Факторы, влияющие на будущий спрос образовательных услуг дошкольных
Учреждений
Прогноз будущего спроса всегда приблизителен, но более эффективен, а спрос потребителей - родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Нами был проведен эксперимент, в котором было опрошено более 500 родителей, и на основании данных опроса и статистики отмечены факторы, влияющие на деятельность дошкольных учреждений. В результате построены различные модели системы дошкольного образования в новых экономических условиях. При разработке моделей учитывался характер политики в отношении дошкольного образования. Первая модель строилась исходя из того, что государственная политика по отношению к сфере дошкольного образования будет ориентирована на защиту системы дошкольного образования от негативных влияний в переходный период. Вторая модель предполагает, что госбюджет будет впредь находиться в критическом состоянии и государство вынуждено будет передать дошкольные учреждения в частную собственность. Разработанный проект «Реформирование государственного муниципального ДОУ в негосударственное дошкольное образовательное учреждение» соответствует данной модели.
Третья модель строилась на предположении, что государство возьмет на себя не только функции защиты дошкольного образования от негативного влияния рынка, но и будет создавать условия для того, чтобы дошкольные учреждения могли быть конкурентоспособными на рынках труда и могли использовать возможности этих рынков для своего развития. Механизм функционирования системы дошкольного образования в условиях Рыночной экономики Дошкольные учреждения, функционируя в рамках рыночной экономики, будут ориентироваться, прежде всего, на фактический спрос, что в принципе способно подчинить их деятельность интересам потребительских услуг. Непосредственными объектами управленческих воздействий станут при этом процессы формирования и использования доходов. Управление, в первую очередь, должно обеспечивать финансовую поддержку их деятельности и нацеливаться на решение проблем, которые по той или иной причине не вполне удовлетворительно решаются рынком. Регулирующая роль государства по отношению к дошкольным учреждениям будет в перспективе не в том, чтобы непременно помогать каждому из них сбалансировать доходы с расходами, одновременно достаточно использовать оставшиеся в бюджете средства, а в создании условий, при которых логика рыночного поведения учреждений станет побуждать их наиболее полно удовлетворять запросы потребителей. Важнейшим условием развития системы образования в России является обоснованное и стабильное финансирование дошкольных образовательных учреждений. Действующее российское законодательство предусматривает финансирование дошкольных учреждений из разных источников. Преобладание того или иного источника финансирования дает специфическую форму существования дошкольного учреждения: государственные, частные, ведомственные. Можно выделить ведущие источники финансирования:
- бюджетные и внебюджетные средства; - собственные средства родителей; - добровольные пожертвования, целевые взносы физических и юридических лиц; - кредиты банков. Проблемы финансового обеспечения всегда были необычайно острыми для дошкольного образования. Пресловутый остаточный принцип с особым размахом применяется именно здесь. Средства бюджета выделялись только на «простое воспроизводство», «функционирование образовательного процесса, или в лучшем случае покрывались частично традиционные образовательные услуги». Современная система дошкольного образования не может работать в таком режиме. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дошкольные учреждения могут самостоятельно осуществлять финансово- хозяйственную деятельность, вместе с тем, Закон Российской Федерации «Об образовании» относит к компетенции органов местного самоуправления организацию, регулирование и контроль деятельности дошкольных учреждений в целях осуществления государственной политики в области дошкольного образования. Поскольку большинство существующих на сегодня дошкольных образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, важную роль в обеспечении играет бюджетное финансирование, даже тогда, когда дошкольное учреждение имеет весомые собственные средства (от оказания дополнительных услуг). За последние годы в дошкольном образовании произошли большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических условий, которые позволили дошкольным учреждениям реально проводить реформу своей деятельности. Реально изменилась стратегия управления образованием и механизм его финансирования, заставляющие образовательные учреждения искать дополнительные финансовые ресурсы. Статус дошкольного учреждения оказался в непосредственной зависимости от мнения родителей и о качестве образования, которое оно обеспечит. Рыночные отношения проникли в сферу образования, привели к тому, что в условиях экономической и хозяйственной свободы, свободы творчества, многие дошкольные образовательные учреждения стали бороться за «потребителя» - детей и их родителей, вводя различные дополнительные услуги.
