Безусловные рефлексы новорожденных.
Безусловные рефлексы новорожденных.
1. рефлекс Робинсона (хватательный) – при прикосновении к ладони ребенка он охватывает плотно пальцы, так что ребенка можно приподнять вверх. Исчезает рефлекс к 2 – 4 месяцам.
2. рефлекс Моро (охватывания) – при ударе по поверхности, где лежит ребенок, он отводит руки, а затем возвращает их в исходное положение. Исчезает в 4 месяца. 3. рефлекс Бауэра (ползания) – ребенок лежит на животе и пытается ползти, отталкивается от поверхности, когда к его подошвам подставить ладонь. Исчезает к 4 месяцам. 4. рефлекс Бабкина (ладонно- ротовой) – надавить большими пальцами на ладони ребенка, при этом он откроет рот и согнет голову.
5. Поисковый рефлекс – при поглаживании угла рта (не касаясь губ) происходит опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя (если поглаживание нижней губы, то открывается рот, опускается нижняя челюсть, наклоняется голова кпереди).
6. Хоботковый рефлекс - при быстрых коротких ударах по губам, они вытягиваются в виде хоботка.
7. Сосательный рефлекс – при помещении в рот ребенка соски, он начинает совершать активные, ритмичные сосательные движения.
8. Защитный рефлекс – при выкладывании ребенка на живот, он поворачивает голову в сторону.
9. Опоры рефлекс – при поддержке под мышки и фиксации головки, если ребенка поставить на опору, он упирается в нее полной стопой и как бы стоит на полусогнутых ногах с выпрямленным туловищем. 10. Рефлекс автоматической ходьбы
Оценка состояния пациента. Удовлетворительное – ясное сознание, активное поведение, интоксикации нет или признаки не значимы, функциональных нарушений систем организма нет.
Средней тяжести – ясное сознание, снижение активности, наличие отчетливых признаков интоксикации и функциональных нарушений систем организма. Тяжелое – различные стадии нарушения сознания, выраженный синдром интоксикации, декомпенсация функций систем организма. Крайне тяжелое – усугубление признаков тяжелого состояния, угроза жизни ребенка.
Оценка активности пациента. Активное положение – ребенок занимает непринужденную позу, легко меняет свое положение, совершает активные движения. Пассивное положение – без посторонней помощи ребенок не может изменить своего положения. Вынужденное положение – для облегчения своего состояния ребенок принимает какое-то особенное положение (например, менингит, приступ бронхиальной астмы (БА). Ограничение режима по терапевтическим показаниям не является пассивным положением пациента. Оценка сознания пациента. Ясное – ребенок легко ориентируется во времени и пространстве. Сомнолентное – реакция на окружающих есть, но она замедлена или понижена, на вопросы отвечает вяло. Сопорозное – реакции на окружающих нет, сохранена реакция на болевые раздражения. Кома – потеря сознания. Методика исследования кожи и подкожно-жировой клетчатки. 1. Жалобы: Изменение цвета, температуры, влажности кожи Появление элементов сыпи Увеличение подкожно – жировой складки 2. Осмотр ребенка проводится в раздетом виде в теплом светлом помещении: - кожные складкиза ушными раковинами, на шее, в подмышечных впадинах, в паховых складках, на бедрах, в межпальцевых промежутках; - цвет кожных покровов, - наличие патологических элементов (характеристика); - наличие или отсутствие подкожной венозной сети на животе, голове, спине; - равномерностьраспределения подкожно-жировой клетчатки.
Примечание: морфологические элементы кожи – это внешнее выражение патологического процесса, происходящего в коже. Условно делятся на: А. Первичные – пятно, папула, бугорок, узел, волдырь, пузырек, пузырь, гнойничок Б. Вторичные – чешуйка, гиперпигментация, депигментация, корка, язва, эрозия, рубец, атрофия. Характеристика патологических элементов: - времяпоявления - количество - форма - цвет 3. Пальпация – руки обследующего должны быть сухими, чистыми. Пальпация проводится осторожно, не причиняя боли ребенку. При пальпации определяют: - эластичность - влажность и температуру кожи - тургор мягких тканей - толщину подкожно-жирового слоя (норма 1, 0 – 1, 5 см, макс. 2 см) - эндотелиальные пробы (симптом жгута, щипка) - дермографизм
Эндотелиальные пробы. Симптом жгута – наложить резиновый жгут на среднюю треть плеча (прекратить венозный кровоток без нарушения артериального кровотока). Через 3 – 5 минут осмотреть кожу в области локтевого сгиба. При патологии – ниже места наложения жгута появляются 4 – 5 петехиальных элемента. Симптом щипка – захватить кожную складку (без подкожно – жирового слоя) на передней или боковой поверхности груди большим и указательным пальцами обеих рук на расстоянии между пальцами 2 – 3 см и сдавить с умеренной силой. При патологии – на месте щипка появляются точечные кровоизлияния.
Дермографизм. Это ответная реакция со стороны сосудов кожи, получающаяся при механическом раздражении (например - кожи груди тупым концом ручки) В норме – штрихи розового цвета. При симпатотонической реакции – белые штрихи (белый дермографизм) При ваготонической реакции – красные штрихи (красный дермографизм)
Методика исследования мышечной системы. 1. Жалобы: Вялость, гипотоничность мышц Ограничение движений головы, рук, ног Нет захвата игрушек руками Предпочтительное положение ребенка только на спине или животе «Косое» положение туловища, лежа на спине 2. Осмотр: Во время осмотра отмечают: - Степень развития мышц (слабое, среднее, хорошее), рельеф мышц хорошо определяется после 5 лет - Видимые пороки развития (кривошея, грыжи и т. д. )
- Состояние мышечного тонуса по позе и положению конечностей у детей 1х месяцев жизни (в норме конечности должны быть согнуты и приведены к туловищу – гипертонус мышц сгибателей) 3. Пальпация: Проводится в положении лежа, пальпируют мышцы рук и ног, туловища, шеи в состоянии покоя(уплотнения, участки атрофии); Определяют тонусмышц конечностей (нормальный, гипотония, гипертония); Определяют силумышц (соответствует возрасту, снижена)
Тонус мышц – это субъективное ощущение, получаемое исследователем при пассивном сгибании и разгибании конечности ребенка.
Сила мышц – определяется ориентировочно по степени усилия, которое необходимо для противодействия какому – либо активному движению ребенка (у детей раннего возраста – при попытке отнять игрушку, у детей старшего возраста – путем рукопожатия или проведение динамометрии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|