ПМ.01 Диагностическая деятельность. Раздел: Пропедевтика в педиатрии.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ПМ. 01 Диагностическая деятельность. Раздел: Пропедевтика в педиатрии. Тема 1. Особенности сбора анамнеза у детей. Тема 2. Особенности обследования детей разного возраста. Пропедевтика (греч. π ρ ο π α ι δ έ υ ω, предварительно обучаю). Пропедевтика – это область медицины, на которой строится вся работа с пациентами. Эта наука необходима для обследования пациента и выяснения всех признаков (симптомов), связанных с патологией. Внешний вид фельдшера. Вид фельдшера должен быть опрятным, без экстравагантных стилей одежды. Длинные волосы убрать в прическу, косу, пучок. Не надо на работе: носить яркие украшения, применять яркой необычной косметики со стойким запахом. Обследовать ребенка труднее, чем взрослого. Сначала необходимо: - осмотр ребенка в присутствии родителей/представителей родителей; девочек старшего возраста - в присутствии мамы - установить контакт с ребенком и его родителями / представителями - успокоить пациента - создать обстановку взаимного доверия - избегать резких, грубых и необдуманных слов, действий - голос должен быть спокойным, ласковым - руки персонала должны быть чистыми, теплыми, с коротко подстриженными ногтями без украшений, без лака (руки мыть перед каждым осмотром пациента) -прикосновения рук к ребенку легкие - в помещении, где идет осмотр должно быть тихо, достаточное освещение, Т 20-22˚ С (24 - 25˚ С для новорожденных), отсутствие сквозняков; удобная мебель, яркие краски стен, картинки, игрушки для создания положительного эмоционального настроя - неприятные исследования (осмотр зева, ушей, болезненной области) проводить в конце осмотра.
Чтобы исследование ребенка было полным, его необходимо проводить по определенной схеме. Методика исследования ребенка.
жалобы анамнез (история) заболевания (anamnesis morbi) анамнез жизни (anamnesis vitae) в зависимости от возраста ребенка
осмотр пальпация (palpatio) перкуссия (percussio) аускультация (auscultatio) лабораторные данные На основании данных этих методов составляется заключение о поражении органа или системы, т. е. предварительный диагноз. Диагностический процесс начинается со сбораанамнеза (выясняем причины и клинику заболевания). Особенности сбора анамнеза у детей раннего (младшего) возраста (возраст до 3х лет). Во время беседы дети остаются на руках у родителей. У детей собрать анамнез невозможно, поэтому ориентируемся на жалобы родителей, основанные только на наблюдениях за ребенком. У родителей важно тщательно и детально выяснить: особенности течения беременности и родов у матери состояние ребенка в периоде новорожденности вскармливание на 1м году жизни физическое и нервно– психическое развитие (ФР и НПР) Особенности сбора анамнеза у детей старшего, школьного возраста. Ребенок во время беседы обычно ведет себя спокойно, при опросе его можно привлекать к разговору, задавать вопросы. Дети старшего возраста, умеющие говорить, могут высказать жалобы, но не могут правильно проанализировать различные болезненные ощущения. Необходимо критически относится к сведениям, полученным от родителей или от ребенка, выделять важные симптомы болезни, определять последовательность их появления. Схема объективного исследования (status praesens).
Методика исследования нервной системы.
1. Жалобы: - Головная боль и головокружение ( выраженность, продолжительность, время и причины возникновения, связь с положением тела) - Слабость, недомогание, расстройство сна - Нарушение чувствительности (болевой, тактильной, анестезия, гиперестезия) - Изменение речи (замедление, заикание, скандированная речь) - Отставание развития речи - Расстройство сознания - Судороги - Спазмы, тики - Парезы, параличи - Тошнота, рвота - Нарушение координации движений (походка, письмо, прием пищи) - Вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, плохая переносимость душных помещений, чувство жара, приливы) 2. Анамнез – информация о течение беременности, родов (патология, осложнения) у матери; наследственность ребенка, особенности НПР в раннем возрасте; перенесенные заболевания инфекционные; успеваемость и поведение в школе, перегрузка занятиями 3. Осмотр – оценить: - Состояние пациента (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое) - Самочувствие (страдает, не страдает, нарушено, не нарушено) - Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное) или поза при стоянии - Сознание(ясное, затемненное, ступор, сопор, отсутствует) - Настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное) - Выражение лица - Симметрия лица и мимика - Размеры и состояние большого родничка (у грудных детей) - Безусловные рефлексы новорожденных (примитивные, спинальные) - Нервно – психическое развитие
- Менингеальные симптомы: * Ригидность затылочных мышц – положить руку на затылок ребенка (в положении лежа на спине ) и согнуть голову так, чтобы ребенок подбородком достал грудь. При положительной реакции – боль в затылке. *Симптом Кернига – попытаться полностью разогнуть ногу в коленном суставе, согнутую в коленном и тазобедренном суставах. При положительной реакции – боль в спине и невозможность разогнуть ногу.
*Симптом Брудзинского – резко согнуть голову ребенка, положив руки на затылок и грудь При положительной реакции – появляется синхронное сгибание ног в коленных суставах и боль в спине. - Устойчивость в позе Ромберга (пациента просят стоять с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки до полного соприкосновения, при патологии – падает в пораженную сторону) - Симптомы повышенного внутричерепного давления (повышенная возбудимость, беспокойство или адинамия, головная боль или монотонный крик, срыгивание или рвота, выбухание большого родничка, расхождение швов черепа, изменения на глазном дне).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|