– Административно-управленческий портал AUP.Ru
Контрольные вопросы 1. Какова природа функций менеджмента? 2. Какие факторы влияют на содержание функций менеджмента? 3. Какие функции управления называют общими? 4. Какова роль связующих процессов в управлении организацией? 5. Дайте определение специфических функций управления. 6. Охарактеризуйте основные специфические функции управления транспортным предприятием. Литература: Основная: 1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики, 2018. – 528с 2. Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ А. П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 288 с. 3. Мескон, М. Основы менеджмента / Мескон М. и др. – М.: Диалектика, 2019. – 672 c. 4. Хижняк, А. Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А. Н. Хижняк, И. Е. Светлов. – М.: Инфра-М, 2019. – 160 c. Дополнительная: 1. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c. 2. Беляев, В. М. Основы менеджмента на транспорте: Учебник / В. М. Беляев. - М.: Академия, 2017. - 240 c. 3. Кисляков Г. В., Кислякова Н. А. Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь/ Г. В. Кисляков, Н. А. Кислякова. – М.: НИЦ ИНФРА-М", 2019. – 176 с. 4. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: – Административно-управленческий портал AUP. Ru http: //www. aup. ru; – Портал «Библиотека менеджмента» http: //www. managment. aaanet. ru; – Сайт «info management» http: //infomanagement. ru
Лекция 6. Координация и контроль в системе менеджмента. План лекции
1. Функции и принципы контроля.
2. Виды контроля. 3. Этапы процесса контроля. 1. Функции и принципы контроля Управление основывается на четкой системе контроля, без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер. Контроль в управлении можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента. Во-вторых, завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей. В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений. В системе управления контроль выполняет следующие основные функции: проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений); информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта); диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов); прогностическую , создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров; коммуникационную , обеспечивающую установление и поддержание обратной связи; ориентирующую , подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание; стимулирующую (по итогам контроля осуществляются оценка персонала, поощрение или наказание); корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них); защитную (способствует сохранности ресурсов).
Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. Прежде всего он должен быть всеохватывающим , т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней. Речь, разумеется, идет не о тотальности, мелочности, требовании фиксировать любые события - это дорого и практически невозможно. Здесь нужен научно обоснованный подход, позволяющий вместе с тем получить достаточно полную и объективную картину ситуации. Такой контроль не под силу одному человеку или небольшой группе людей. К нему привлекается весь персонал организации или его значительная часть , ибо наилучший эффект обеспечивает самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей. Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность , задаваемую основными приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств. Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок , что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях. Эффективный контроль должен увязываться и с изменениями в структуре организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям. Контроль должен быть своевременным , позволять устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным. Поскольку контроль не самоцель, а средство достижения цели, он должен служить условием повышения эффективности хозяйствования, следовательно, быть экономичным (приносимые выгоды должны превышать затраты). Это обеспечивается оптимизацией всех связанных с контролем издержек (на технические средства, сбор, переработку и хранение информации и проч. ). Эффективный контроль индивидуализирован , нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.
Ориентированность контроля на человека означает его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения». А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности проведения соответствующих мероприятий. Контроль должен соответствовать характеру своего объекта, а цель его - быть понятной. Сотруднику необходимо показать, что контролируют не его личность, а производственную деятельность, что делается это объективно. Поэтому нецелесообразно применять те методы контроля, которые отвергаются людьми. Желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из недоверия к ним, ибо, кроме пустой траты средств и лишних эмоций, это ничего не дает. Выполнение работы нужно контролировать, хотя и не обязательно скрупулезно, и если она не сделана, разобраться, почему так произошло. С другой стороны, слабый контроль, а тем более бесконтрольность являются признаком безразличного отношения руководства к людям и делам организации. Нужно иметь в виду, что возможность лишний раз побеседовать с руководителем, установить с ним тесный контакт, обсудить всевозможные проблемы соответствует желанию большинства исполнителей. Руководитель, для которого контроль наряду с планированием является главной служебной обязанностью, должен проявлять при его проведении заботу о людях, поощрять их за любые позитивные результаты. Это стимулирует рост производительности и стремление к самосовершенствованию. Любой человек, прежде чем контролировать других, должен научиться контролировать себя. В целом на систему управленческого контроля влияют характер деятельности организации, степень ее обособленности, факторы внешней среды, позиции менеджеров. В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки, ним можно отнести: контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку; контроль из предубежденности, недоверия, излишне детализированный, тотальный, порождающий несамостоятельность и иждивенчество;
контроль для проформы, например присутствия на рабочих местах, и проч.; ориентация на прошлый опыт, традиции, стереотипы; игнорирование личных особенностей людей; смешение фактов и выводов; отсутствие информирования контролируемых о результатах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|