Внутренняя отделка помещений
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и оборудованию лечебно-профилактических учреждений Общие положения 9. Настоящие требования распространяются на все действующие, вновь строящиеся, реконструируемые ЛПУ и предназначаются для военно-медицинской службы Министерства обороны Российской Федерации, а также для организаций, учреждений и служб, занимающихся их проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией. 10. Выбор земельного участка под строительство, материалы привязки типовых, индивидуальных и повторно применяемых проектов, а также проектная документация по реконструкции, переоборудованию| или перепрофилированию зданий и помещений ЛПУ подлежит обязательному согласованию с СЭУ. 11. Ввод в действие вновь построенных, реконструированных, переоборудованных и перепрофилированных ЛПУ (отделений) или отдельных кабинетов, входящих в их состав, допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие зданий и помещений санитарным правилам. 12. При проектировании, строительстве или реконструкции ЛПУ необходимо руководствоваться Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89), СанПиН 5179-90, ВСН 35-94 а также СанПиН, ГОСТ, ОСТ по устройству и оборудованию специализированных отделений, лабораторий и кабинетов. 2.2. Территория, ее планировка и благоустройство 13. Лечебно-профилактические учреждения должны размещаться на территории жилых и зеленых массивов населенного пункта с учетом функционального зонирования, местных санитарно-топографических и климатических условий. Специализированные ЛПУ и отделения (инфекционные, туберкулезные, психиатрические, реабилитационные и др.), с длительным пребыванием больных, особым внутренним режимом и дополнительной площадью участка, необходимо располагать в пригородных зеленых зонах с соблюдением разрыва не менее 1000 м до территории жилой застройки. Для действующих туберкулезных и инфекционных стационаров в районах жилой застройки населенных пунктов разрыв между лечебными корпусами и жилыми домами должен быть не менее 30 м.
14. Участки ЛПУ должны быть удалены от железных дорог, аэропортов и автомагистралей на расстояния, допускаемые требованиями действующих для этих объектов нормативных документов. В жилой зоне населенного пункта ЛПУ должны располагаться не ближе 30 м от красной линии застройки. 15. Размещение ЛПУ и отделений в санитарно-защитных зонах промышленных объектов, в первом поясе зоны санитарной охраны водоисточников, на загрязненных химическими и радиоактивными отходами территориях, на участках бывших кладбищ, свалок запрещается. На территории не должно быть построек и сооружений, не связанных функционально с отделениями и подразделениями ЛПУ. 16. Участок ЛПУ должен иметь прямоугольную форму (соотношения сторон 1:2 или 2:3), быть сухим и возвышенным. Уровень стояния грунтовых вод не должен быть ближе 2 м от поверхности земли. 17. Размер земельного участка зависит от коечной емкости ЛПУ и места его расположения в населенном пункте. Участок должен соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89. Соотношение коечной емкости ЛПУ и площади земельного участка на одну койку должно быть следующим:
18. Размеры земельных участков ЛПУ, размещенных в населенных пунктах, при соответствующем обосновании допускается уменьшать на 25%. В пригородной зоне размеры земельных участков специализированных ЛПУ (отделений) должны увеличиваться: инфекционных – на 15%, туберкулезных – на 25%, восстановительного лечения – на 20%.
