Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПМ.01 Диагностическая деятельность. Раздел: Пропедевтика в педиатрии.




ПМ. 01 Диагностическая деятельность. Раздел: Пропедевтика в педиатрии.

Тема 1. Особенности сбора анамнеза у детей.

Тема 2. Особенности обследования детей разного возраста.

Пропедевтика (греч. π ρ ο π α ι δ έ υ ω, предварительно обучаю).

Пропедевтика – это область медицины, на которой строится вся работа с пациентами.

Эта наука необходима для обследования пациента и выяснения всех признаков (симптомов), связанных с патологией.

Внешний вид фельдшера.

Вид фельдшера должен быть опрятным, без экстравагантных стилей одежды. Длинные волосы убрать в прическу, косу, пучок.

Не надо на работе: носить яркие украшения, применять яркой необычной косметики со стойким запахом.

Обследовать ребенка труднее, чем взрослого.

Сначала необходимо:

- осмотр ребенка в присутствии родителей/представителей родителей; девочек старшего возраста - в присутствии мамы

- установить контакт с ребенком и его родителями / представителями

- успокоить пациента

- создать обстановку взаимного доверия

- избегать резких, грубых и необдуманных слов, действий

- голос должен быть спокойным, ласковым

- руки персонала должны быть чистыми, теплыми, с коротко подстриженными

  ногтями   без украшений, без лака (руки мыть перед каждым осмотром пациента)

-прикосновения рук к ребенку легкие

- в помещении, где идет осмотр должно быть тихо, достаточное освещение,

Т 20-22˚ С  (24 - 25˚ С для новорожденных), отсутствие сквозняков; удобная мебель, яркие краски стен, картинки, игрушки для создания положительного эмоционального настроя

- неприятные исследования (осмотр зева, ушей, болезненной области) проводить в конце осмотра.

Чтобы исследование ребенка было полным, его необходимо проводить по определенной схеме.

Методика исследования ребенка.

  1. Субъективныеметоды

жалобы

анамнез (история) заболевания (anamnesis morbi)

анамнез жизни (anamnesis vitae) в зависимости от возраста ребенка

  1. Объективные   методы

 осмотр

пальпация  (palpatio)

перкуссия  (percussio)

аускультация (auscultatio)

лабораторные данные

На основании данных этих методов составляется заключение о поражении органа или системы, т. е. предварительный диагноз.

Диагностический процесс начинается со сбораанамнеза (выясняем причины и клинику заболевания).

Особенности сбора анамнеза у детей раннего (младшего) возраста (возраст до 3х лет).

Во время беседы дети остаются на руках у родителей.

У детей собрать анамнез невозможно, поэтому ориентируемся на жалобы

родителей,   основанные только на наблюдениях за ребенком.

У родителей важно тщательно и детально выяснить:

  особенности течения беременности и родов у матери

  состояние ребенка в периоде новорожденности

  вскармливание на 1м году жизни

физическое и нервно– психическое развитие (ФР и НПР)

Особенности сбора анамнеза у детей старшего, школьного возраста.

Ребенок во время беседы обычно ведет себя спокойно, при опросе его

 можно привлекать к разговору, задавать вопросы.

Дети старшего возраста, умеющие говорить, могут высказать жалобы, но

не могут правильно проанализировать различные болезненные ощущения.

Необходимо критически относится к сведениям, полученным от родителей или

от ребенка, выделять важные симптомы болезни, определять последовательность

их появления.

Схема объективного исследования (status praesens).

  1. Состояние пациента
  2. Положение в постели
  3. Сознание пациента
  4. Нервная система
  5. Кожа и видимые слизистые оболочки, подкожно–жировой слой
  6. Мышечная система
  7. Костная система
  8. Лимфатическая система
  9. Система органов дыхания
  10. Сердечно – сосудистая система
  11. Желудочно – кишечная система
  12. Мочевыделительная система
  13. Эндокринная система
  14. Антропометрия (измерение массы тела, роста, окружности грудной клетки), оценка физического развития

Методика исследования нервной системы.

1. Жалобы:

- Головная боль и головокружение

( выраженность, продолжительность, время и причины возникновения, связь с положением тела)

- Слабость, недомогание, расстройство сна

- Нарушение чувствительности

(болевой, тактильной, анестезия, гиперестезия)

- Изменение речи

(замедление, заикание, скандированная речь)

- Отставание развития речи

- Расстройство сознания

- Судороги

- Спазмы, тики

- Парезы, параличи

- Тошнота, рвота

- Нарушение координации движений

 (походка, письмо, прием пищи)

- Вегетативные нарушения

(потливость, сердцебиение, плохая переносимость душных помещений,

чувство жара, приливы)

2. Анамнез – информация о течение беременности, родов (патология,

осложнения) у матери; наследственность ребенка, особенности НПР в раннем возрасте;

перенесенные заболевания инфекционные; успеваемость и поведение в школе, перегрузка занятиями

3. Осмотр – оценить:

- Состояние пациента (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое)

- Самочувствие (страдает, не страдает, нарушено, не нарушено)

- Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное) или поза при стоянии

- Сознание(ясное, затемненное, ступор, сопор, отсутствует)

- Настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное)

- Выражение лица

- Симметрия лица и мимика

- Размеры и состояние большого родничка (у грудных детей)

- Безусловные рефлексы новорожденных (примитивные, спинальные)

- Нервно – психическое развитие

 

- Менингеальные симптомы:

* Ригидность затылочных мышц – положить руку на затылок ребенка (в положении лежа на спине ) и согнуть голову так, чтобы ребенок подбородком достал грудь.

При положительной реакции – боль в затылке.

*Симптом Кернига – попытаться полностью разогнуть ногу в коленном суставе, согнутую в коленном и тазобедренном суставах.

При положительной реакции – боль в спине и невозможность разогнуть ногу.

*Симптом Брудзинского – резко согнуть голову ребенка, положив руки на затылок и грудь

При положительной реакции – появляется синхронное сгибание ног в коленных суставах и боль в спине.

- Устойчивость в позе Ромберга

(пациента просят стоять с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки до полного соприкосновения, при патологии – падает в пораженную сторону)

- Симптомы повышенного внутричерепного давления

(повышенная возбудимость, беспокойство или адинамия, головная боль или монотонный крик, срыгивание или рвота, выбухание большого родничка, расхождение швов черепа, изменения на глазном дне).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...