Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя отделка помещений




Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и оборудованию лечебно-профилактических учреждений

Общие положения

9. Настоящие требования распространяются на все действующие, вновь строящиеся, реконструируемые ЛПУ и предназначаются для военно-медицинской службы Министерства обороны Российской Федерации, а также для организаций, учреждений и служб, занимающихся их проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией.

10. Выбор земельного участка под строительство, материалы привязки типовых, индивидуальных и повторно применяемых проектов, а также проектная документация по реконструкции, переоборудованию| или перепрофилированию зданий и помещений ЛПУ подлежит обязательному согласованию с СЭУ.

11. Ввод в действие вновь построенных, реконструированных, переоборудованных и перепрофилированных ЛПУ (отделений) или отдельных кабинетов, входящих в их состав, допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие зданий и помещений санитарным правилам.

12. При проектировании, строительстве или реконструкции ЛПУ необходимо руководствоваться Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89), СанПиН 5179-90, ВСН 35-94 а также СанПиН, ГОСТ, ОСТ по устройству и оборудованию специализированных отделений, лабораторий и кабинетов.

2.2. Территория, ее планировка и благоустройство

13. Лечебно-профилактические учреждения должны размещаться на территории жилых и зеленых массивов населенного пункта с учетом функционального зонирования, местных санитарно-топографических и климатических условий. Специализированные ЛПУ и отделения (инфекционные, туберкулезные, психиатрические, реабилитационные и др.), с длительным пребыванием больных, особым внутренним режимом и дополнительной площадью участка, необходимо располагать в пригородных зеленых зонах с соблюдением разрыва не менее 1000 м до территории жилой застройки. Для действующих туберкулезных и инфекционных стационаров в районах жилой застройки населенных пунктов разрыв между лечебными корпусами и жилыми домами должен быть не менее 30 м.

14. Участки ЛПУ должны быть удалены от железных дорог, аэропортов и автомагистралей на расстояния, допускаемые требованиями действующих для этих объектов нормативных документов. В жилой зоне населенного пункта ЛПУ должны располагаться не ближе 30 м от красной линии застройки.

15. Размещение ЛПУ и отделений в санитарно-защитных зонах промышленных объектов, в первом поясе зоны санитарной охраны водоисточников, на загрязненных химическими и радиоактивными отходами территориях, на участках бывших кладбищ, свалок запрещается. На территории не должно быть построек и сооружений, не связанных функционально с отделениями и подразделениями ЛПУ.

16. Участок ЛПУ должен иметь прямоугольную форму (соотношения сторон 1:2 или 2:3), быть сухим и возвышенным. Уровень стояния грунтовых вод не должен быть ближе 2 м от поверхности земли.

17. Размер земельного участка зависит от коечной емкости ЛПУ и места его расположения в населенном пункте. Участок должен соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89. Соотношение коечной емкости ЛПУ и площади земельного участка на одну койку должно быть следующим:

Коечная емкость ЛПУ                
Площадь земельного участка на 1 койку, м2                

18. Размеры земельных участков ЛПУ, размещенных в населенных пунктах, при соответствующем обосновании допускается уменьшать на 25%. В пригородной зоне размеры земельных участков специализированных ЛПУ (отделений) должны увеличиваться: инфекционных – на 15%, туберкулезных – на 25%, восстановительного лечения – на 20%.

19. Территория ЛПУ по периметру должна иметь ограждение высотой не менее 1,6 м (психиатрического стационара – не менее 2,5 м) и полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м из двухрядной посадки деревьев и ряда кустарников.

20. Площадь зеленых насаждений и газонов в ЛПУ должна составлять не менее 60% общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны приниматься из расчета 25 м2 на 1 койку. Посадка полос кустарниковых зеленых насаждений должна предусматриваться между всеми функциональными зонами ЛПУ, а также между "чистой" и "грязной" половинами территории инфекционного отделения.

21. На территории ЛПУ должны быть организованы и функционально разделены зоны корпусов для инфекционных и неинфекционных больных, административных и хозяйственных зданий, поликлиники, садово-парковая, а также отдельные зоны корпусов детского, акушерского, кожно-венерологического, психиатрического, радиологического и патологоанатомического отделений.

