Тема 15. Политические отношения и процессы
Политический процесс представляет собой развертывание политики со временем и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий. Структура политического процесса: субъект процесса (реальная власть); объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; средства, методы, ресурсы исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект как целедостижение. Существуют различные представления об источниках, механизмах и формах изменений. Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер- с деятельностью харизматического лидера, Парсонс - с исполнением людьми различных ролей. Современные политологи источником политических изменений называют конфликт. Основные стадии политического процесса: -конституцирование - начальная стадия обычно совпадает с переломным моментом в развитии общества. Центральный пункт этой стадии-пресмотр или принятие новой Конституции с целью легитимизации новой политической власти –2 стадия воспроизводства политической системы. Здесь воссоздаются политические отношения и институты, политические нормы и ценности, символы, язык. Воспроизводятся сами участники политического процесса как выразители определенных политических позиций; - принятие и исполнение политико-упрвленческих решений. Они вызываются необходимостью реализовывать существующие в данном обществе политические задачи; - -контроль за функционированием и развитием политической системы. Он осуществляется двумя группами институтов. Одна из них-учреждения которые находятся внутри самой политической системы. Другая группа- различные организации, с помощью которых к контролю подключаются граждане (контроль снизу);
Отдельные политологи добавляют еще одну стадию - стадия разложения и упадка (распада) политической системы. Правящая элита, стремясь сохранить свое господство, ведет к стагнации системы, решения ее теряют управленческую способность, а элита и институты власти теряют легитимность. Новые социальные силы формируют иные формы организации политической жизни. Завершается цикл политического процесса. Исход политического процесса зависит как от независимых факторов (наличие ресурсов, внешнее окружение, неожиданный случай, и т.д.), так и от зависимых факторов (избранных методов, средств, исполнителей, отношений между ними и др.), заключенных в самой политической системе. Типология политических процессов: 1.Внутриполитические и внешнеполитические процессы. 2.Неангажированные (добровольные) и ангажированные (санкционированная). Неангажированные процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти. Не ангажированные процессы реализуются в демократиях (прямой, представительной, плюралистической). При ангажированных процессах преобладает навязывание гражданам формы политических отношений и жестко централизированные методы принятия управленческих решений (теократия, правление военных элит, авторитарных лидеров и монархов). 3.Открытый и скрытый (теневой) процесс 4.Революционный и эволюционный процесс 5.Стабильный и нестабильный процесс Тема.16.Политическая культура и социализация Политическая культура Первым употребил термин «политическая культура» немецкий философ – просветитель 18 в. И. Гердер. Возникновение первых концепций политической культуры относится к 50-60г.г. 20в. Заслуга в этом принадлежит Г.Алмонду и С.Вербе.
Политическая культура (в широком смысле) - комплекс представлений о мире политике, законах и правилах их функционирования. Политическая культура (в узком смысле) - система политического опыта, знаний, установок, взглядов, стереотипов, концепций, образцов поведения и функционирования политических субъектов; зрелость и компетентность граждан в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий людей. В целом систему политической культуры можно представить как совокупность следующих элементов: -политические ориентации, знания, чувства, убеждения, навыки; - политические нормы, традиции, язык, обычаи, символы, стереотипы политической жизни; - политическое поведение и участие; - зрелость политических отношений в обществе. Политические позиции индивида, по Алмонду и Пауэллу, включают три компонента: 1. Когнитивный (познавательный) компонент составляют политические знания, образованность, сознание, способы мышления. 2. Аффективный (поведенческий) компонент-чувства, обуславливающие реакцию индивида (симпатия или антипатия, влечение или отвращение и т.д.) 3. Нравственно-оценочный компонент включает ценности, верования, идеологию. Важной для политической культуры составляющей является понятие мифа (см. тему 18). Заметную роль в политической культуре выполняют политические символы (герба, эмблемы, цвета флага, ордена и т.д.). Важнейшее значение для политической культуры имеет идеология. Политическая культура выполняет следующие функции -познавательную (усвоение гражданами необходимых общественно-политических знаний); - коммуникативную (передача политических знаний, ценностей и т.п., в т.ч. другим поколениям); - нормативно-ценностную (задает определенные нормы, ценности, установки политического мышления и поведения); - воспитательную (формирует у граждан политическое сознание и навыки деятельности в политике); - мобилизационную (организует граждан на решение политических и социальных задач); - интегративную (обеспечивает широкую базу политического строя); - регулятивную (обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс);
Типология политической культуры
Алмонд и Верба выделяют три основных типа:1.Патриархальная политическая культура (ориентация на местные ценности, семейственность и т.п.) 2.Подданическая политическая культура (сильная приверженность к существующему политическому строю, низкая активность населения) 3.Активная политическая я культура (заинтересованность граждан в политической системе, активное участие в ее функционировании). В странах стабильной демократии выделен смешанный тип- культура гражданственности (рационально-активное поведение граждан).
