Нормативное финансирование
Нормативное выделение средств на одного ребенка было провозглашено в Законе РФ «Об образовании», однако в связи с отсутствием в бюджете средств на нормальное удовлетворение потребностей образовательных учреждений федеральные нормативы финансирования до сих пор не приняты. В тех территориях, где образовательные учреждения перешли на хозяйственную самостоятельность, для удобства распределения средств органы власти субъектов Российской Федерации, местные органы власти устанавливают свои нормативы финансирования. Так в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) местный норматив финансирования определяется исходя из той суммы средств, которую бюджет в состоянии выделить на образование с учетом принятых в улусе повышающих коэффициентов. Повышающие коэффициенты введены для санаторных групп, для комбинированных дошкольных учреждений, для детских садов компенсирующего вида. Предполагается, что когда финансирование образовательных учреждений будет приведено в соответствие с Законом «Об образовании», норматив бюджетного финансирования будет состоять из трех частей: федерального компонента (обязательного минимума), регионального и местного компонентов, определяемых с учетом приоритетов образовательной политики регионов. Анализ платежеспособности Изучив смету расходов, необходимо прежде всего выяснить, хватит ли учреждению денег, чтобы покрыть все запланированные расходы. Для этого проводится анализ платежеспособности. Особенно важен этот вид анализа в условиях недостаточного финансирования, когда деньги из местного бюджета выделяются только на покрытие так называемых «защищенных» статей, то есть тех расходов сметы, на которые у государства хватает средств. Статьи, отнесенные к «незащищенным», скорее всего не профинансируются, во всяком случае, гарантий, что на них будут отпущены средства, никто не даст.
Анализ платежеспособности — это предварительный анализ, который следует проводить в начале года, квартала, а если понадобится, то и месяца, для того чтобы в случае недостатка средств своевременно скорректировать расходы. В графу «Предстоящие поступления средств» вносятся: контрольная цифра бюджетного плана; планируемая сумма сбора родительской платы, исходя из среднего числа дней пребывания одного ребенка с учетом количества льготников; сумма оплаты предприятий, в соответствии с размером платы и количеством подписанных договоров; доходы от дополнительных услуг, за вычетом налогов, если данный вид услуг облагается налогом; другие поступления, если таковые имеются.
Таблица анализа платежеспособности
Если А > или = В — учреждение платежеспособно, если А < В — учреждение неплатежеспособно. В графу «Обязательные платежи» вносятся планируемые расходы с учетом предстоящих объявленных повышений цен. Именно постоянный рост цен делает обязательным регулярное и частое проведение анализа платежеспособности, потому что бюджетные поступления могут не проиндексировать (то есть не привести в соответствие с повышающимися затратами). А это значит, что если вовремя не скорректировать расходы, можно быстро «обрасти» долгами.
Иногда бывает необходимо сравнить платежеспособность учреждения за ряд временных периодов (поквартально, за несколько лет). В условиях инфляции такое сравнение можно сделать только в процентном отношении или с применением коэффициента, потому что абсолютные цифры будут неравнозначными (всем понятно, что 1 рубль в начале года и 1 рубль в конце года совсем не одно и то же). Коэффициент платежеспособности рассчитывается по формуле: К пл.= А:В, где А — сумма предстоящих доходов, В — сумма предстоящих расходов. Если К пл. < 1 — учреждение неплатежеспособно, если К пл. > или = 1 — учреждение платежеспособно. Анализ поступления и использования финансовых средств Если учреждение оказывается неплатежеспособным, необходимо проанализировать причины этого. В самом общем виде причин может быть две: - Средств выделено недостаточно. - Расходы учреждения необоснованно завышены. Выяснить, правильно ли определены суммы бюджетных поступлений на содержание детей, можно только познакомившись с системой распределения средств в регионе. Во всяком случае, следует выяснить, что учреждение получает не меньше, чем другие, однотипные. В настоящее время в общем-то всех финансируют недостаточно, но, может быть, в вашем учреждении есть какое-то отличие от других, которое требует объективно больших затрат. В таком случае это отличие нужно найти и доказать финансирующим органам, что сумма бюджетных поступлений должна быть увеличена. Это объективная причина значительного недостатка средств, выделяемых по нормативу на одного ребенка. Значит, для этого детского сада должен быть введен повышающий коэффициент. Для того чтобы выяснить, не завышены ли расходы по вашему учреждению, необходимо тщательно проанализировать смету. Самый простой, но и поверхностный способ — сравнить расходы по видам платежей с однотипными учреждениями. Однако важно учесть, что и в некоторых учреждениях расходы могут быть завышены. Таким образом, чтобы не допускать завышения затрат, необходимо контролировать, за что, сколько и на каком основании платит учреждение. Для того, чтобы иметь четкую картину финансового положения детского сада, руководителю следует ежемесячно анализировать поступление и использование финансовых средств, сравнивать их с плановыми цифрами и выяснять причины отклонений от плана, что позволит своевременно принимать правильные управленческие решения. Сделать это можно, изучая бухгалтерские документы, но удобнее в работе иметь такие сведения под рукой в сводных таблицах, которые заполняются данными из бухгалтерского учета.
Таблица анализа поступления финансовых средств Таблица анализа использования финансовых средств
Производственные показатели: Среднесписочное число детей — Дней функционирования — Стоимость содержания одного ребенка за месяц — Средняя стоимость питания одного ребенка в день — При нормальном финансовом положении учреждения А ˃ = С, Где А – сумма фактических доходов, С – сумма фактических расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|