Понятие, признаки, структура и функции политической власти
Появление политической власти результат длительной эволюции форм власти. В первобытном обществе, отличавшемся примитивностью отношений, власть носила общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадающие интересы и потребности рода. Процесс нарастания социального неравенства обнаруживает неэффективность индивидуализированной общественной власти вождей и старейшин как средства разрешения более глубоких социальных конфликтов, которых не было в примитивных обществах (прежде всего, экономических, материальных конфликтов по поводу собственности). Поэтому постепенно власть становится институциализированной, т.е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка и одновременно отстаивание интересов господствующих классов и групп. Так, власть приобретает политический смысл и выражается в деятельности государства, партий и других организаций. Политическая власть - способность и возможность данной социальной группы, элиты, индивида проводить свою волю в политике и правовых актах, оказывать определяющее воздействие на сознание и поведение народных масс. Политическая власть может быть государственной, ассоциативной (власть партий и других общественных организаций), международной (власть международных организаций, например ООН, ОБСЕ). Главная среди них - государственная. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Для достижения своих целей государственная власть использует не только принуждение, но и идеологическое воздействие и экономическое стимулирование.
Специфика государственной власти в том, что она обладает монопольным правом издавать законы и осуществлять организованное насилие с помощью обособленного аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Как уже отмечалось выше, потребность в политической власти возникает там и тогда, где и когда люди разделены неодинаковым социальным и экономическим положением, следовательно разными интересами. Чтобы обеспечить проблему согласия в классовом обществе, политическая власть должна обладать особыми признаками: 1) легальностью в использовании силы в пределах государства. Только политическая (государственная) власть обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества; 2) верховенством, т.е. обязательностью решений политической власти для всякой иной власти, чтобы решить проблему согласия, соподчинения интересов разных классов и групп; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона). Политическая (государственная) власть распространяется на всех граждан, на все организации и учреждения страны; 4) моноцентричностью, выражающейся в наличии единого центра принятия решений (в отличие от экономической, социальной, духовно-информационной властей, которые полицентричны); 5) многообразием ресурсов для завоевания, удержания и реализации власти. Во взаимодействии различных властей в современном обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — у силивающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту, доступ к СМИ, к образованию. Не без оснований политологи марксистской ориентации считают важнейшей среди властей экономическую власть. В капиталистическом обществе, где почти все имеет денежную цену, владельцы средств производства и СМИ прямо или опосредованно оказывают огромное влияние на формирование и деятельность политической власти. В свою очередь, нахождение во власти способствует приобретению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию, а последнее увеличивает возможность занятия лидирующих политических позиций и повышения доходов. Таким образом, существует угроза установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатейших людей. В России с середины 90-х годов прошлого века наблюдается исключительно сильное воздействие на политику, право, культуру и мораль олигархического капитала. Необходимо сдерживать всевластие крупного капитала, активно используя для этого антимонопольное законодательство, осуществляя, по мере экономической и политической необходимости, национализацию важнейших стратегических отраслей, увеличивая экономическое и политического влияние среднего класса, всех лиц наемного труда и демократической общественности.
Функции политической власти. Власть представляет собой инструмент социального управления, направленный на выполнение, с одной стороны, функции регулирования, организации и контроля социальных отношений, поддержания стабильности и целостности в функционировании социального организма. А с другой стороны, власть в классовом обществе так или иначе направлена на реализацию, главным образом, потребностей и интересов, близких к ней групп, составляющих ее экономическую основу. В идеале политическая власть должна обеспечить справедливое сочетание интересов разных классов, разных сторон и отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга и обеспечивали прогресс всему обществу. Структура политической власти. В структуру политической власти входят субъект и объект власти, основания и ресурсы власти. В зависимости от степени вовлеченности в политическую деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало.
Субъектом может быть социальная общность (народ, нация, класс, слой); политический институт (государство, партия); правящая элита, лидер, индивид. Объектом власти могут быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом. Грань между объектом и субъектом в демократическом обществе должна быть условной, ибо в нем народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В конституциях многих стран, том числе и Конституции Российской Федерации, записано, что власть принадлежит народу. Конституция РФ провозглашает: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Поскольку возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами (о них пойдет речь в гл. 8), власть народа в современных условиях – это, прежде всего, представительная демократия. Народ делегирует по доброй воле свои властные права соответствующим органам власти, депутатам, элитам и лидерам и становится объектом, берущим на себя обязательство выполнять законы и распоряжения политической власти. Это в идеале. В реальности же, по мнению леволиберальных политологов (например, Л.С. Санистебана), во властных отношениях можно выделить две неравные группы. Большинство - массы, которые не имеют реальной власти и вынуждены подчиняться. Меньшинство - правящая элита, которая осуществляет властные функции и представляет собой активное меньшинство, монополизирующее власть. Ей противостоит контр-элита – также меньшинство, которое не находится у власти, но стремится к обладанию ею. Таким образом, имеются два меньшинства, которые ведут между собой жесткую борьбу за власть, за то, чтобы представить себя в глазах большинства эффективным агентом реализации его интересов. Завоевание власти и ее воспроизводство является важнейшей целью и ценностью, поскольку принадлежность к ней дает возможность регулировать ресурсы и принимать решения в интересах той или иной социальной группы. Кроме того, принадлежность к власти предполагает престиж, льготы и привилегии, дает возможность использования власти для обогащения и удовлетворения личных амбиций.
Нахождение у власти, особенно бесконтрольное, развращает. Но намерения избавиться от привилегий - утопичны. Не может быть власти без привилегий, ибо власть как социальная функция всегда носит монопольный характер. Поэтому необходимо, чтобы уменьшить злоупотребления, ужесточать уголовное и выборное законодательство (в том числе ввести законодательное ограничение привилегий) и, главное - создавать вокруг всех нарушителей этических норм властвования негативное общественное мнение. Основания власти. Проблема оснований власти тесно связана с природой подчинения или, другими словами, мотивацией подчинения. Она может основываться на страхе перед насилием. Формула повиновения, основанная на страхе, звучит так: «Я подчиняюсь, потому что боюсь за свою жизнь и благопо- лучие своих родных и близких». Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания. Страх - весьма сильный мотив повиновения, благодаря которому можно добиться выполнения поставленных властью задач и стабилизировать ситуацию. Однако, как показывает исторический опыт, страх как мотив повиновения проявляет свою неэффективность при организации сложного, творческого труда. При помощи страха наказания невозможно проявлять творческую инициативу и почин, добиться новых открытий ученых и инженеров, творений поэтов и писателей. Только свободный, осознающий свое собственное достоинство и значимость человек способен к подобной творческой деятельности. Кроме того, такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Сравнительно безболезненно воспринимается власть, базирующаяся на привычке к повиновению по принципу «Надо как-то жить». Человек привыкает, приспосабливается к власти, желая выжить и прокормить семью, ценит свое нынешнее состояние и не желает его менять. Привычка - надежный фактор стабильности, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Глубокая заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним насилие. Еще более сильный эффект дает подчинение по убеждению, когда человек выполняет распоряжения в силу твердой уверенности в правильности этих распоряжений и готовности действовать в соответствии с ними. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обусловливают добровольное повиновение без угрозы санкций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|