Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика исследования костной системы.




Методика исследования костной системы.

1. Жалобы:

Боли в костях, суставах

Припухлость, отечность суставов

Ограничение подвижности

Утренняя скованность

2. Осмотр: определяют

- Форму головы, соотношение мозговой и лицевой части;

- Количество и состояние зубов;

- Форму грудной клетки

(плоская – надчревный угол острый, цилиндрическая – надчревный угол прямой, коническая – надчревный угол тупой)

 наличие деформаций (асимметрия, килевидная, воронкообразная, бочкообразная)

- Состояние позвоночника (наличие боковых искривлений – сколиозы, определяют по расположению лопаток, плеч, сосков, форме поясничного треугольника)

- Форму конечностей (О и Х - образные)

- Форму суставов

- Форму стопы (деформация стопы – уплощение свода  - плоскостопие;

У детей до 2 - х лет может быть норма.

Для выявления плоскостопия используют метод плантографии (отпечаток стопы)

3. Пальпация – проводится одновременно с осмотром:

Голова – руки располагаются так, чтобы большие пальцы находятся на лбу,

 а ладони – на височных областях, определяют состояниетеменных и

затылочных   костей, родничков, швов.

Большой родничок в виде ромба, может иметь различные размеры, в среднем 2 х 2, 5 см, измерение проводится от края лобной до края теменной кости.

Закрывается большой родничок в 12 – 18 месяцев в норме, в последние годы нередко в 9 – 10 месяцев.

 

Грудная клетка– сжимая с боков, определяют податливость, эластичность, утолщения на ребрах.

 

Суставы – определяют

- размеры в см,

- температуру,

- болезненность,

- объем пассивных и активных движений.

Прорезывание молочных зубов с 6-7 месяцев жизни

1 год – 8 зубов

2 года – 20 зубов

Зубная формула: N– 4, N – число месяцев

Смена молочных зубов на постоянные – с 5 – 6 лет до 11-12 лет.

 

Методика исследования лимфатической системы.

1. Осмотр всех групп лимфатических узлов и оценку состояния кожи над ними проводят при хорошем дневном освещении

2. Пальпация производится 4 пальцами движениями, подобными катанию:

1. Затылочные л/у (собирают лимфу с волосистой части головы, шеи): расположить руки на затылке, провести поиск л/у круговыми движениями пальцев по затылочной кости

2. Подбородочные л/у (собирают лимфу с кожи подбородка, губ, слизистой полости рта)

Проводить 3м пальцем по подбородочной области при легком наклоне головы вперед и вниз

3. Подчелюстные л/у (собирают лимфу со слизистой оболочки полости рта, зева):

Одну руку положить на теменную область головы так, чтобы большой палец находился на лбу; слегка наклонить голову ребенка вперед и на исследуемую сторону; 4 мя пальцами полусогнутой кисти другой руки провести легкую пальпацию под нижней челюстью (как бы извлекая л/у из подчелюстной области). Повторить исследование на другой стороне.

4. Передне и заднешейные л/у (собирают лимфу с кожи лица, околоушных слюнных желез, со слизистой оболочки носоглотки, зева, шеи)

Повернуть и наклонить голову ребенка в противоположную исследованию сторону для лучшего контурирования грудино – ключично – сосцевидной мышцы; пальпировать по переднему и заднему краю данной мышцы. Повторить исследование на противоположной стороне.

5. Подмышечные л/у (собирают лимфу с кожи верхних конечностей): отвести руку ребенка в сторону, ввести направленные вверх пальцы глубоко в подмышечную впадину, прижать их к грудной клетке, опустить руку ребенка; производить пальпацию скользящими вниз по грудной клетке движениями.

Повторить исследование на другой стороне.

