Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету 9 глава

- на основании пункта 14 части 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемая организация (некоммерческая организация, созданная в целях, предусмотренных Законом N 315-ФЗ (для разработки и установления стандартов и правил такой деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил) и другими федеральными законами, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида) посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, обязана обеспечить доступ к информации о годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации и результатах ее аудита;

- Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон N 215-ФЗ) определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов - потребительских кооперативов, созданных как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона N 215-ФЗ годовой отчет кооператива должен быть утвержден общим собранием членов кооператива после предварительного утверждения такого отчета правлением кооператива. Годовой отчет кооператива подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа кооператива, главным бухгалтером, подтверждающими полноту и достоверность содержащейся в годовом отчете информации. Достоверность информации, содержащейся в годовом отчете кооператива, должна быть подтверждена также ревизионной комиссией (ревизором) кооператива.

На основании части 4 статьи 21 Закона N 215-ФЗ информация, содержащаяся в годовом отчете кооператива, раскрывается кооперативом путем размещения годового отчета на специальном сайте в информационной сети. До размещения указанной информации на специальном сайте в информационной сети кооператив обязан привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию (аудитора) в порядке, предусмотренном статьей 54 настоящего Закона N 215-ФЗ. Годовой отчет кооператива должен быть доступен на специальном сайте в информационной сети до дня размещения на указанном сайте годового отчета кооператива за следующий финансовый год;

- согласно части 1 статьи 2 Закона N 208-ФЗ он распространяется: на кредитные организации; на страховые организации; на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В силу положений статьи 4 Закона N 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Кроме того, по правилам статьи 7 Закона N 208-ФЗ организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям, рассмотренным выше (статья 4 Закона N 208-ФЗ);

- в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) годовой отчет Фонда подготавливается и рассматривается правлением Фонда ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, и направляется в наблюдательный совет Фонда, который утверждает его в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом.

Годовой отчет Фонда направляется Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, и подлежит обязательному размещению на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом (часть 3 статьи 12 Закона N 185-ФЗ);

- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает в статье 29 для страховщиков обязанность по опубликованию годовых бухгалтерских отчетов: страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений; опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.

В частности, организации-страховщики, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, публикуют бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Приказом N 101;

- обязательное опубликование бухгалтерской отчетности установлено и для организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ).

Как указано в пунктах 2 - 4 статьи 24 Закона N 177-ФЗ, годовой отчет Агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров Агентства до 15 марта, направляется в Правительство Российской Федерации и Банк России, а обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете";

- и, наконец, в силу пункта 4 части 2 статьи 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закона N 325-ФЗ) организатор торговли (лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы) обязан обеспечить раскрытие годовых отчетов организатора торговли с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в годовых отчетах годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в отношении содержащейся в указанных годовых отчетах консолидированной финансовой отчетности.

Обратим внимание, что статья 22 Закона N 325-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 года.

Во всех остальных случаях, не предусмотренных вышеперечисленными федеральными законами, утверждать и публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность не требуется.

Кроме того, в силу пункта 10 статьи 13 Закона N 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Таким образом, аудиторское заключение выведено из состава бухгалтерской отчетности организации, как это предусматривал подпункт "г" пункта 2 статьи 13 Закона N 129-ФЗ, указывающий в ее составе аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.

Действительно, новый подход к составу бухгалтерской (финансовой) отчетности кажется более обдуманным и обоснованным.

Таким образом, порядок публикации бухгалтерской отчетности существенно изменился.

В настоящее время действуют нормы статьи 16 Закона N 129-ФЗ, предписывающие ОАО, банкам и другим кредитным организациям, страховым организациям, биржам, инвестиционным и иным фондам, создающимся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также иные организации (в случаях, установленных федеральными законами) обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее публикациях в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Перечень организаций, обязанных проводить аудит, устанавливается Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и подзаконными нормативными актами. Все эти организации при опубликовании отчетности обязаны будут с 01.01.2013 публиковать ее вместе с аудиторским заключением.

Попробуем обозначить круг экономических субъектов, на которых либо в связи с определенной организационно-правовой формой, либо осуществляемым видом деятельности возлагается рассматриваемая обязанность:

- на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

Действительно, согласно пункту 2.9 Приказа N 101 вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.

Причем если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то вместо полного текста итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой) в соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 г. (протокол N 1), публикация должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).

Если общество публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой) в соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 г.

По новым правилам публикация отчетности в любом случае (в том числе в сокращенной форме) должна включать полный текст заключения аудитора;

- на основании пункта 3 части 1 статьи 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится и в случае, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Федеральные законы, регулирующие создание и деятельность данных организаций, также содержат соответствующие положения.

Закон N 395-1 (статья 42) указывает, что отчетность кредитной организации, банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией.

А в соответствии со статьей 93 Закона N 86-ФЗ аудит Банка России (годовой финансовой отчетности Банка России) проводится по решению национального банковского совета, которое принимается до завершения отчетного года, этот же совет определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.

На основании пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения.

Как указывает пункт 12 статьи 5 Закона N 7-ФЗ (К и КД), годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (годовые отчеты) клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

Согласно статье 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и требованиями настоящего Федерального закона подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Аудиту акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда посвящена глава XI Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

- исходя из пункта 5 части 1 статьи 5 Закона N 307-ФЗ если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность, такая отчетность также подлежит обязательному аудиту.