22. Инфекционное, детское, акушерское, психиатрическое, кожно-венерологическое, радиологическое и патологоанатомическое отделения, входящие в состав ЛПУ, размещаются в отдельных зданиях. Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должен быть максимально изолирован от лечебно-диагностических корпусов и не просматриваться из окон жилых и общественных зданий, расположенных вблизи ЛПУ. Поликлиника должна быть приближена к периферии участка и иметь самостоятельные подъезд и вход, удобные для посетителей.

23. Расстояния между корпусами и другими зданиями на территории ЛПУ должны обеспечивать оптимальные условия инсоляции, освещенности, проветривания и др. Расстояния между палатными корпусами должны составлять 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 24 м. Ориентация окон помещений в ЛПУ должна соответствовать требованиям СНиП 2.08.02-89. Для помещений длительного пребывания больных рекомендуется ориентация окон на юг и юго-восток, для операционных и реанимационных залов – на север и северо-запад.

24. Санитарные разрывы между корпусами для неинфекционных больных и корпусами для инфекционных больных, радиологическим, патологоанатомическим отделениями, мусоросжигательной печью производительностью до 100 кг/ч должны быть не менее 30 м; расстояния от лечебно-диагностических корпусов до площадки с мусоросборниками – не менее 25 м, до вивария – не менее 50 м.

25. К территории ЛПУ должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Предусматриваются раздельные въезды в зоны лечебно-диагностических корпусов для неинфекционных и инфекционных больных, патологоанатомического отделения и хозяйственную зону. На выезде из "грязной" зоны инфекционных корпусов оборудуется крытая площадка с подводкой горячей и холодной воды для дезинфекции транспорта.

26. Внутренние проезды и пешеходные дорожки должны быть предусмотрены с двух сторон зданий не ближе 5 м от стен лечебно-диагностических корпусов и иметь твердое покрытие.

27. Перед главным входом в ЛПУ оборудуется площадка для временной стоянки автомобильного транспорта индивидуального пользования, размещаемая не ближе 40 м от внешнего ограждения.

28. Для сбора мусора и бытовых отходов на территории ЛПУ обустраиваются крытые площадки с твердым покрытием, с плотно закрывающимися контейнерами и подводкой воды для проведения уборки и дезинфекции.

29. Локальные сооружения для очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из отделений и подразделений размещаются за пределами территории ЛПУ с соблюдением санитарных разрывов для такого рода сооружений.

2.3. Архитектура и планировка зданий, блоков, секций

30. Структура, состав, размещение и планировка зданий, блоков, секций определяются с учетом профиля и мощности ЛПУ, необходимости централизации отдельных функциональных подразделений в пределах лечебного комплекса или зоны медицинского обслуживания.

31. Архитектурно-планировочные решения зданий, блоков и секций ЛПУ должны обеспечивать оптимальные гигиенические условия пребывания больных и труда персонала, а также соответствующий противоэпидемический режим.

32. Планировка и устройство ЛПУ должны предусматривать размещение в отдельных корпусах и блоках функциональных подразделений (с учетом предъявляемых специальных гигиенических требований), группировку однородных по профилю и противоэпидемическому режиму подразделений и помещений вокруг лестнично-лифтовых узлов и коридоров, разделение лечебно-диагностических помещений для больных стационара и поликлиники, исключение перекрещивания и соприкосновения "чистых" и "грязных" потоков больных, персонала, оборудования и др.

33. Здания стационаров в ЛПУ не должны превышать девяти этажей, а детские отделения рекомендуется размещать не выше пятого этажа.

34. В подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов допускается размещение кладовых хозяйственного инвентаря, гардеробных и буфетов для персонала, центральных бельевых, помещений для хранения вещей больных, сбора грязного белья, некамерной дезинфекции инвентаря и предметов ухода за больными, вентиляционных камер, теплоузлов, мусороприемников, машинных отделений лифтов и подъемников.

35. В цокольных этажах с отметкой пола на 1,2 м ниже отметки тротуара допускается размещать служебные помещения, медицинские архивы, помещения выписки больных и вестибюли, а с отметкой пола не ниже 0,5 м – все помещения, не относящиеся к палатным отделениям, операционным блокам и лечебно-диагностическим кабинетам.

36. Размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов помещений мастерских, складов ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся жидкостей, а также приемных отделений запрещается. Помещения машинных отделений вентиляционного оборудования, лифтов, подъемников, являющихся источниками шума и вибрации размещать смежно с палатами и лечебно-диагностическими кабинетами, а также над и под ними не допускается. Приемные мусорокамеры должны максимально изолироваться от всех помещений.

37. Размещение и планировка рентгенологических, радиологических и других специализированных отделений и кабинетов производится в соответствии со специальными требованиями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов.

38. Расположение операционных и реанимационных блоков, палатных отделений на последних этажах зданий допускается при наличии над ними технического этажа.

39. Изменение состава и планировки помещений, предусмотренных проектом ЛПУ, а также использование помещений не по прямому функциональному назначению без согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора запрещается.

40. Приемное отделение, размещаемое в главном корпусе ЛПУ, должно обслуживать зону корпусов для неинфекционных больных. Помещения приема и выписки больных для детского, акушерского, инфекционного, кожно-венерологического и психиатрического отделений должны быть отдельными. Размещение входа в приемное отделение, в поликлинику, складские помещения аптеки и других подразделений, к которым имеется подъезд для автомобильного транспорта, под окнами палат не допускается.

41. Состав и площади основных и вспомогательных помещений палатных секций должны соответствовать требованиям СанПиН 5179-90 и Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (1989), а их устройство и планировка должны обеспечивать необходимое функциональное зонирование палатного отделения (рис. 1).

42. Палатные секции должны вмещать не более 30 коек, быть непроходными для персонала, больных и посетителей других отделений и иметь при входе шлюзы, оборудованные вентиляцией и шкафами для переодевания. В каждой секции рекомендуется предусматривать 60% палат на 4 койки и по 20% палат на 2 и 1 койки, а также процедурную или перевязочную, санитарную и туалетную комнаты, пост дежурной медицинской сестры и помещение дневного пребывания больных. Общие для отделения помещения размещаются между секциями в нейтральной зоне.

43. Секции детских отделений должны оборудоваться припалатными шлюзами и иметь не менее двух боксов. Для детей до одного года предусматривается изолированный отсек на 6-8 коек, оборудованный прозрачными перегородками и постом дежурной медицинской сестры.


 

  Палатная секция  
Вспомогательные помещения Лечебные помещения
Рекреация Летние помещения
Душевые Палаты Кабинет врача
Туалетные комнаты Перевязочная
Комната личной гигиены Процедурная
Кладовая чистого белья Пост дежурной медсестры
Санитарная комната Клизменная
  Шлюз  
   
Нейтральная зона отделения
Столовая Буфетная
Кабинет начальника отделения Помещение персонала
Кабинет старшей медицинской сестры Помещение сестры-хозяйки
Кладовая временного хранения грязного белья Помещение для хранения аппаратуры
Помещение для хранения инвентаря Комната личной гигиены персонала
Туалетные и душевые персонала Лестнично-лифтовой узел
       

Рис. 1. Функциональная схема палатного отделения

 

44. В акушерских отделениях все палаты должны иметь припалатные шлюзы, а число палат на 1 и 2 койки должно быть не менее 5. Количество детских коек не должно превышать число коек для рожениц.

45. В инфекционных стационарах мощностью до 60 коек все больные размещаются в боксах или полубоксах. При мощности стационара до 120 коек 50% больных допускается размещать в боксированных палатах. При входе в инфекционные, детские, акушерские отделения должны оборудоваться санитарные пропускники для персонала.

46. Площади палат на 1 койку определяются спецификой отделения и должны быть не менее нормативных значений (приложение 1).

47. Операционные блоки рекомендуется размещать в отдельных зданиях, соединенных со стационаром крытыми переходами. Операционные блоки должны иметь два изолированных непроходных отделения (асептическое и "септическое"). При размещении операционных друг над другом "септические" надлежит размещать выше асептических.

48. Операционная должна оборудоваться одним операционным столом и предусматриваться на 30 коек хирургического профиля. Количество операционных в операционном блоке должно соответствовать коечной мощности и профилю хирургических отделений ЛПУ. Площадь операционной общехирургического профиля должна быть не менее 36 м2, специализированной – не менее 42 м2.

