Перкуторные звуки. 6. Аускультация. Дыхательные шумы. Дополнительные дыхательные шумы (хрипы). 7. Осмотр зева. 8.Пульсоксиметрия – сатурация кислорода Sat O2>95%.
Перкуторные звуки. 1. Ясный легочный звук – над неизменнойлегочной тканью 2. Тупой (бедренный) звук – тихий короткий звук, в норме – над печенью, сердцем, селезенкой, трубчатыми костями 3. Укороченный или притупленныйзвук – при уменьшении воздушности легочной ткани (ателектаз, опухоль, воспалительный процесс) 4. Тимпанический звук – громкий низкий длительный при повышении воздушности легочной ткани, над полостями, в норме – верхний отдел желудка 5. Коробочный звук – при повышении воздушности легочной ткани (бронхиальная астма, обструктивный бронхит)
6. Аускультация
Общие правила аускультации: - Проводить в положении пациента сидя, стоя, лежа, освободив грудную клетку от одежды - Предварительно согретую звуковую воронку ставить только в межреберье, перпендикулярно к поверхности тела - В одном месте выслушивать 2 – 3 дыхательных движения - По всем линиям и во всех точках на симметричных участках, сравнивая левую и правую стороны
Дыхательные шумы. 1. Везикулярное дыхание – основнойдыхательный шум у здоровыхдетей. Вдох выслушивается лучше выдоха. 2. Пуэрильное дыхание – громкое везикулярное дыхание у здоровых детей до 2 – 3х лет. Хорошо выслушивается вдох и выдох. 3. Жесткое дыхание – резко усиленное везикулярное дыхание (при бронхитах, бронхиальной астме) 4. Ослабленное везикулярное дыхание – у здоровых детей в возрасте до 6 месяцев, у недоношенных детей; при ожирении, ателектазах, пневмонии 5. Бронхиальное дыхание - характерен грубый оттенок, преобладание выдоха над вдохом, выслушивается в случае уплотнения легочной ткани и сохраненной проходимости бронхов (при пневмонии, туберкулезном бронхоадените);
В норме выслушивается над гортанью, трахеей, областью крупных бронхов, над шеей.
Дополнительные дыхательные шумы (хрипы). 1. Сухие: - гудящие (над бронхами крупного калибра) - жужжащие (над бронхами среднего калибра) - свистящие (над бронхами мелкого калибра), музыкальные 2. Влажные: - мелкопузырчатые - среднепузырчатые - крупнопузырчатые
Крепитация - характерны множественные потрескивания в конце вдоха (хруст пучка волос у уха, разминаемые пальцами). Возникает только на высоте вдоха.
Шум трения плевры – выслушивается на вдохе и выдохе в виде шелеста бумаги, хруста снега. Чаще выслушивается в нижнебоковых отделах грудной клетки. Характерно при плевритах.
ЧДД по возрастам: Новорожденный – 40 в минуту 6 месяцев – 35 в минуту 12 месяцев – 30 в минуту 5 лет – 25 в минуту 10 лет – 20 в минуту Старше 10 лет – 16 – 18 в минуту
Подсчет ЧДД в покое строго за 1 минуту! У новорожденных и детей раннего возраста можно пользоваться для подсчета ЧДД мягким стетоскопом, поднеся его к носу. У старших детей – руку положить на границу грудной клетки и брюшной полости (область эпигастрия), подсчет дыхательных движений.
У здоровых детей до года соотношение дыхания к пульсу 1: 3 – 3, 5; после года 1: 4 Тип дыхания зависит от возраста ребенка. Новорожденный - тип дыхания диафрагмальный До 1 года - брюшной тип дыхания 1-2 года - смешанный С 7 лет у мальчиков - брюшной, у девочек - грудной
7. Осмотр зева. Зев – это пространство, ограниченное мягким небом сверху, с боков – небными дужками, снизу – корнем языка. Выражение «гиперемия зева» является неправильным, т. к. пространство не может быть окрашено.
Правила осмотра зева. - Повернуть ребенка лицом к свету - Левую руку положить на теменную область так, чтобы большой палец располагался на лбу
- Шпатель необходимо держать как «писчее перо» - При крепко сжатых зубах провести шпатель в ротовую полость по боковой поверхности десен до места окончания зубов и осторожно повернуть ребром - Шпателем плашмя нажать на корень языка и быстро осмотреть дужки, язычок, миндалины, заднюю стенку глотки. При осмотре миндалин обращают внимание на: - величину - состояние поверхности - консистенцию - цвет слизистой оболочки - наличие рубцов, налетов, гнойных пробок Нормальные миндалины – по цвету не отличаются от окружающих их слизистой оболочки, не выступают из – за дужек, имеют гладкую поверхность, одинаковы по величине.
8. Пульсоксиметрия – сатурация кислорода Sat O2> 95%.
Методика исследования сердечно-сосудистой системы.
1. Жалобы: - быстрая утомляемость - одышка (характер, связь с физической нагрузкой) - цианоз - сердцебиение - боли в области сердца - кровохарканье 2. Анамнез: - течение беременности (особенно в 1 триместре) - профессиональные вредности - время появления первых симптомов (врожденная или приобретенная патология) - простудные заболевания - очаги хронической инфекции - отставание в физическом развитии 3. Осмотр: внимание на: - положение в постели (вынужденное, полусидя, сидя) - цвет кожи и видимых слизистых (бледность, цианоз общий, акроцианоз, мраморность, гиперемия) - наличие отеков (локализация) - деформация пальцев рук и ногтей («барабанные палочки», «часовые стекла») - деформация грудной клетки («сердечный горб») - видимые пульсации сердца и сосудов 4. Пальпация: оценивают состояние области сердца, для этого определяют: - расположение верхушечного и сердечного толчков, положив ладонь на область сердца (основание кисти обращено к грудине, а пальцы – к подмышечной области) - симптом «кошачьего мурлыканья» - систолическое или диастолическое дрожание грудной клетки, определяется при тяжелой патологии - пульс, в покое за 1 минуту, 3 - 4 пальца на лучевую артерию у старших детей (старше 2- х лет); у новорожденных, 1 года жизни – на височной артерии, плечевой, старше 1 года – на сонной, 2 – 3 пальца 5. Перкуссия – проводится в положении пациента лежа и стоя Правила проведения перкуссии сердца:
- перкутируют тихо - палец располагают строго параллельно определяемой границе сердца - направляют перкуссионные удары всегда строго спереди назад - используют непосредственную или опосредованную перкуссию - перкутируют от ясного легочного (легкие) к притупленному (сердце) звуку по межреберьям - определяют границы относительной сердечной тупости Определяется 3 границы: - Правая в 2 этапа 1 этап – определить границу печеночной тупости: для этого палец – плессиметр поставить в 3 межреберье справа параллельно ребрам и перкутировать по среднеключичной линии 2 этап – определить правую границу сердца: для этого палец – плессиметр поставить на 1 ребро выше найденной границы печеночной тупости, расположив перпендикулярно ребрам и перкутировать по направлению к грудине - Левая: найти верхушечный толчок, поместить палец перпендикулярно к ребрам и перкутировать от среднеподмышечной линии по направлению к среднеключичной линии - Верхняя: палец расположить под ключицей параллельно ребрам и перкутировать по среднеключичной линии, смещая палец вниз до появления легкого притупления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|