в силу пункта 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, следовательно, до появления федеральных и отраслевых стандартов надо продолжать руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденными до 01.01.2013. Безусловно, большинство стандартов будет разработано после вступления в силу комментируемого Закона, применять действующие ПБУ с 01.01.2013 возможно только в части, не противоречащей новому Закону; - в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона N 402-ФЗ требования частей 4 и 6 статьи 7 указанного Закона не распространяются на главных бухгалтеров, принятых в штат до 2013 г., следовательно, главные бухгалтеры, которые осуществляют и будут осуществлять трудовую деятельность на момент вступления в силу нового Закона, даже если они не соответствуют вышеуказанным требованиям, вправе продолжать свою работу, таких лиц работодатель не вправе уволить по причине несоответствия их занимаемой должности, если они имеют, скажем, стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, менее трех лет из последних пяти;
- и, наконец, если меняется тип государственного (муниципального) учреждения, то на него не распространяется правило об установлении первого отчетного года периода с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно. Напомним, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 9.1 Закона N 7-ФЗ государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, их типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Следует отличать реорганизацию и изменение типа учреждения: на основании части 1 статьи 17.1 Закона N 7-ФЗ изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом: 1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации; 3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений (часть 2 статьи 17.1 Закона N 7-ФЗ). Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (часть 3 статьи 17.1 Закона N 7-ФЗ). Учитывая правила части 4 статьи 17.1 Закона N 7-ФЗ государственное или муниципальное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.
Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Комментарий к статье 31
Для синхронизации положений нового Закона и других нормативных правовых актов Закон N 402-ФЗ содержит перечень федеральных законов (положений законодательных актов), признаваемых утратившими силу со дня вступления его в силу. Признаются утратившими силу не только сам Закон - предшественник комментируемого Закона, но и все федеральные законы, которыми вносились в него изменения, а также отдельные положения таких законов, которыми наряду с Законом N 129-ФЗ вносились изменения и в другие законодательные акты. Обратите внимание, что Пояснительная записка содержит перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бухгалтерском учете". Такой перечень содержал проект N 385329-5. В соответствии с рассматриваемым Перечнем принятие и реализация Федерального закона "О бухгалтерском учете" не потребует приостановления иных федеральных законов. Вступление в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" потребует внесения изменений в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" в части предоставления Банку России права принятия отраслевых стандартов для Банка России и кредитных организаций. Головной исполнитель по разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" - Министерство финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации. Срок его подготовки - 90 дней со дня принятия Государственной Думой Федерального закона "О бухгалтерском учете". При этом необходимо предусмотреть одновременное вступление в силу Федеральных законов "О бухгалтерском учете" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". В соответствии с указанными положениями ожидаем внесения соответствующих изменений.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 32
Закон N 402-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 года. Проведенный анализ Закона N 402-ФЗ свидетельствует о предстоящей трансформации самой концепции бухгалтерского учета. Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности Законом N 402-ФЗ заявлены Международные стандарты, то есть Международные стандарты финансовой отчетности. Предлагаемая новым Законом система регулирования бухгалтерского учета и отчетности направлена на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности), распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом. Реализация принципа государственно-общественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, сочетание деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности, развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности, расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО - предпосылки для воплощения в жизнь данных положений созданы Законом N 402-ФЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|