Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, происхождение и функции политики




В политической науке в соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики:

1) социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру;

2) субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики, ткани, из которой она состоит;

3) научно сконструированные определения, раскрывающие её деятельностный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей.

Обобщая данные трактовки, можно определить политику как сферу жизнедеятельности общества, связанную с деятельностью и отношениями между социальными общностями по поводу завоевания, организации и использования власти и управления социальными процессами.

Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Однако по сравнению с другими формами саморегуляции (моралью, религией, культурой) политика выработала ряд принципиальных особенностей и черт.

Специфика политики заключается:

- в способности обеспечивать целостность общества, эффективно регулировать социальные взаимодействия с помощью политической, государственной власти. В отличие от других социальных институтов, например морали, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Поэтому удовлетворение потребностей одной группы (например, приватизация, повышение зарплаты, снижение налогов) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения, и без решений государственной власти это осуществить практически невозможно. В силу этого политическая сфера занимает верховное положение по отношению к другим сферам жизни общества. Именно в ней принимаются законы и решения, обязательные для выполнения всеми другими общественными сферами;

- связи частного и общего, интереса личности и интереса социальной общности (группы, страны, человечества). Мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но когда этими же проблемами заняты многие другие люди, (как говорил В.И. Ленин, «политика там, где миллионы»);

- универсальности, всеохватывающем характере воздействия политики на практически любые стороны жизни, сферы общества – экономику, социальную сферу, культуру, на события и отношения, начиная с масштабов государства и кончая индивидуальными чертами характера человека;

- инклюзивности, способности проникать в другие сферы общественной жизни, в том числе и способности сочетаться с неполитическими общественными явлениями, сферами;

- свойстве политизации общественной жизни. Универсальность и проникающая способность, присущие политики, порождают проблему границ взаимоотношения между политикой и другими сферами жизни общества.

В принципе любое социальное явление или событие может приобретать политический характер, политическое звучание, если оно попадает в центр противоречивых общественных интересов, сопряжено с властью или требует ее вмешательства. Нарушение этих границ, расширение пространства политики в современных условиях приводит порой к безмерной политизации, чрезмерной идеологизации неполитических и неидеологических сфер деятельности, жизни и сознания людей. Решение проблемы предотвращения излишней политизации общественной жизни носит конкретно-исторический характер и зависит от уровня развития гражданского общества и правового государства, политической культуры граждан, а также политического режима (авторитарного, тоталитарного или демократического).

Происхождение политики. Политика существовала не всегда. Так, примитивные общества охотников и собирателей не знают политики. Управление внутри них было основано на естественных связях (кровно-родственных отношениях) и регулировалось религиозными нормами, обычаями и традициями. С развитием производительных сил, появлением прибавочного продукта у земледельцев и скотоводов, сосредоточением его главным образом у родовой верхушки привели к формированию частной собственности и антагонистических классов. Между ними выявились непримиримые интересы, вследствие чего возникли конфликты, грозившие разрушить общество. Конфликты были и всегда будут между людьми. Однако, если прежде общественная власть регулировала в основном совпадающие интересы рода на основе кровно-родственных связей, обычаев, традиций, религиозных норм, то в сложном, дифференцированном, классовом обществе эти механизмы оказываются недостаточными для преодоления нового конфликта, связанного с неравенством по отношению к собственности на средства производства и разными возможностями для жизни людей, которые дает обладание ею. А между тем потребность в согласованном поведении ради удовлетворения потребностей и интересов как общества в целом, так отдельных классов и групп значительно возросла. В этих условиях происходит переход от общества без государства к обществу с государством. Возникает социальная группа, занятая исключительно управлением, использующая особый аппарат принуждения для обеспечения единства раздираемого внутренними конфликтами общества. Следовательно, появились государство и государственная власть.

С появлением государства различные социальные группы стали влиять на государственную власть, используя имеющиеся у них возможности, для создания лучших условий в целях удовлетворения своих интересов.

Таким образом, появление прибавочного продукта имело различные последствия: с одной стороны, оно освободило общество от крайней нужды; с другой - привело к социальным конфликтам, порожденных неравенством, которые привели к появлению органов управления, породили политический уровень отношений и политику.

Слово «политика» в переводе с греческого означало «участие в государственных и общественных делах».

Политика двойственна по своей сущности. Она выполняет общесоциальную функцию, направленную на интеграцию общества, решение общественных проблем в целях поступательного развития страны, региона, города. В общем, цель и назначение политики - ориентация общественного развития в благоприятном для всего общества направлении.

В рамках общесоциальной функции политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых современные общества не могут нормально развиваться. Это:

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами.

2. Функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно-значимые цели поступательного развития и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду возможность удовлетворения социальных потребностей, изменения своего социального статуса с помощью власти.

3. Управленческая и регулятивная функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействует на интересы групп, используя стимулирование, социальное принуждение (насилие) и идеологию.

4. Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения политических ролей и функций.

С другой стороны, политика призвана обеспечивать функцию классового господства, выражать и защищать интересы экономически и политически господствующих групп. В разделенном на разные социальные классы обществе, решение общественных проблем осуществляется не в интересах всех социальных групп и классов в одинаковой степени, а в интересах в первую очередь господствующих кругов. Через все функции политики обеспечивается политическое, экономическое и идеологическое господство класса-гегемона.

Вместе с тем, долговременный успех сопутствует тем социальным силам, которые находят оптимальную форму сочетания интересов разных классов и групп. Это возможно в ситуации, когда господствующий класс, испытывая огромное организованное давление снизу со стороны подчиненных социальных групп и мирового общественного мнения, оказывается способным идти на уступки и компромиссы, чтобы, поступаясь в малом, выиграть в главном – сохранении своей власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...