19. Территория ЛПУ по периметру должна иметь ограждение высотой не менее 1,6 м (психиатрического стационара – не менее 2,5 м) и полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м из двухрядной посадки деревьев и ряда кустарников. 20. Площадь зеленых насаждений и газонов в ЛПУ должна составлять не менее 60% общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны приниматься из расчета 25 м2 на 1 койку. Посадка полос кустарниковых зеленых насаждений должна предусматриваться между всеми функциональными зонами ЛПУ, а также между "чистой" и "грязной" половинами территории инфекционного отделения. 21. На территории ЛПУ должны быть организованы и функционально разделены зоны корпусов для инфекционных и неинфекционных больных, административных и хозяйственных зданий, поликлиники, садово-парковая, а также отдельные зоны корпусов детского, акушерского, кожно-венерологического, психиатрического, радиологического и патологоанатомического отделений. 22. Инфекционное, детское, акушерское, психиатрическое, кожно-венерологическое, радиологическое и патологоанатомическое отделения, входящие в состав ЛПУ, размещаются в отдельных зданиях. Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должен быть максимально изолирован от лечебно-диагностических корпусов и не просматриваться из окон жилых и общественных зданий, расположенных вблизи ЛПУ. Поликлиника должна быть приближена к периферии участка и иметь самостоятельные подъезд и вход, удобные для посетителей. 23. Расстояния между корпусами и другими зданиями на территории ЛПУ должны обеспечивать оптимальные условия инсоляции, освещенности, проветривания и др. Расстояния между палатными корпусами должны составлять 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 24 м. Ориентация окон помещений в ЛПУ должна соответствовать требованиям СНиП 2.08.02-89. Для помещений длительного пребывания больных рекомендуется ориентация окон на юг и юго-восток, для операционных и реанимационных залов – на север и северо-запад. 24. Санитарные разрывы между корпусами для неинфекционных больных и корпусами для инфекционных больных, радиологическим, патологоанатомическим отделениями, мусоросжигательной печью производительностью до 100 кг/ч должны быть не менее 30 м; расстояния от лечебно-диагностических корпусов до площадки с мусоросборниками – не менее 25 м, до вивария – не менее 50 м.
25. К территории ЛПУ должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Предусматриваются раздельные въезды в зоны лечебно-диагностических корпусов для неинфекционных и инфекционных больных, патологоанатомического отделения и хозяйственную зону. На выезде из "грязной" зоны инфекционных корпусов оборудуется крытая площадка с подводкой горячей и холодной воды для дезинфекции транспорта. 26. Внутренние проезды и пешеходные дорожки должны быть предусмотрены с двух сторон зданий не ближе 5 м от стен лечебно-диагностических корпусов и иметь твердое покрытие. 27. Перед главным входом в ЛПУ оборудуется площадка для временной стоянки автомобильного транспорта индивидуального пользования, размещаемая не ближе 40 м от внешнего ограждения. 28. Для сбора мусора и бытовых отходов на территории ЛПУ обустраиваются крытые площадки с твердым покрытием, с плотно закрывающимися контейнерами и подводкой воды для проведения уборки и дезинфекции. 29. Локальные сооружения для очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из отделений и подразделений размещаются за пределами территории ЛПУ с соблюдением санитарных разрывов для такого рода сооружений. 2.3. Архитектура и планировка зданий, блоков, секций 30. Структура, состав, размещение и планировка зданий, блоков, секций определяются с учетом профиля и мощности ЛПУ, необходимости централизации отдельных функциональных подразделений в пределах лечебного комплекса или зоны медицинского обслуживания. 31. Архитектурно-планировочные решения зданий, блоков и секций ЛПУ должны обеспечивать оптимальные гигиенические условия пребывания больных и труда персонала, а также соответствующий противоэпидемический режим.
32. Планировка и устройство ЛПУ должны предусматривать размещение в отдельных корпусах и блоках функциональных подразделений (с учетом предъявляемых специальных гигиенических требований), группировку однородных по профилю и противоэпидемическому режиму подразделений и помещений вокруг лестнично-лифтовых узлов и коридоров, разделение лечебно-диагностических помещений для больных стационара и поликлиники, исключение перекрещивания и соприкосновения "чистых" и "грязных" потоков больных, персонала, оборудования и др. 33. Здания стационаров в ЛПУ не должны превышать девяти этажей, а детские отделения рекомендуется размещать не выше пятого этажа. 34. В подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов допускается размещение кладовых хозяйственного инвентаря, гардеробных и буфетов для персонала, центральных бельевых, помещений для хранения вещей больных, сбора грязного белья, некамерной дезинфекции инвентаря и предметов ухода за больными, вентиляционных камер, теплоузлов, мусороприемников, машинных отделений лифтов и подъемников. 35. В цокольных этажах с отметкой пола на 1,2 м ниже отметки тротуара допускается размещать служебные помещения, медицинские архивы, помещения выписки больных и вестибюли, а с отметкой пола не ниже 0,5 м – все помещения, не относящиеся к палатным отделениям, операционным блокам и лечебно-диагностическим кабинетам. 36. Размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов помещений мастерских, складов ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся жидкостей, а также приемных отделений запрещается. Помещения машинных отделений вентиляционного оборудования, лифтов, подъемников, являющихся источниками шума и вибрации размещать смежно с палатами и лечебно-диагностическими кабинетами, а также над и под ними не допускается. Приемные мусорокамеры должны максимально изолироваться от всех помещений. 37. Размещение и планировка рентгенологических, радиологических и других специализированных отделений и кабинетов производится в соответствии со специальными требованиями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов. 38. Расположение операционных и реанимационных блоков, палатных отделений на последних этажах зданий допускается при наличии над ними технического этажа. 39. Изменение состава и планировки помещений, предусмотренных проектом ЛПУ, а также использование помещений не по прямому функциональному назначению без согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора запрещается.
