Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пищеблок, буфетные, столовые




289. Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, энергосодержанию, набору продуктов.

290. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны отвечать требованиям действующей нормативно-технической документации и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество. Не допускаются к приему пищевые продукты с истекшим сроком хранения и признаками порчи. В сопроводительном документе о качестве особо скоропортящихся продуктов должны быть указаны дата и час выработки продукта, а также дата и час его конечного срока хранения (СанПиН 2.3.2.560-96).

291. Запрещается принимать на пищеблок водоплавающую птицу в непотрошеном виде, мясо и яйца ниже 2-й категории, утиные и гусиные яйца, а также крупы и муку, зараженные амбарными вредителями.

292. В складских помещениях и холодильных камерах должны строго соблюдаться правила товарного соседства пищевых продуктов, условия и сроки хранения. Не допускается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями, хранение испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачественными, а также хранение в помещениях вместе с пищевыми продуктами тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых продуктов. Сильно пахнущие продукты хранятся отдельно от остальных продуктов. Холодильные камеры должны иметь маркировку по видам продуктов.

293. Раскладка продуктов составляется врачом-диетологом (диетсестрой) при участии начальника продовольственной службы госпиталя и шеф-повара (повара-инструктора), подписывается заместителем начальника госпиталя по материально-техническому обеспечению, начальником медицинской части и утверждается начальником госпиталя.

294. При составлении раскладки, а также при замене продуктов и блюд производится подсчет химического состава и энергосодержания диет. Контроль за химическим составом приготовленных блюд и их энергосодержанием осуществляется санитарно-эпидемиологическими учреждениями 1 раз в квартал и по показаниям.

295. Качество готовых блюд проверяется врачом-диетологом (диетсестрой) с соответствующей записью в книге по контролю за качеством приготовленной пищи. Раздача пищи в отделения производится по разрешению дежурного врача после ее опробования. Качество приготовленной пищи, ее вкусовые свойства и соответствие лечебным показаниям периодически контролируется начальником лечебного учреждения или его заместителем.

296. Ежедневно в течение дня отбирается суточная проба приготовленных блюд из наиболее используемых диет. Эта проба хранится в стерильных, закрытых крышками банках в отдельном холодильнике. Крышки и банки перед отбором суточной пробы должны подвергаться кипячению не менее 5 мин. После истечения 24 ч хранения суточная проба удаляется в пищевые отходы. Категорически запрещается смешивание пищи с пищевыми остатками предыдущего дня и пищей, приготовленной в более ранние сроки того же дня.

297. При раздаче пищи первые блюда должны иметь температуру не ниже 75 °С, вторые блюда – не ниже 65 °С, а температура холодных блюд должна быть не выше 14 °С. Охладившаяся при транспортировании пища подогревается в буфетных.

298. Раздача готовой пищи в отделениях производится не позднее 2 ч с момента ее приготовления. Готовые первые и вторые блюда могут храниться на горячей плите (85 °С) не более 1 ч.

299. Категорически запрещается использование на пищеблоке и в буфетных отделениях эмалированной посуды (ведер, кастрюль и др.) для транспортирования, разогревания и раздачи готовой пищи.

300. Транспортирование хлеба осуществляется в закрытых крышками емкостях или оборудованной таре; использование для этих целей тканевых мешков категорически запрещается.

301. К раздаче пищи больным медицинский и обслуживающий персонал не допускается. Раздача пищи производится буфетчицами в специальной одежде. Контроль за соответствием пищи назначенной диете осуществляет старшая медицинская сестра.

302. В местах приема пищи и в отделениях вывешиваются списки разрешенных и запрещенных для передачи продуктов. О правилах передачи и хранения продуктов больной должен информироваться при поступлении в отделение. Ежедневно дежурная медицинская сестра проверяет соблюдение правил и сроков хранения данных пищевых продуктов в отделении (СанПиН 42-123-4117-86).

303. Пищевые продукты хранятся в холодильниках отделений в целлофановых пакетах с указанием фамилии больного. Продукты с истекшим сроком хранения, имеющие признаки порчи, удаляются в пищевые отходы.

