Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перкуторные звуки. 6. Аускультация. Дыхательные шумы. Дополнительные дыхательные шумы (хрипы). 7. Осмотр зева. 8.Пульсоксиметрия – сатурация кислорода Sat O2>95%.




Перкуторные звуки.

1. Ясный легочный звук – над неизменнойлегочной тканью

2. Тупой (бедренный) звук – тихий короткий звук, в норме – над печенью, сердцем, селезенкой, трубчатыми костями

3. Укороченный или притупленныйзвук при уменьшении воздушности легочной ткани (ателектаз, опухоль, воспалительный процесс)

4. Тимпанический звук – громкий низкий длительный при повышении воздушности легочной ткани, над полостями, в норме – верхний отдел желудка

5. Коробочный звук – при повышении воздушности легочной ткани (бронхиальная астма, обструктивный бронхит)

 

6. Аускультация

 

Общие правила аускультации:

- Проводить в положении пациента сидя, стоя, лежа, освободив грудную клетку от одежды

- Предварительно согретую звуковую воронку ставить только в межреберье, перпендикулярно к поверхности тела

- В одном месте выслушивать 2 – 3 дыхательных движения

- По всем линиям и во всех точках на симметричных участках, сравнивая левую и правую стороны

 

Дыхательные шумы.

1. Везикулярное дыхание – основнойдыхательный шум у здоровыхдетей. Вдох выслушивается лучше выдоха.

2. Пуэрильное дыхание – громкое везикулярное дыхание у здоровых детей до 2 – 3х лет. Хорошо выслушивается вдох и выдох.

3. Жесткое дыхание – резко усиленное везикулярное дыхание (при бронхитах, бронхиальной астме)

4. Ослабленное везикулярное дыхание – у здоровых детей в возрасте до 6 месяцев, у недоношенных детей; при ожирении, ателектазах, пневмонии

5. Бронхиальное дыхание - характерен грубый оттенок, преобладание выдоха над вдохом, выслушивается в случае уплотнения легочной ткани и сохраненной проходимости бронхов (при пневмонии, туберкулезном бронхоадените);

В норме выслушивается над гортанью, трахеей, областью крупных бронхов, над шеей.

 

Дополнительные дыхательные шумы (хрипы).

1. Сухие:

- гудящие (над бронхами крупного калибра)

- жужжащие (над бронхами среднего калибра)

- свистящие (над бронхами мелкого калибра), музыкальные

2. Влажные:

- мелкопузырчатые

- среднепузырчатые

- крупнопузырчатые

 

Крепитация - характерны множественные потрескивания в конце вдоха (хруст пучка волос у уха, разминаемые пальцами). Возникает только на высоте вдоха.

 

Шум трения плевры – выслушивается на вдохе и выдохе в виде шелеста бумаги, хруста снега. Чаще выслушивается в нижнебоковых отделах грудной клетки.

Характерно при плевритах.

 

ЧДД по возрастам:

Новорожденный – 40 в минуту

6 месяцев – 35 в минуту

12 месяцев – 30 в минуту

5 лет – 25 в минуту

10 лет – 20 в минуту

Старше 10 лет – 16 – 18 в минуту

 

Подсчет ЧДД в покое строго за 1 минуту!

У новорожденных и детей раннего возраста можно пользоваться для подсчета ЧДД мягким стетоскопом, поднеся его к носу.

У старших детей – руку положить на границу грудной клетки и брюшной полости (область эпигастрия), подсчет дыхательных движений.

 

У здоровых детей до года соотношение дыхания к пульсу 1: 3 – 3, 5;

после года 1: 4

Тип дыхания зависит от возраста ребенка.

Новорожденный - тип дыхания диафрагмальный

До 1 года - брюшной тип дыхания

1-2 года - смешанный

С 7 лет у мальчиков - брюшной, у девочек - грудной

 

7. Осмотр зева.

Зев – это пространство, ограниченное мягким небом сверху, с боков – небными дужками, снизу – корнем языка. Выражение «гиперемия зева» является неправильным, т. к. пространство не может быть окрашено.

 

Правила осмотра зева.

- Повернуть ребенка лицом к свету

- Левую руку положить на теменную область так, чтобы большой палец располагался на лбу

- Шпатель необходимо держать как «писчее перо»

- При крепко сжатых зубах провести шпатель в ротовую полость по боковой поверхности десен до места окончания зубов и осторожно повернуть ребром

- Шпателем плашмя нажать на корень языка и быстро осмотреть дужки, язычок, миндалины, заднюю стенку глотки.

При осмотре миндалин обращают внимание на:

- величину

- состояние поверхности

- консистенцию

- цвет слизистой оболочки

- наличие рубцов, налетов, гнойных пробок

Нормальные миндалины – по цвету не отличаются от окружающих их слизистой оболочки, не выступают из – за дужек, имеют гладкую поверхность, одинаковы по величине.

 

8. Пульсоксиметрия – сатурация кислорода Sat O2> 95%.

 

Методика исследования сердечно-сосудистой системы.

 

1. Жалобы:

- быстрая утомляемость

- одышка (характер, связь с физической нагрузкой)

- цианоз

- сердцебиение

- боли в области сердца

- кровохарканье

2. Анамнез:

- течение беременности (особенно в 1 триместре)

- профессиональные вредности

- время появления первых симптомов (врожденная или приобретенная патология)

- простудные заболевания

- очаги хронической инфекции

- отставание в физическом развитии

3. Осмотр: внимание на:

- положение в постели (вынужденное, полусидя, сидя)

- цвет кожи и видимых слизистых (бледность, цианоз общий, акроцианоз, мраморность, гиперемия)

- наличие отеков (локализация)

- деформация пальцев рук и ногтей («барабанные палочки», «часовые стекла»)

- деформация грудной клетки («сердечный горб»)

- видимые пульсации сердца и сосудов

4. Пальпация: оценивают состояние области сердца, для этого определяют:

- расположение верхушечного и сердечного толчков, положив ладонь на область сердца (основание кисти обращено к грудине, а пальцы – к подмышечной области)

- симптом «кошачьего мурлыканья» - систолическое или диастолическое дрожание грудной клетки, определяется при тяжелой патологии

- пульс, в покое за 1 минуту, 3 - 4 пальца на лучевую артерию у старших детей (старше 2- х лет); у новорожденных, 1 года жизни – на височной артерии, плечевой, старше 1 года – на сонной, 2 – 3 пальца

5. Перкуссия – проводится в положении пациента лежа и стоя

Правила проведения перкуссии сердца:

- перкутируют тихо

- палец располагают строго параллельно определяемой границе сердца

- направляют перкуссионные удары всегда строго спереди назад

- используют непосредственную или опосредованную перкуссию

- перкутируют от ясного легочного (легкие) к притупленному (сердце) звуку по межреберьям

- определяют границы относительной сердечной тупости

Определяется 3 границы:

- Правая в 2 этапа

1 этап – определить границу печеночной тупости: для этого палец – плессиметр поставить в 3 межреберье справа параллельно ребрам и перкутировать по среднеключичной линии

2 этап – определить правую границу сердца: для этого палец – плессиметр поставить на 1 ребро выше найденной границы печеночной тупости, расположив перпендикулярно ребрам и перкутировать по направлению к грудине

- Левая: найти верхушечный толчок, поместить палец перпендикулярно к ребрам и перкутировать от среднеподмышечной линии по направлению к среднеключичной линии

- Верхняя: палец расположить под ключицей параллельно ребрам и перкутировать по среднеключичной линии, смещая палец вниз до появления легкого притупления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...