49. В основу архитектурно-планировочных решений операционного блока должен быть положен принцип функционального разделения помещений на четыре зоны: стерильную, строгого, ограниченного и общегоспитального режимов. В первой зоне должны размещаться только операционные, во второй – помещения подготовки больного и персонала к операции, аппаратные и наркозные, в третьей – вспомогательные помещения и "чистая" половина шлюзов и санитарных пропускников. Входы в операционные блоки должны быть организованы через санитарные пропускники для персонала и шлюзы для больных.

50. При наличии отделений анестезиологии и реанимации послеоперационные палаты не предусматриваются. При их отсутствии послеоперационные палаты размещаются в зоне строгого режима в изолированном отсеке со шлюзом, имеющим удобные функциональные связи с операционным блоком.

51. Асептические блоки максимально изолируются от всех помещений ЛПУ и в своем составе имеют: санитарный пропускник для персонала с индивидуальными шкафами, душем, туалетом; буфетную для термической обработки пищи больных, мойки и стерилизации посуды; дезинфекционную комнату; помещение для хранения переносного лечебно-диагностического оборудования; комнату для хранения стерильного белья.

Внутренняя отделка помещений

52. Внутренняя отделка помещений выполняется в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок и потолков, связанных с медико-технологическим процессом, должна быть гладкой и удобной для влажной уборки и дезинфекции. Отделочные материалы должны быть стойкими к химическим, физическим и механическим воздействиям, обладать низкой теплопроводностью и высокой прочностью. Звукопоглощающая способность ограждающих конструкций и отделочных материалов должна быть не менее 44 дБ.

53. Перекрытия, перегородки помещений и их отделка должны обеспечивать непроницаемость для влаги, непроникновение грызунов и насекомых. Все применяемые для внутренней отделки помещений материалы должны быть только из числа разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (СанПиН 2.1.2.729-99).

54. В помещениях с сухим режимом работы (палаты, холлы, кабинеты врачей, комнаты персонала и др.) стены рекомендуется окрашивать силикатными и масляными красками, а потолки покрывать водоэмульсионной или известковой побелкой. Для отделки полов должны предусматриваться прочные, нескользкие, обладающие повышенными теплоизоляционными свойствами гладкие материалы: паркет, линолеум, деревянные полы, покрытые масляной краской или лаком. На первых этажах и вестибюлях при устройстве полов должны использоваться мраморная крошка, мраморные и мозаичные плитки.

55. В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся частой влажной уборке и дезинфекции (операционные, перевязочные, стерилизационные, моечные, душевые и др.), стены должны облицовываться глазурованной плиткой и другими влагостойкими материалами на полную высоту. Полы должны быть в монолитном исполнении или покрыты водонепроницаемыми материалами типа метлахской плитки. Потолки отделываются водостойкими масляными или другого типа красками. Использование нитроэмалей не допускается. Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть стойкими к механическому воздействию, нескользкими, гладкими и иметь антистатическое покрытие. Напряженность электростатического поля на поверхности эксплуатируемого пола не должна превышать 20 кВ/м (ГОСТ 12.1.045-84).

56. Отделка коридоров должна обеспечивать удобство транспортирования больных, оборудования, пищевых продуктов, лекарств и передвижения средств малой механизации. Панели должны отделываться легкомоющимися материалами и оборудоваться защитными перилами и бордюрами. Покрытия полов должны быть ровными, прочными, стойкими к влажной уборке и дезинфекции, нетеплопроводными и обеспечивать бесшумность передвижения больных, персонала, перемещения оборудования. Линолеумные покрытия не должны иметь дефектов, должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию. Края линолеума должны быть подведены под плинтуса, швы пропаяны.

57. Применение подвесных потолков допускается только в вестибюлях, коридорах, холлах при наличии возможности проведения их очистки, влажной уборки и дезинфекции.

58. Отделка специализированных отделений и кабинетов должна быть выполнена с учетом требований соответствующих СанПиН, государственных и отраслевых стандартов.

59. В местах установки раковин и другого санитарно-бытового оборудования, эксплуатация которого связана с увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку их поверхностей глазурованной плиткой на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от краев оборудования с каждой стороны.

60. Применение пустотелых перегородок, а также использование для отделки стен и потолков картонных, асбоцементных, древесно-стружечных плит и сухой штукатурки запрещается.

61. Все применяемые для отделки помещений материалы должны иметь цветовое решение, соответствующее их функциональному предназначению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...