В наше трудное, нестабильное время, влекущее за собой финансовые затруднения в материальном плане, нам, руководителям, хочется хоть как-то изменить жизнь коллектива, повысить материальную заинтересованность, поэтому мы должны искать что-то новое в развитии материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Сама жизнь подсказывала нам эти пути. На примере детского сада «Аленушка» - Центра развития ребенка поселка Мохсоголлох, мы покажем переход дошкольного учреждения на новые формы хозяйствования. Десять лет дошкольное учреждение находилось в ведомственном подчинении, с 1 января 1994 года был передан в муниципальную собственность. Время показало, что если детский сад будет подчиняться поселковой администрации, он не сможет получить самостоятельность. По заявлению коллектива в администрацию вышли на самостоятельное финансирование. Открыли спецсчет в кассовом центре, в штатное расписание ввели две единицы бухгалтера, один из которых на правах старшего. Самостоятельно составили смету доходов и расходов, руководствуясь утвержденными нормативами бюджетного финансирования и отчислений средств в фонды экономического стимулирования. При разработке сметы решали следующие задачи: - определяли объемы финансовых ресурсов на предстоящий финансовый год; - определяли источники привлечения необходимых средств; - выявляли возможности мобилизации внутренних резервов учреждения. Укомплектованность дошкольного учреждения является средством улучшения экономической деятельности системы дошкольного образования, а значит, обеспечения её жизнедеятельности. Как же привлечь в детский сад детей и родителей, если рядом функционирует точно такое же дошкольное учреждение? Перед нами встал вопрос: как завоевать лидирующую позицию на развивающемся рынке образовательных услуг и не просто сохранить имеющийся контингент воспитанников, а еще привлечь новых детей? Стремясь к стабильности положения, разработали свой план «внедрения» образовательных услуг родителям, сознавая, что необходимо не только приложить много сил для сохранения и обеспечения жизнедеятельности нашего дошкольного учреждения, но и успешно работать над созданием имиджа дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве поселка и улуса. В целях обновления содержания образования избрали одно из приоритетных направлений своей деятельности: художественно-эстетическое, направление.
Следующим шагом была разработка нормативно-правовой базы учреждения, так как стали юридическим лицом: - устав муниципального дошкольного образовательного учреждения (в новой редакции); - учредительный договор; - договора с родителями воспитанников; - договора с предприятиями по предоставлению теплоэнергии, электроэнергии на поставку продуктов; - договор о сотрудничестве с шефствующими организациями. Благодаря административной самостоятельности имели возможность более гибко, целесообразно решать вопросы кадрового обеспечения дошкольного образовательного учреждения в рамках штатного расписания. Самостоятельность в распределении финансовых средств позволила ввести в штат должность кондитера. Именно с этого момента начали оказывать платные услуги населению по выпечке тортов на заказ и стали зарабатывать деньги, которые перечисляли на спецсчет. Не сокращая численности детей в дошкольном образовательном учреждении, переоборудовали одну группу под детское кафе «Лакомка», куда с удовольствием стремились дети, чтобы посмотреть мультфильмы и полакомиться вкусными трубочками, корзиночками из кондитерского цеха. Кафе работало на платной основе, родители сдавали определенную сумму. Это были первые пробные шаги к переходу на самостоятельную финансовую деятельность. Понимая, что новые формы хозяйственной деятельности - это веление времени, на Совете трудового коллектива решили, что для того, чтобы начать заниматься предпринимательской деятельностью нужно решить: На первом этапе: - взвесить свои настоящие и предполагаемые возможности; - определить потребителей в тех или иных услугах; - проанализировать состояние помещений, оборудования, сырья, учебно-методических пособий, необходимых для оказания услуг, произвести расчеты; - произвести модернизацию помещений и предметно-развивающей среды; - решить вопрос по обеспечению необходимыми кадрами; - заключить договора с потребителями; - доработать имеющийся Устав дошкольного образовательного учреждения с учетом перечисления всех видов предпринимательской деятельности, в установленном порядке перерегистрировать в государственных органах.
