Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная и средневековая политическая мысль




 

Первоначально научное знание о политике складывалось в русле философской мысли, тесно связанной с религией и мифологией. Постепенно политические идеи освобождались от влияния этики, религии и философии, что отражало процесс рационализации общественной жизни, т.е. возрастающей способности человека находить цивилизованные формы совместного проживания с себе подобными. Особенно значительное влияние на современную политическую науку оказала западная традиция философской и политической мысли. На пути выделения политических знаний в самостоятельную науку выделяют три периода: а) античную политическую мысль; б) политические идеи Средневековья; в) политические учения Нового времени.

Для развития политической мысли Древней Греции и Рима характерно несколько общих черт:

1) поиск идеальной модели государства, способной обеспечить порядок и справедливость;

2) представление о политике как единственной цивилизованной форме бытия человека, представлявшей собой нерасчлененность государства, общества и отдельного человека;

3) развитие знаний о политике в рамках философии, этики и религии, что определило морализаторский и поучительный характер работ по вопросам политики.

Политические знания Античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы, так или иначе, касались вопросов власти и справедливого правления. Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли Античности внесли древнегреческие мыслители Платон (427 – 347 до н.э.) – автор работ «Государство» и«Законы», а также его ученик Аристотель (384 – 322 до н.э.), написавший знаменитый трактат «Политика». Заметный след в истории политических учений оставил римский оратор, политик и философ Цицерон (106 – 43 до н.э.)

Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта деятельности античного полиса (города-государства). Полис представлял собой особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет (полную независимость, самостоятельность) общины свободных собственников и производителей – свободных граждан полиса. Эти свободные граждане полиса были обязаны в форме голосования в народном собрании участвовать в решении государственных вопросов.

Древнегреческие мыслители разработали многие понятия, которые используются в политической науке: полис, государство, монархия, аристократия, демократия, тирания, охлократия и многие другие. В античности возник также сам термин «политика». Платон и Аристотель рассматривали политику как единственную форму цивилизованного существования людей. По их мнению, роль политики состоит в интеграции граждан в единое политическое сообщество путем объединения их противоречивых интересов и потребностей. Механизмом, обеспечивающим жизнь общества как единого целого, является государство, которое выступает носителем общего интереса. Государство и общество тогда еще не разделялись. А место и роль государства необычайно возвеличивались. В античности была обоснована естественная теория происхождения государства. Так, Аристотель утверждал, что человек – «политическое животное и несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству». И государство возникло из естественного стремлению человека к общению. Развитие общества, по Аристотелю, идет от семьи к общине, а от нее к государству - полису. Государство как семья и община выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Цель государства – создать возможности для счастливой жизни. Неслучайно, например, Аристотель характеризовал государство как «совершенную форму жизни», среду счастливой жизни. Как олицетворение разума государство служит «общему благу» - цели «жить счастливо».

Формы идеального государства. Однако не во всяком государстве люди могут быть счастливы, а только в правильном. Поэтому древние греки искали идеальные модели государственного устройства. По мнению Платона, идеальной формой государства выступает аристократия как правление мудрецов – философов. Поскольку государство, политика должны базироваться на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями, чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была аристократическая Спарта. Форма совершенной аристократии соответствует природному неравенству людей, когда каждое сословие людей (правители, воины, земледельцы) выполняет свои функции и роли согласованно. Построенное по такому принципу государство добродетельно и справедливо, поскольку все сословия служат ему как некой целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, что, по мнению Платона, и является справедливостью. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных формах государственной власти, которые подвержены вырождению. К ним он относил: 1) тимонократию (правление военных, составляющих второе после философов сословие в обществе), которая перерождается в 2) олигархию (правление немногих богатых), деградирующую в 3) демократию – власть бедных, народа, земледельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.

Платон был решительным противником демократии как власти многих (большинства), которым не доступно ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, непредсказуемостью и некомпетентностью. Демократия с неизбежностью порождает тиранию – наихудшую форму государства.

Аристотель предложил посмотреть на государство с двух позиций: во - первых, с точки зрения того, чьи интересы защищает государство (интересы всего общества или корыстные интересы правителей); во - вторых, с точки зрения того, сколько людей участвуют в принятии управленческих решений (один, немного, многие). Он различал правильные и неправильные формы государства. В правильных формах правители выражают общее благо – это монархия, аристократия и полития; в неправильных формах правители ориентированы на личное благо – это тирания, олигархия и демократия. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, основанное на имущественном и образовательном цензе. Аристотель первым связал политическую форму с социальной структурой. Для него полития олицетворяла достоинства всех существовавших форм государства и отражала интересы среднего класса. Тем самым Аристотель выдвинул идею смешанных, умеренных режимов, которая стала одной их фундаментальных в истории политической мысли.

Политические идеи Средневековья. Исторический период с конца V по начало XVII века, вбирающий в себя эволюцию феодального строя, принято называть средними веками или Средневековьем. На протяжении всей политической истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами и монархами за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-правового знания оказался вопрос о приоритете духовной (церковной) или светской (государственной) власти в обществе. Политическая мысль Средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием послушания.

Политическое знание в условиях средневековья существовало в религиозно-этической форме. С обоснованием приоритета церковной власти над светской выступили ученые-богословы. Огромную роль в этом сыграли средневековые философы и теологи Аврелий Августин (354 – 430) и Фома Аквинский (1225 - 1274). Согласно католической религиозной доктрине, Бог является началом и концом всех человеческих суждений и поступков. Именно Бог создал универсальный порядок, частью которого является государство в лице монарха. Власть короля имеет Божественный характер. Повиновение государственной власти – одно из основных требований христианской морали.

В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности к властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу Богово».

Августин Блаженный внес большой вклад в учение о разделении власти на светскую и церковную и их взаимодействии. Он выдвинул учение о двух градах: Божественном и земном. Град земной – это созданное людьми государство, которое рассматривается как царство дьявола, мир греховности, которое обречено на погибель. Град Божий или Царство Божье, где царит покой, единство, право и справедливость, образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви Град Божий реализуется через деятельность церкви. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей и невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане их взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Взгляды Августина оправдывали античное рабство, задерживали распад рабовладельческого общества.

Идейно-политические противоречия, особенно ярко проявившиеся в XI-XIII веках в виде еретических движений в Европе и направленные против засилья католической церкви и в целом феодального строя, потребовали нового идеологического обоснования. Одним из видных идеологов католицизма явился Фома Аквинский. Согласно его учению, император и государство являются гарантом христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле. Власть в обществе имеет Божественное происхождение, однако формы реализации этой власти определяются самими людьми. Повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если монарх в своем правлении не соблюдает заповедей христианской морали, злоупотребляет властью, то народ имеет право на неповиновение и даже цареубийство. В своем стремлении ограничить власть монарха Ф.Аквинский использовал идею народного суверенитета (принадлежности всей светской власти народу), ставшей впоследствии одним из принципов демократической организации общества.

Таким образом, западноевропейская средневековая политическая мысль развивалась в рамках христианства, ее главным смыслом было обоснование Божественной природы власти. Однако христианство формировало и новые нравственные принципы, которые должны быть положены в основу идеального общественно-политического устройства: забота государства об общем благе, ответственность правителей, справедливость законов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...