Классовое господство и легитимность политической власти
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения общества на управляющих и подчиняющихся. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Современный французский политолог М. Дюверже подчеркивает двойственную сущность политической власти. С одной стороны, она выступает эффективным средством интеграции и социальной солидарности всех членов общества. А с другой, власть представляет собой инструмент господства одних социальных групп над другими. Даже решение общесоциальных задач часто осуществляется преимущественно в интересах отдельных классов, социальных групп, обладающих властью, то есть осуществляется классовое господство. Теорию классового господства обосновал немецкий политический философ XIX века Карл Маркс. Классовое господство охватывает три аспекта явлений: - экономическое господство; - политическое господство; - идеологическое господство. Экономическое господство заключается в верховном контроле того или иного класса над орудиями труда, процессом труда и продуктами труда. Политическое господство выражается в государственных гарантиях верховного контроля класса над средствами, процессом и продуктами труда, то есть это правовое, законодательное закрепление экономического господства. Только после установления государственных правовых гарантий можно говорить о полном проявлении экономического господства. Политическое господство обеспечивает функционирование экономического господства. Идеологическое господство того или иного класса - идейное обоснование экономического и политического господства.
Если политическое господство придает производственным, экономическим отношениям статус законных, то идеологическое возводит их в ранг необходимых, оправданных и справедливых. Класс, находящийся у власти, занимает преимущественное положение в формировании идей. В его распоряжении находятся средства, время (оно не тратится на добывание прожиточного минимума), специалисты, способные вырабатывать общественно-политические теории. Идеологическое господство выступает как стабилизирующее средство по отношению к экономическому и политическому господству. Оно достигается за счет придания интересам и идеям господствующего класса формы всеобщих интересов и идей в данном обществе. Смысл идеологического господства – убедить большинство граждан в том, что данный порядок экономических и политических отношений нормален, естественен и справедлив, и одновременно дискредитировать соперничающие идеологии, создаваемые другими классами. Располагая материальными ресурсами, имущий класс создает организации и учреждения, ведущие пропаганду его взглядов. Борьба за идейное господство предполагает навязывание единого мировоззрения через систему образования и просвещения, культуру и средства массовой информации, а также через образ жизни. С помощью многочисленной армии работников идеологической сферы (учителей, журналистов, писателей, актеров легковесных сериалов и поп-див, телекомментаторов, экспертов-политологов и других скрытых и явных защитников господствующего уклада жизни) он настойчиво наполняет сознание народных масс угодными ему идеями, формирует мировоззрение людей в выгодном ему направлении. В то же время им создаются условия, препятствующие пропаганде идеологии класса-антипода, а его идеологи преследуются (прямо или косвенно) за инакомыслие.
Любой класс и его элита, стремящиеся сделать свою власть долговременной, неизбежно должны постоянно добиваться усиления своего идейного господство в обществе, ибо все революции и перевороты первоначально происходят в сознании людей. Благодаря тому, что идеи и интересы господствующих классов становятся основой сознания и поведения большинства членов общества, обеспечивается легитимность власти и социальная стабильность в обществе. Легитимность и легальность политической власти. Для подчинения необходимо, чтобы народные массы видели во властвующей элите агентов эффективной реализации их интересов, следовательно, властвующей элите необходима легитимность. Легитимность раскрывает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, ее права управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к применению насилия, то власть такой группы принято называть нелегитимной. Легитимность надо отличать от легальности. Легитимность - это эмоционально-психологическое отношение доверия народа к власти, а легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. С первым понятием отождествляют эмоционально-оценочный, этический характер власти, со вторым - юридический. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Само понятие легитимности возникло в начале XIX века во Франции и означало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление королевской власти как единственно законной в отличие от узурпатора Наполеона. В политологию это понятие, переосмыслив и развив его, ввел немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Осмысливая опыт насильственных революций начала XX века в России и во многих других странах мира, он попытался дать ответ на вопрос, какая власть является наиболее устойчивой. М. Вебер связал устойчивость власти с ее легитимностью. На основании изучения мирового исторического опыта властвования М. Вебер выделил три типа легитимности политической власти:
1) традиционный – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 2) харизматический (персональный) – власть основывается на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром – харизмой). М. Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных деятелей, основателей религий и пророков (Иисуса, Моисея, Магомета и др.). В настоящее время он приписывается в равной мере и к светским деятелям (Наполеон, И.Сталин, Гитлер, Мао-Дзэдун, Фидель Кастро, М.Тэтчер и др.). Это тип власти преобладает в обществах на переломах своей истории, в период социально-экономических и политических потрясений. 3) рационально-легальный тип легитимной власти, когда она узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Личность правителя играет здесь вторичную роль, а главное - сам механизм власти. В начале XX века, по мнению М. Вебера, рационально-легальный тип легитимации власти был только в Англии и США. В современную эпоху подобный тип власти формально существует в большинстве стран мира, в том числе и в России. Кроме того, существует еще идеологический тип легитимности, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей и идеалов, которые ею провозглашены. По мнению видного русского мыслителя В. Кожинова (1930 - 2000), вера народа в идеи и ценности занимала огромное место в легитимации власти в России во все времена ее существования (в том числе и в советский период). Рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными типами и на практике причудливо перемешаны. Так, даже в промышленно развитых и демократически стабильных странах, например в Великобритании, легитимность власти опирается на традиции (институт монархии) и признание результатов выборов. К тому же никакой власти в мире еще не удалось обеспечить абсолютную легитимность.
Признаками падения легитимности власти являются: 1) рост степени принуждения; 2) ограничения прав и свобод; 3) запрещение политических партий и независимой прессы; 4) рост коррупции власти и ее связь с криминалом; 5) низкая экономическая эффективность. В условиях обществ с рыночной экономикой последний признак является наиболее существенным показателем делегитимации. Следовательно, рост благосостояния большинства населения повышает уровень легитимности режима, поскольку снижает конфликтность общества, связанную с неравенством в уровне жизни. Итак, во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимность своей власти и политики, т.е. обеспечение признания и одобрения со стороны подвластных. Главный путь обретения легитимности – проведение политики в интересах большинства. Кроме того, для придания легитимности своей политике правящая элита активно воздействует на сознание людей всеми духовными средствами – идеологическими, правовыми, нравственными, религиозными, эмоционально-психологическими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|