На втором этапе: - пройти лицензирование на право заниматься той или иной деятельностью; - открыть собственный банковский счет (или субсчет в общем счете); - определить стоимость товаров и услуг, сложив реальные затраты на сырье, материалы, аренду помещения, амортизацию оборудования, заработную плату всем участникам процесса в перерасчете на единицу товара и к полученному результату (себестоимости) добавить до 40% прибыли, получив таким образом цену товара; - через средства массовой информации (устной и письменной) дать рекламу об услугах и товарах дошкольного образовательного учреждения; - продумать систему сбора заказов, заявок, заявлений; - разработать режим работы студий, секций, кружков оказания дополнительных платных услуг (магазин, парикмахерская, кафе); - составить необходимую калькуляцию на услуги, товар; - организовать работу с кадрами, занятыми определенной деятельностью (провести тестирование, психологические тренинги); - разработать схему оформления бланковой документации, обеспечить строгую отчетность перед органами надзора. На третьем этапе: - разработать программу стратегического планирования на 5 лет; - составить «Бизнес-план» на 5 лет с расчетом экономических, финансовых показателей Определили следующее: - модернизировали предпринимательскую и коммерческую деятельность за счет введения новых платных услуг в дошкольном образовательном учреждении; - качественно исполнили реализуемые услуги; - рассчитали приемлемые цены для потребителей на дополнительные услуги; - произвели сотрудникам доплату в размере 10-15% за расширение зоны обслуживания; - использовали средства от предпринимательской деятельности на развитие дошкольного образовательного учреждения (игрушки, оборудование, методические пособия), обучение сотрудников в вузах, премирование. В соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Практика же показывает, что возникают определенные противоречия, когда законодательные акты определяют самостоятельность дошкольных учреждений в новых экономических условиях, а учредители ограничивают функции своих учреждений, в том числе и руководителей. Возникшее противоречие сняли при утверждении учредительных документов дошкольного образовательного учреждения, которые детально разграничивали функции сторон в вопросах их административного и экономического воздействия. Наш учредитель делегировал часть своих прав дошкольному учреждению. В результате сформировалась «зона совместной деятельности», одной из которых и является экономическое планирование. В результате представилась возможность маневрировать материальными и финансовыми ресурсами в целях обеспечения наиболее высокой эффективности их использования. Даже при минимуме средств могли их распределять с расчетом конкретных ситуаций, в этом и состоит оптимизация управления, если рассматривать финансово-экономический аспект управления. Расширив рамки для дополнительного получения финансовых средств, не нашло длительного применения изготовление сахарной ваты, хотя купили агрегат и освоили технологию; услуги по стирке белья профилакторию (согласно договору). Взвесив все аргументы, остановились на следующих видах деятельности: - выращивание рассады (помидоры, огурцы, перец и т.д.); - выращивание и реализация цветов; - услуги детского кафе «Лакомка»; - реализация швейных изделий; - услуги мини-типографии (ламинирование, ксерокопирование); - услуги парикмахерской; - услуги кондитерского цеха (торты, тесто, выпечка); - авторские и проблемные курсы; - оздоровительные услуги (кислородный коктейль, массаж, фитотерапия); - услуги стоматолога; - реализация зелени с зимней теплицы; - услуги фотосъемок. Поступают денежные средства на спецсчет, которые в дальнейшем расходуются согласно сметы расходов внебюджетной деятельности. За счет собственных средств приобрели: - видеокамеру «Хитачи»; - музыкальный центр; - тренажеры в спортивный зал; - детскую мебель; - оборудование детского театра и циркулярного душа; - ткани для ателье мод; - фотоаппарат; - мебель для медицинского и методического кабинетов. Все элементы бизнеса осваивали с «нуля», ни у кого не заимствовали никаких идей. В будущем будем расширять рамки предоставления дополнительных услуг. Какие результаты дал нам бизнес? 1. У дошкольного образовательного учреждения появилась способность к самостоятельному финансовому оздоровлению учреждения в период перехода на рыночные отношения. 2. Практическая значимость опыта, с которым мы делимся с коллегами и рекомендуем его в практическую деятельность образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации, повышает статус дошкольного образовательного учреждения и имидж. 3. Новый механизм хозяйствования: бизнес-план, стратегическое планирование сметы, модернизация помещений повлек за собой рациональную организацию труда, что позитивно сказалось на качестве работы коллектива. 4. За счет собственных средств модернизировалась предметно-развивающая среда и материальная база дошкольного образовательного учреждения. 5. Улучшилось качество питания и ассортимент продуктов. 6. Повысилась заинтересованность коллектива в материальном стимулировании. 7. Высокий уровень финансово-экономической деятельности позволил ЦРР «Алёнушка» перейти в автономное ДОУ.