Аналогичные указания содержит и статья 5 Закона N 208-ФЗ, в соответствии с которой годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью;

- в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится в иных случаях, установленных федеральными законами. Такие случаи установлены Федеральными законами от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Законом N 215-ФЗ, а также отдельными подзаконными нормативными актами.

Перечень случаев обязательности аудита для отдельных организаций достаточно велик, ведь исходя из Концепции N 180, как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества, основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями.

Но и сам институт аудита должен отвечать высоким характеристикам такой формы контроля. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Обращаем внимание, что Приказом Минфина России от 20.05.2010 N 46н утвержден Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности".

 

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Комментарий к статье 14

 

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности немного сократился.

Если в соответствии с Законом N 129-ФЗ (пункт 2 статьи 13) бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии, пояснительной записки, то с 01.01.2013 она будет включать в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним (пункт 1 статьи 14 Закона N 402-ФЗ), таким образом, аудиторское заключение и пояснительная записка из состава отчетности исключены. Кроме того, "отчет о прибылях и убытках", используемый Законом N 129-ФЗ, заменен на "отчет о финансовых результатах".

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (пункт 2 статьи 14 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, в некоммерческих организациях отчет о финансовых результатах заменен на отчет о целевом использовании средств.

Причем ранее указанная форма носила рекомендательный характер.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) обязательной для включения в состав бухгалтерской отчетности такая форма была только для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

При этом некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), было лишь рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.

С 01.01.2013 такая форма обязательна для всех некоммерческих организаций.

По поводу вопроса относительно того, что понимать под приложениями к названным в пунктах 1 и 2 статьи 14 Закона N 402-ФЗ, то в настоящее время, очевидно, следует руководствоваться все тем же Приказом N 66н, который в пункте 4 устанавливает, что иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу (в нем приводится пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).

На наш взгляд, целесообразнее было бы в самой статье 14 Закона N 402-ФЗ обозначить ссылки на соответствующие нормативные правовые акты. Хотя, видимо, законодателем не было сделано это ввиду пункта 1 статьи 30 комментируемого Закона N 402-ФЗ, согласно которому до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Аналогичное замечание относится и к отсутствию в статье 14 Закона N 402-ФЗ упоминания об особом порядке формирования бухгалтерской отчетности организациями - субъектами малого предпринимательства, ведь на основании пункта 6 Приказа N 66н организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации - субъекты малого предпринимательства лишь вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (обычном варианте).

Учитывая отсутствие в Законе N 402-ФЗ каких-либо поблажек для таких экономических субъектов, можно сделать бы вывод, что никаких "поблажек" в вопросе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности им делаться и не будет. Однако в свете положения пункта 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ пока Приказ N 66н не заменит федеральный стандарт, устанавливающий другие правила, таким субъектам беспокоиться не о чем.

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, как указано в пункте 3 статьи 14 Закона N 402-ФЗ, устанавливается федеральными стандартами.

Поскольку последние еще предстоит разработать/корректировать, уже сейчас имеет смысл учитывать положения Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность", введенного в действие Приказом N 160н.

Стандарт определяет полный комплект промежуточной финансовой отчетности как документ, включающий следующие компоненты: отчет о финансовом положении на конец периода; отчет о совокупном доходе за период; отчет об изменениях в капитале за период; отчет о движении денежных средств за период; примечания, состоящие из краткого изложения значительных аспектов учетной политики и других пояснений к отчетности; и отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно, осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если предприятие реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

Исходя из соображений своевременности и снижения стоимости, а также во избежание повторения информации, представленной ранее, от предприятия может требоваться или оно может самостоятельно принять решение предоставлять меньшие объемы информации на промежуточные даты по сравнению с годовой финансовой отчетностью. Согласно настоящему Стандарту минимальное содержание промежуточного финансового отчета определяется как сокращенная финансовая отчетность и избранные примечания к отчетности. Промежуточный финансовый отчет предназначен для представления обновленной информации по сравнению с последним полным комплектом годовой финансовой отчетности. Соответственно, он сосредоточен на новой деятельности, новых событиях и обстоятельствах и не дублирует информацию, представленную ранее.

Промежуточная финансовая отчетность включает как минимум следующие компоненты: сокращенный отчет о финансовом положении; сокращенный отчет о совокупном доходе, представленный либо как сокращенный единый отчет; или сокращенный отдельный отчет о прибылях и убытках и сокращенный отчет о совокупном доходе; сокращенный отчет об изменениях в капитале; сокращенный отчет о движении денежных средств; и избранные примечания к отчетности.

Что касается российского законодательства, то на основании пункта 49 ПБУ 4/99 промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

Еще один момент: с 01.01.2013 состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; Центрального банка Российской Федерации - Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

Статья 15. Отчетный период, отчетная дата

 

Комментарий к статье 15

 

Как видим, Закон N 402-ФЗ не использует понятие "отчетного года", употребляя такие термины для обозначения периодов, за которые составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность как "отчетный период", "отчетная дата".

На основании пункта 1 статьи 15 комментируемого Закона отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Таким образом, исключение из общего правила сделано для вновь созданных, реорганизованных и ликвидированных юридических лиц.

В отношении вновь созданных юридических лиц комментируемый Закон закрепляет следующие правила: первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами.

В случае если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

Напомним, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...