40. Приемное отделение, размещаемое в главном корпусе ЛПУ, должно обслуживать зону корпусов для неинфекционных больных. Помещения приема и выписки больных для детского, акушерского, инфекционного, кожно-венерологического и психиатрического отделений должны быть отдельными. Размещение входа в приемное отделение, в поликлинику, складские помещения аптеки и других подразделений, к которым имеется подъезд для автомобильного транспорта, под окнами палат не допускается. 41. Состав и площади основных и вспомогательных помещений палатных секций должны соответствовать требованиям СанПиН 5179-90 и Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (1989), а их устройство и планировка должны обеспечивать необходимое функциональное зонирование палатного отделения (рис. 1). 42. Палатные секции должны вмещать не более 30 коек, быть непроходными для персонала, больных и посетителей других отделений и иметь при входе шлюзы, оборудованные вентиляцией и шкафами для переодевания. В каждой секции рекомендуется предусматривать 60% палат на 4 койки и по 20% палат на 2 и 1 койки, а также процедурную или перевязочную, санитарную и туалетную комнаты, пост дежурной медицинской сестры и помещение дневного пребывания больных. Общие для отделения помещения размещаются между секциями в нейтральной зоне. 43. Секции детских отделений должны оборудоваться припалатными шлюзами и иметь не менее двух боксов. Для детей до одного года предусматривается изолированный отсек на 6-8 коек, оборудованный прозрачными перегородками и постом дежурной медицинской сестры.
Рис. 1. Функциональная схема палатного отделения
44. В акушерских отделениях все палаты должны иметь припалатные шлюзы, а число палат на 1 и 2 койки должно быть не менее 5. Количество детских коек не должно превышать число коек для рожениц. 45. В инфекционных стационарах мощностью до 60 коек все больные размещаются в боксах или полубоксах. При мощности стационара до 120 коек 50% больных допускается размещать в боксированных палатах. При входе в инфекционные, детские, акушерские отделения должны оборудоваться санитарные пропускники для персонала. 46. Площади палат на 1 койку определяются спецификой отделения и должны быть не менее нормативных значений (приложение 1). 47. Операционные блоки рекомендуется размещать в отдельных зданиях, соединенных со стационаром крытыми переходами. Операционные блоки должны иметь два изолированных непроходных отделения (асептическое и "септическое"). При размещении операционных друг над другом "септические" надлежит размещать выше асептических. 48. Операционная должна оборудоваться одним операционным столом и предусматриваться на 30 коек хирургического профиля. Количество операционных в операционном блоке должно соответствовать коечной мощности и профилю хирургических отделений ЛПУ. Площадь операционной общехирургического профиля должна быть не менее 36 м2, специализированной – не менее 42 м2. 49. В основу архитектурно-планировочных решений операционного блока должен быть положен принцип функционального разделения помещений на четыре зоны: стерильную, строгого, ограниченного и общегоспитального режимов. В первой зоне должны размещаться только операционные, во второй – помещения подготовки больного и персонала к операции, аппаратные и наркозные, в третьей – вспомогательные помещения и "чистая" половина шлюзов и санитарных пропускников. Входы в операционные блоки должны быть организованы через санитарные пропускники для персонала и шлюзы для больных. 50. При наличии отделений анестезиологии и реанимации послеоперационные палаты не предусматриваются. При их отсутствии послеоперационные палаты размещаются в зоне строгого режима в изолированном отсеке со шлюзом, имеющим удобные функциональные связи с операционным блоком. 