Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни
Политика самым тесным образом связана с другими сферами общественной жизни, прежде всего с правом, моралью, экономикой. Политика и право. Право – система общеобязательных норм, правил поведения, выполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.Связывает политику и право то, что они регулируют общественную жизнь. Система права создается политиками. Политика и мораль. Мораль – правила поведения, основывающиеся на нравственных представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости. Моральные нормы появились раньше правовых и закреплены лишь в общественном сознании. Их невыполнение влечет меры общественного порицания. Например, если молодой человек не уступит пожилой бабушке место в транспорте, то это будет неодобрительно воспринято со стороны окружающих. Согласно одному из подходов, который впервые предложил Аристотель, политика обязана основываться на морали, т.е. политики обязаны служить народу, быть добрыми, справедливыми и т.п. Второй подход предложил Макиавелли, считавший, что политика и мораль не связаны между собой. По его мнению, «цель оправдывает средства». Политика и экономика. Влияние политики на экономику проявляется в следующем: - через реализацию экономической функции государства; - стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций; политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к «утечке мозгов». В свою очередь, экономика определяет политическую жизнь: - экономическая нестабильность и кризисы подрывают доверие к существующей власти; - внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики.
Влияние политики на экономику может быть позитивным или негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается кризисом. Но столь же опасен и «дикий рынок», лишенный регулирующего начала. Следовательно, существует необходимость поддерживать порядок и регулировать экономические отношения. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое политика? 2. Каковы признаки политики? 3. Для чего нужна политика? 4. Какие виды политики бывают? 5. Всегда ли существовала политика? 6. Почему появилась политика? 7. В чем проявляется связь политики и экономики? 8. В чем проявляется связь политики и морали?
Дополнительная литература 1. Аристотель. Политика / Аристотель // Антология мировой политической мысли. Т. 1. – М.: Мысль, 1997. – С. 106-127. 2. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 644-706. 3. Козырев, Г.И. Политика как общественное явление / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1. 4. Панарин, А.С. Философия политики / А.С. Панарин. – М.: Новая школа, 1996. – 424 с. 5. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. – М.: Гардарики, 2001. – 328 с. 6. Шмит, К. Понятие политического / К. Шмитт // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 291-309.
ГЛАВА 2. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1. Аграрная политика: цели, принципы, направления, меры по реализации. 2. Государственная поддержка в сфере сельского хозяйства РФ. 3. Продовольственная безопасность в Российской Федерации. 4. Аграрная политика в Удмуртии.
Аграрная политика: цели, принципы, направления, Меры по реализации Аграрная политика – это составная часть государственной социально-экономической политики, направленная на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается: их стабильное социально-экономическое развитие; увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции; повышение эффективности сельского хозяйства; достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни; рациональное использование земель. Аграрная политика в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» с последующими изменениями и дополнениями. Он регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. В России сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются: а) организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 % за календарный год; б) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; в) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве; г) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Основные цели аграрной политики в Российской Федерации: 1) повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; 2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; 4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; 5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; 6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен. Государственная аграрная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах: 1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; 2) доступность информации о состоянии аграрной политики; 3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке; 4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие; 5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики. Основными направлениями аграрной политики в Российской Федерации являются: 1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами; 2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; 3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; 4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; 5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса в соответствии с «Концепцией развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года», утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 25 июня 2007 г. № 342;
6) устойчивое развитие сельских территорий; 7) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства. Для реализации аграрной политики в Российской Федерации применяются следующие меры: 1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям; 2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Этот режим отражен в главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса РФ; 3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; 4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе через таможенно-тарифное (например, таможенные пошлины, акцизы, НДС и т.д.) и нетарифное регулирование (например, квотирование, лицензирование, сертификация и т.д.); 5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи (существенная информация содержится на сайтах Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР); 6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики; 8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций; 9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|