Методика исследования костной системы.
Методика исследования костной системы. 1. Жалобы: Боли в костях, суставах Припухлость, отечность суставов Ограничение подвижности Утренняя скованность 2. Осмотр: определяют - Форму головы, соотношение мозговой и лицевой части; - Количество и состояние зубов; - Форму грудной клетки (плоская – надчревный угол острый, цилиндрическая – надчревный угол прямой, коническая – надчревный угол тупой) наличие деформаций (асимметрия, килевидная, воронкообразная, бочкообразная) - Состояние позвоночника (наличие боковых искривлений – сколиозы, определяют по расположению лопаток, плеч, сосков, форме поясничного треугольника) - Форму конечностей (О и Х - образные) - Форму суставов - Форму стопы (деформация стопы – уплощение свода - плоскостопие; У детей до 2 - х лет может быть норма. Для выявления плоскостопия используют метод плантографии (отпечаток стопы) 3. Пальпация – проводится одновременно с осмотром: Голова – руки располагаются так, чтобы большие пальцы находятся на лбу, а ладони – на височных областях, определяют состояниетеменных и затылочных костей, родничков, швов. Большой родничок в виде ромба, может иметь различные размеры, в среднем 2 х 2, 5 см, измерение проводится от края лобной до края теменной кости. Закрывается большой родничок в 12 – 18 месяцев в норме, в последние годы нередко в 9 – 10 месяцев.
Грудная клетка– сжимая с боков, определяют податливость, эластичность, утолщения на ребрах.
Суставы – определяют - размеры в см, - температуру, - болезненность, - объем пассивных и активных движений. Прорезывание молочных зубов с 6-7 месяцев жизни 1 год – 8 зубов 2 года – 20 зубов
Зубная формула: N– 4, N – число месяцев Смена молочных зубов на постоянные – с 5 – 6 лет до 11-12 лет.
Методика исследования лимфатической системы. 1. Осмотр всех групп лимфатических узлов и оценку состояния кожи над ними проводят при хорошем дневном освещении 2. Пальпация производится 4 пальцами движениями, подобными катанию: 1. Затылочные л/у (собирают лимфу с волосистой части головы, шеи): расположить руки на затылке, провести поиск л/у круговыми движениями пальцев по затылочной кости 2. Подбородочные л/у (собирают лимфу с кожи подбородка, губ, слизистой полости рта) Проводить 3м пальцем по подбородочной области при легком наклоне головы вперед и вниз 3. Подчелюстные л/у (собирают лимфу со слизистой оболочки полости рта, зева): Одну руку положить на теменную область головы так, чтобы большой палец находился на лбу; слегка наклонить голову ребенка вперед и на исследуемую сторону; 4 мя пальцами полусогнутой кисти другой руки провести легкую пальпацию под нижней челюстью (как бы извлекая л/у из подчелюстной области). Повторить исследование на другой стороне. 4. Передне и заднешейные л/у (собирают лимфу с кожи лица, околоушных слюнных желез, со слизистой оболочки носоглотки, зева, шеи) Повернуть и наклонить голову ребенка в противоположную исследованию сторону для лучшего контурирования грудино – ключично – сосцевидной мышцы; пальпировать по переднему и заднему краю данной мышцы. Повторить исследование на противоположной стороне. 5. Подмышечные л/у (собирают лимфу с кожи верхних конечностей): отвести руку ребенка в сторону, ввести направленные вверх пальцы глубоко в подмышечную впадину, прижать их к грудной клетке, опустить руку ребенка; производить пальпацию скользящими вниз по грудной клетке движениями. Повторить исследование на другой стороне. 6. Локтевые л/у (собирают лимфу с кожи верхних конечностей): одной рукой взять кисть ребенка (положение «пожатие руки при встрече»); другой рукой (указательным и средним пальцами) прощупать л/у в области локтя и несколько выше
7. Паховые л/у (собирают лимфу с кожи нижних конечностей, живота, ягодиц): Определить по ходу паховых складок 8. Подколенные л/у – пальпация подколенных ямок (в норме л/у не определяются)
При описании л/у определяют: Величину в см Количество (единичные, множественные) Консистенцию (мягкие, эластичные, плотные и т. д. ) Подвижность, отношение к коже и окружающим тканям (спаяны или нет) Чувствительность (болезненные, безболезненные)
У здоровых детей пальпируются только подчелюстные, подмышечные, паховые л/у. Величина до 1 см, единичные, мягкие, эластичные, подвижные, не спаяны с окружающей тканью, безболезненные.
Методика исследования органов дыхания.
- кашель(сухой, влажный, грубый, болезненный), время его появления (утром, днем, вечером, ночью, во время засыпания), характер (редкий, частый, приступообразный) - насморк (серозные, слизисто – серозные, слизисто – гнойные, сукровичные выделения) - мокрота (количество, характер, цвет, как отделяется) - боли в груди и спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем, иррадиация) 2. Анамнез: выяснить склонность к простудным заболеваниям; перенесенные заболевания органов дыхания в прошлом; аллергологический анамнез; контакт с больными туберкулезом, коклюшем, ОРВИ, Covid 19. 3. Осмотр: Лицо – цвет кожи вокруг рта, участие в акте дыхания крыльев носа, наличие отделяемого из носа Грудная клетка – форма, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, втяжение межреберий, симметричность движения лопаток при дыхании Наличие одышки – ее характер, частота дыхания (ЧДД) Пальцы и ногти– деформация («часовые стекла», «барабанные палочки»), акроцианоз Голос – осиплость, охриплость, афония 4. Пальпация – проводится 2 руками: - определить поверхностную и глубокую болезненность, - определить толщину мягких тканей на симметричных участках грудной клетки - определить наличие «голосового дрожания» (для этого руки положить на симметричные участки грудной клетки и
попросить ребенка произнести слова «тридцать три», у малышей – во время крика)
5. Перкуссия – важно придать ребенку правильное положение, обеспечивающее симметричность грудной клетки. Правила проведения сравнительной перкуссии: Проводится чистыми, теплыми руками, на руках не должно быть длинных ногтей и колец. Проводить в полной тишине, разговоры с пациентом и коллегами недопустимы. Проводить при ровном, спокойном дыхании пациента (иначе изменится перкуторный звук). У маленьких детей, при невозможности их успокоить, удары наносить быстро в момент вдоха. Маленьких детей можно перкутировать на руках родителей, освободив грудную клетку от одежды (ребенок находится лицом к груди матери или отца). Положение исследователя: При перкуссии спереди – по правую руку от пациента При перкуссии сзади – по левую руку от пациента Положение пальца – плессиметра: - при перкуссии спереди и сбоку палец располагается параллельно ключице и ребрам - при перкуссии надлопаточной и подлопаточной областей – горизонтально, межлопаточной области – параллельно позвоночнику Положение пациента во время исследования: При перкуссии спереди пациент должен опустить руки, расслабить мышцы верхних конечностей При перкуссии сзади – голова пациента опущена вперед, руки сведены впереди, держится ими за плечи При перкуссии сбоку – пациент запрокидывает руки назад и кладет ладони на затылок 1. Проводить строго в симметричных участках 2. Последовательность: Спереди– сначала верхушки легких, затем ключицы, подключичная область и ниже до сердечной тупости слева и печеночной справа Сбоку– по передней и средней подмышечной линиям Сзади– надлопаточная область, межлопаточное пространство, ниже угла лопатки по лопаточной линии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|