Политическая социализация Основные пути формирования политической культуры: -целеустремленная духовно-идеологическая, образовательно - просветительная деятельность государства, политических партий, церкви, средств массовой коммуникации, общественно-политических организаций и движений; - стихийное воздействие на уровне общественного сознания в кругу семьи, друзей, трудового коллектива и т.д.); - вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества. Указанные факторы, также участвуют в процессе внедрения политической культуры в сознание граждан, т.е. в процессе политической социализации. Под политической социализацией понимают усвоение идей, взглядов и образцов поведения и формирование на этой основе необходимых политических качеств, навыков политической деятельности личности. Социализация – процесс избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентацией и моделей поведения в политике, которая в наибольшей степени соответствует интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. Огромную роль в социализации играют СМИ. Уровни политической культуры личности: первый-это политическое сознание, которое включает уровень внимания к политическим событиям, обладание информацией и наличие собственного мнения, уровень компетентности в сфере политики; - второй (более высокий) - это отношение к политике: оценка деятельности властей; частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др., уровень национальной гордости за политическую систему страны, ее успехи, положение в мире; третий (самый высокий)- это степень участия в политической жизни общества: политическая активность личности, формы участия в политической жизни, участие в политике на государственном, региональном, местном уровнях, степень веры в то, что люди способны оказывать влияние на политические решения и выбор таких методов.
Политическое сознание Политическое сознание – категория политологии, которая характеризует субъективную сторону политической жизни. Оно представляет собой многоаспектный комплекс явлений. Политическое сознание –это совокупность представлений, эмоций, чувств, взглядов, оценок, и установок, выражающих восприятие и осознание сферы политической жизни социальными субъектами - индивидами, группами, классами, общностью. Политическое сознание-часть политической культуры. Компоненты политического сознания: -научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме аполитической науки и политической теории; -ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в конституционной форме, средством реализации которой является идеология; - чувственные и эмоциональные элементы сознания, т.е. психологические импульсы, побуждающие людей к действию. Уровни политического сознания: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень связан с выработкой концепций, идей, понятий и реализуется в программах, декларациях и т.д. Эмпирический уровень складывается на основе повседневного практического опыта людей, отражает политическую действительность в форме наблюдений, ощущений, представлений, иллюзий, переживаний субъектов, участвующих в политическом процессе. Выделяют политическое сознание массовое, групповое и индивидуальное. Политические идеологии Термин «идеология» ввел в 19 в. французский ученый А. де Траси. Политическая идеология-это система идей, взглядов, представлений, обосновывающая притязания определенных политических сил на власть или ее использование и поэтому предусматривающая ту или иную стратегию политических действий. Структурные элементы идеологии: программные установки, стратегия их реализации, пропаганда, контрольные шаги по реализации программы. Либерализм Возник в 17-18 вв. Его родоначальник Дж. Локк. Вклад в разработку теории внесли Вольтер, Юм, Кант, Монтескье, Франклин, Джеферсон, А.Смит, Дибро и др.
Основные положения либерализма: идея само ценности индивида и его ответственности за свои действия; частная собственность как необходимое условие индивидуальной свободы; свободный рынок, конкуренция, предпринимательство; разделение властей; правовое государство; гарантии основных прав и свобод личности, всеобщее избирательное право. Государству отводится роль» ночного сторожа». Во второй половине 20 в. появилась модификация - неолиберализм. Неолиберализм важным достоинством политической системы провозгласил справедливость, ориентацию на моральные принципы и ценности; возможность государства регулировать социальную и экономическую деятельность, проводить активную социальную политику и масштабные социальные программы, призванные ослабить социальную напряженность в обществе (социальная рыночная экономика) Консерватизм возник как реакция на либерализм в 18 в., основатель-Э. Берк. Консерватизм ориентируется на сохранение традиционных правил, норм, ценностей, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. Консерватизм отличается неприятием идеологий, идей, теорий, какими бы они не были совершенными с рациональной точки зрения. В 70-е гг.20 в. сформировался неоконсерватизм, который в принципе признал необходимость вмешательства государства в экономику и принятие их на себя ряда социальных, политических и идеологических функций. Неоконсерватизм воспринял от либерализма идею общественного прогресса, социальной и политической активности человека, демократизации политики. В то же время неоконсерватизм выступает за ограничения вмешательства государства в экономику, уменьшения доли госсобственности.
Социализм Первоначально социализм существовал в утопической форме (Оуэн, Фурье, Сен-Симон). Научный социализм разработан в 40-е гг.19 в. К.Марксом и Ф.Энгельсом как идеология пролетариата. Марксизм выдвинул идею революционного преобразования капитализма в социализм, в котором будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Идеология социализма основана на коллективизме, на общественной, коллективной собственности (в разных формах), Социализм отрицает частную собственность на средства производства, рыночную экономику, ориентирован на установление государством норм и принципов социального равенства и справедливости; установление социальной защищенности трудящихся, на гуманистический характер конечных целей, достигающихся в коммунистическом обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|