51. Асептические блоки максимально изолируются от всех помещений ЛПУ и в своем составе имеют: санитарный пропускник для персонала с индивидуальными шкафами, душем, туалетом; буфетную для термической обработки пищи больных, мойки и стерилизации посуды; дезинфекционную комнату; помещение для хранения переносного лечебно-диагностического оборудования; комнату для хранения стерильного белья. Внутренняя отделка помещений 52. Внутренняя отделка помещений выполняется в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок и потолков, связанных с медико-технологическим процессом, должна быть гладкой и удобной для влажной уборки и дезинфекции. Отделочные материалы должны быть стойкими к химическим, физическим и механическим воздействиям, обладать низкой теплопроводностью и высокой прочностью. Звукопоглощающая способность ограждающих конструкций и отделочных материалов должна быть не менее 44 дБ. 53. Перекрытия, перегородки помещений и их отделка должны обеспечивать непроницаемость для влаги, непроникновение грызунов и насекомых. Все применяемые для внутренней отделки помещений материалы должны быть только из числа разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (СанПиН 2.1.2.729-99). 54. В помещениях с сухим режимом работы (палаты, холлы, кабинеты врачей, комнаты персонала и др.) стены рекомендуется окрашивать силикатными и масляными красками, а потолки покрывать водоэмульсионной или известковой побелкой. Для отделки полов должны предусматриваться прочные, нескользкие, обладающие повышенными теплоизоляционными свойствами гладкие материалы: паркет, линолеум, деревянные полы, покрытые масляной краской или лаком. На первых этажах и вестибюлях при устройстве полов должны использоваться мраморная крошка, мраморные и мозаичные плитки. 55. В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся частой влажной уборке и дезинфекции (операционные, перевязочные, стерилизационные, моечные, душевые и др.), стены должны облицовываться глазурованной плиткой и другими влагостойкими материалами на полную высоту. Полы должны быть в монолитном исполнении или покрыты водонепроницаемыми материалами типа метлахской плитки. Потолки отделываются водостойкими масляными или другого типа красками. Использование нитроэмалей не допускается. Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть стойкими к механическому воздействию, нескользкими, гладкими и иметь антистатическое покрытие. Напряженность электростатического поля на поверхности эксплуатируемого пола не должна превышать 20 кВ/м (ГОСТ 12.1.045-84). 56. Отделка коридоров должна обеспечивать удобство транспортирования больных, оборудования, пищевых продуктов, лекарств и передвижения средств малой механизации. Панели должны отделываться легкомоющимися материалами и оборудоваться защитными перилами и бордюрами. Покрытия полов должны быть ровными, прочными, стойкими к влажной уборке и дезинфекции, нетеплопроводными и обеспечивать бесшумность передвижения больных, персонала, перемещения оборудования. Линолеумные покрытия не должны иметь дефектов, должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию. Края линолеума должны быть подведены под плинтуса, швы пропаяны. 57. Применение подвесных потолков допускается только в вестибюлях, коридорах, холлах при наличии возможности проведения их очистки, влажной уборки и дезинфекции. 58. Отделка специализированных отделений и кабинетов должна быть выполнена с учетом требований соответствующих СанПиН, государственных и отраслевых стандартов. 59. В местах установки раковин и другого санитарно-бытового оборудования, эксплуатация которого связана с увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку их поверхностей глазурованной плиткой на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от краев оборудования с каждой стороны. 60. Применение пустотелых перегородок, а также использование для отделки стен и потолков картонных, асбоцементных, древесно-стружечных плит и сухой штукатурки запрещается. 61. Все применяемые для отделки помещений материалы должны иметь цветовое решение, соответствующее их функциональному предназначению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|