Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-функциональный анализ




Основатель – Т.Парсонс. Он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значение (функции). Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы.

Ключевые понятия у Парсонса:

1. Социальное действие, которое состоит из трех основных элементов: субъекта действия, ситуации действия и отношения субъекта действия к ситуации, ориентации субъекта.

2. Социальная роль, которая определяется ценностными ориентациями субъекта в данной ситуации (в рамках общественных норм).

Парсонс выделяет четыре основные функции социальной системы, позволяющие понять место и роль политической системы:

1. Функция ориентации (обеспечивает экономическая подсистема)

2. Функция достижения цели (реализует политическая подсистема)

3. Функция интеграции (обеспечивает правовая подсистема)

4. Функция воспроизводства системы, а также преодоления «скрытых очагов напряженности» (через религию, мораль, общепринятые нормы и ценности, образование, СМИ и т.п.)

Система властных отношений у Парсонса представляется:

1. как отношения межличностные, как отношения партнеров, выступающих в определенных рамках.

2. как отношения симметричные, где роли повелителя и подчиняющегося.

Парадигмы в политологии социального действия:

1. парадигма сопротивления. В основе – постулат М.Вебера: любая власть есть применение принуждения и насилия.

Четыре основные типов власти (в зависимости от интенсивности сопротивления объекта и мотивов подчинения):

1.Стимулированная власть: субъект использует либо позитивные стимулы (вознаграждение), либо негативные (наказание). Власть возрастает с ростом ожидаемого вознаграждения.

2. «Легитимная» власть: субъект власти имеет право требовать определенного социального поведения со стороны объекта власти. Признание права – на основе религии, традиции, норм, должности и т.п.

3. «Идентифицированная референтная власть»: отождествление (идентификация, объектом власти себя с её субъектом, чувство общности управляемых и управляющих. «Мы все – в одной лодке», «мы делаем одно дело». Разновидность: власть на престижности субъекта в глазах объекта, создаваемая пропагандой (власть рок звезд).

4. «Парадигма обмена». П.Блау (автор): индивид тогда имеет власть над другим, когда последний постоянно зависит от него. Эта зависимость основана на потребности объекта в благах, которые он получить не может иным способ (ресурсы материальные). Этциони: ресурсы утилитарные, принудительные, нормативные (ценности).

5. Парадигма раздел сфер влияния. Ф.Ронг: взаимодействующие индивиды постоянно меняются ролями обладатели власти и её объекта. Поэтому, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние.

 

Герменевтическое направление (с 60-х гг.)

Родоначальник Дж. Мосс.

Суть: политическая власть есть способность и возможность формулировать актуальные и востребованные у населения политические идеи и концепции, поскольку они представляют собой социальные действия или лингвистические события, которые должны рассматриваться в контексте языка и понятий.

Политика рассматривается как средство коммуникации между членами общества и представителем различных культур.

Специфика политики как форма коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций:

1. рациональный, или прерывный – интересующий объект описывается, познаётся, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция.

2. эмоциональный, или непрерывный, познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание «растворяется» в нем.

Политическая символика – центральное звено герменевтической парадигмы. Символ используется как основная единица анализа политической культуры, которая выступает главным фактором политических отношений в обществе.

 

Институциональное направление

Создатель теории института-французский мыслитель М.Ориу (1906). Огромный вклад внес М.Дюверже.

Дюверже уточнил понятие предмета политологии как науки о власти, разделив понятие власть и влияние. Существование власти опирается на насилие и верование. Для власти главное – верование. При этом, первым элементом он считает верование в необходимость власти вообще, а вторым – верование в легитимность власти.

Легитимность – внешняя оценка, складывающаяся в общественном сознании под влиянием господствующего класса. Важная роль в этом принадлежит праву.

В основании политической науки, по Дюверже, лежит понятие политический институт. Любой институт – органическое единство двух элементов: структуры самих институционных моделей и конкретных отношений, из них проистекающих.

В центр политических институтов он ставит государство. Большое значение он придает и политическим партиям.

Политико- социологическое направление

М.Вебер акцентировал внимание на социокультурных факторах политического развития. Свой подход он сформулировал в рамках «понимающей социологии, в которой разработал понятие «идеальный тип».

Социологический подход М.Вебер использовал для создания теории бюрократии, теории плебисцитарной демократии.

М.Вебер выделил три типа легитимности власти:

- традиционный (две разновидности – патриархальная, основанная на прямых связях, являющейся основой патернализма; сословную)

- харизматический

- легально-рациональный (основан на свободном волеизъявлении народа, выборности органов власти народом, признание их результатов)

 

Элитологическое направление

Наибольшего развития достигло в итальянской школе политологии. Одним из основателей направления является В.Парето. Общество рассматривается как система, находящаяся в состоянии подвижного равновесия в результате взаимодействия множества различных элементов, важнейших из которых – т.н. остатки и деривации (производные).

Остатки – это чувства, страсти, инстинкты, определяющие социальное поведение человека.

Деривации – это идеологии, верования, различные формы псевдологического объяснения нелогических, установленных психофизическими особенностями действий индивидов.

Остатки у Парето лежат в основе деления общества на элиту и не элиту.

Тема 9. Политическая власть и механизмы её функционирования

Политическая власть

Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели, использовать государственную машину для их реализации. Политическая и государственная власть во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть имеет политический характер, однако, не всякая политическая власть является государственной. Государственная власть – центральный институт политической власти.

Отличительные черты политической власти:

- принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Верховенство – исключительное право госвласти устанавливать в обществе единый порядок, наделять органы государства, граждан правами и обязанностями. Независимость выражается в самостоятельности и равноправии с другими государствами.

- принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. О типах легитимности речь пойдет позже.

- публичность, то есть всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права.

- моноцентричность

- многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и др.)

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...