2. РАСПОРЯЖЕНИЕ ФИНАНСАМИ Распорядитель кредитов Переход дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность повлек за собой изменения в содержании управленческой деятельности руководителя. Впервые за многие годы заведующий становится полноправным распорядителем кредитов от имени своего учреждения. Распорядитель кредита — это юридическое лицо, в распоряжение которого выделены средства из государственного бюджета для использования по целевому назначению согласно утвержденным сметам расходов. От имени юридического лица выступает должностное лицо (как правило, руководитель или его заместитель), имеющее право распоряжаться средствами в соответствии с их назначением. Распорядитель кредитов (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись) имеют право подписывать документы на использование средств. Без этих подписей документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Став распорядителем кредитов, руководитель, с одной стороны, значительно расширил свои административно-хозяйственные права, с другой стороны, взял на себя серьезную ответственность за организацию работы учреждения, встал перед необходимостью управлять финансово-экономической деятельностью детского сада. Источники финансирования Основные источники финансирования дошкольных учреждений — местный бюджет (или ведомственный бюджет) и родительская плата. По действующему законодательству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей — 10%. Кроме этого, для различных категорий семей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно снижена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%. Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (городским, районным) бюджетом. Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность. Одновременно с этим расширяются и возможности привлечения дополнительных средств. К ним относятся: — плата предприятий за долевое содержание детей (в тех территориях, где она введена); — плата родителей за дополнительные образовательные услуги; — доходы учреждения от предпринимательской деятельности; — благотворительные пожертвования предприятий и граждан; — денежные выплаты из различных общественных фондов и другие. Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными. Привлечение дополнительных источников финансирования — особое направление работы заведующей, успешность которой во многом определяется уровнем компетентности и профессионализма руководителя, его умением устанавливать контакты с другими людьми, умением быть находчивым, убедительным, обаятельным. Смета расходов Управление финансово-экономической деятельностью начинается с детального изучения индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения. Смета расходов составляется по единой типовой форме на основании нормативных документов и методических рекомендаций по составлению смет, а также показателей работы по конкретному учреждению. Производственные показатели отражают количество групп, число детей, число дней пребывания одного ребенка в детском учреждении. По бюджетной экономической классификации, введенной в действие с 1 января 1995 года, все расходы в смете группируются по расходным статьям:
Смета расходов состоит из трех разделов. В первом разделе указывают наименование и адрес учреждения, раздел бюджетной классификации, по которому осуществляется финансирование и дается свод расходов с поквартальной разбивкой. Во втором разделе рассчитывают производственные показатели и приводят общие сведения об учреждении (количество зданий, их площадь, объем). В третьем разделе приводят расчеты к смете. Смета расходов утверждается руководителем и является основным документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреждения. Бюджетные ассигнования (выделение денежных средств) устанавливаются главными распорядителями кредитов на основании сметы расходов либо в соответствии с нормативом бюджетного финансирования на одного ребенка в тех территориях, где такой норматив утвержден.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|