6. Локтевые л/у (собирают лимфу с кожи верхних конечностей): одной рукой взять кисть ребенка (положение «пожатие руки при встрече»); другой рукой (указательным и средним пальцами) прощупать л/у в области локтя и несколько выше

7. Паховые л/у (собирают лимфу с кожи нижних конечностей, живота, ягодиц):

Определить по ходу паховых складок

8. Подколенные л/у – пальпация подколенных ямок (в норме л/у не определяются)

 

При описании л/у определяют:

Величину в см

Количество (единичные, множественные)

Консистенцию (мягкие, эластичные, плотные и т. д. )

Подвижность, отношение к коже и окружающим тканям (спаяны или нет)

Чувствительность (болезненные, безболезненные)

 

У здоровых детей пальпируются только подчелюстные, подмышечные, паховые л/у.

Величина до 1 см, единичные, мягкие, эластичные, подвижные, не спаяны с окружающей тканью, безболезненные.

 

 

Методика исследования органов дыхания.

  1. Жалобы:

- кашель(сухой, влажный, грубый, болезненный), время его появления (утром, днем, вечером, ночью, во время засыпания), характер (редкий, частый, приступообразный)

- насморк (серозные, слизисто – серозные, слизисто – гнойные, сукровичные выделения)

- мокрота (количество, характер, цвет, как отделяется)

- боли в груди и спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем, иррадиация)

2. Анамнез: выяснить склонность к простудным заболеваниям; перенесенные заболевания органов дыхания в прошлом; аллергологический анамнез; контакт с больными туберкулезом, коклюшем, ОРВИ, Covid 19.

3. Осмотр:

Лицо цвет кожи вокруг рта, участие в акте дыхания крыльев носа, наличие отделяемого из носа

Грудная клетка – форма, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, втяжение межреберий, симметричность движения лопаток при дыхании

Наличие одышки – ее характер, частота дыхания (ЧДД)

Пальцы и ногти– деформация («часовые стекла», «барабанные палочки»), акроцианоз

Голос – осиплость, охриплость, афония

4. Пальпация – проводится 2 руками:

  - определить поверхностную и глубокую болезненность,

  - определить толщину мягких тканей на симметричных участках грудной клетки

  - определить наличие «голосового дрожания»

  (для этого руки положить на симметричные участки грудной клетки и

    попросить ребенка произнести слова «тридцать три», у малышей – во время крика)

 

  5. Перкуссия – важно придать ребенку правильное положение, обеспечивающее симметричность грудной клетки.

Правила проведения сравнительной перкуссии:

Проводится чистыми, теплыми руками, на руках не должно быть длинных ногтей и колец.

Проводить в полной тишине, разговоры с пациентом и коллегами недопустимы.

Проводить при ровном, спокойном дыхании пациента (иначе изменится перкуторный звук).

У маленьких детей, при невозможности их успокоить, удары наносить быстро в момент вдоха.

Маленьких детей можно перкутировать на руках родителей, освободив грудную клетку от одежды (ребенок находится лицом к груди матери или отца).

Положение исследователя:

При перкуссии спереди – по правую руку от пациента

При перкуссии сзади – по левую руку от пациента

Положение пальца – плессиметра:

- при перкуссии спереди и сбоку палец располагается параллельно ключице и ребрам

- при перкуссии надлопаточной и подлопаточной областей – горизонтально, межлопаточной области – параллельно позвоночнику

Положение пациента во время исследования:

При перкуссии спереди пациент должен опустить руки, расслабить мышцы верхних конечностей

При перкуссии сзади – голова пациента опущена вперед, руки сведены впереди, держится ими за плечи

При перкуссии сбоку – пациент запрокидывает руки назад и кладет ладони на затылок

1. Проводить строго в симметричных участках

2. Последовательность:

Спереди– сначала верхушки легких, затем ключицы, подключичная область и ниже до сердечной тупости слева и печеночной справа

Сбоку– по передней и средней подмышечной линиям

Сзади– надлопаточная область, межлопаточное пространство, ниже угла лопатки по лопаточной линии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...