304. При отсутствии условий для мытья и хранения столовой посуды и приборов на пищеблоке ее обработка осуществляется в 5-секционных ваннах в буфетных лечебных отделений. После очистки столовая посуда моется в первой секции ванны, имеющей температуру воды 50 °С, с добавлением 1% тринатрийфосфата или 0,5% моющего средства "Прогресс" и др. Обеззараживание посуды производится методом кипячения в течение 15 мин или погружением во вторую секцию ванны на 30 мин в 0,5% раствор хлорамина, 0,1% раствор сульфохлорантина или 0,05% раствор дезоксона-1. После этого посуда ополаскивается в третьей секции ванны в горячей (65 °С) проточной воде и просушивается на специальных полках. Допускается обеззараживать посуду прокаливанием в течение 3 мин.

305. Столовые приборы, чашки, стаканы после механической очистки моются и обеззараживаются указанными методами в четвертой секции ванны, а затем ополаскиваются в пятой секции ванны горячей проточной водой при температуре не ниже 65 °С.

306. Кухонная посуда, а также термосы и мармитные тележки очищаются от остатков пищи и моются на пищеблоке в горячей (50 °С) воде с применением разрешенных моющих средств. Ополаскивание кухонной посуды производится горячей водой при температуре не ниже 65 °С.

307. Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирки столов по окончании уборки кипятят в течение 15 мин или замачивают в 0,5% осветленном растворе хлорной извести или 1% растворе хлорамина на 60 мин, а затем просушивают и хранят в специально отведенном месте. Остатки жидкой или полужидкой пищи инфицированных больных обеззараживают методом кипячения в течение 15 мин или засыпают сухой хлорной известью, мочалки и ветошь при этом используется однократно.

308. Полы производственных помещений продпищеблока, буфетных и обеденных залов не менее 2 раз в день подвергаются влажной уборке горячей водой с применением разрешенных моющих средств. В конце дня проводится дезинфекция пола, раковин и унитазов 1% раствором хлорной извести.

309. Мытье стен, протирка оборудования и мебели с применением разрешенных моющих средств проводится еженедельно. Не реже 1 раза в месяц проводится генеральная уборка с использованием моющих и дезинфицирующих средств, а при необходимости – дезинсекция и дератизация.

310. Инвентарь для уборки производственных, складских и бытовых помещений должен быть раздельным, иметь соответствующую маркировку и храниться отдельно в закрытых специально отведенных помещениях или шкафах.

5. организация и проведение
бактериологического контроля

311. Бактериологический контроль в ЛПУ производится медицинским персоналом этих учреждений постоянно, а специалистами санитарно-эпидемиологических учреждений – при плановых обследованиях и по эпидемическим показаниям. Бактериологическому контролю подлежат отделения хирургического профиля, анестезиологии и реанимации, асептические, стерилизационные, дезкамерные блоки, помещения аптек и станций (отделений) переливания крови, а также пищеблок, буфетные и столовые (МУ №2657-82, МУК №4.2.016.94).

Объектами исследования при проведении бактериологического контроля являются:

воздушная среда;

эпидемиологически значимые объекты госпитальной среды;

хирургический инструментарий, шприцы, изделия из резины, шовный и перевязочный материал, белье;

кожные покровы больных, доноров и персонала, слизистая оболочка верхних дыхательных путей;

дезинфекционные камеры и стерилизаторы;

готовые лекарственные формы;

грудное молоко и растворы для питья новорожденных;

кровь, ее компоненты и препараты, костный мозг, кровезаменители и консервирующие растворы.

При плановых обследованиях ЛПУ проводятся исследования только на санитарно-показательную флору, а при обследовании по эпидемическим показаниям – на патогенную и условно-патогенную флору. Идентификация выделенных бактерий осуществляется по методикам действующих официальных документов.

Специалисты СЭУ осуществляют бактериологический контроль за санитарным состоянием в отделениях хирургического профиля, акушерских стационарах, отделениях переливания крови, аптеках, стерилизационных и дезинфекционных отделениях – не реже 1 раза в квартал, а в отделениях терапевтического профиля, поликлинике, пищеблоке и других подразделениях ЛПУ – не реже 1 раза в год.

312. Бактериологические исследования воздушной среды на общую микробную обсемененность и наличие золотистого стафилококка должны проводиться персоналом лаборатории ЛПУ 1 раз в месяц (МУ №28-6/34). В отдельных функциональных помещениях осуществляется также отбор проб воздуха для определения уровня его бактериальной обсемененности грамотрицательными микроорганизмами (приложение 33). По эпидемическим показаниям спектр определяемых в воздухе возбудителей может быть расширен.

Пробы воздуха отбираются аспирационным методом с помощью приборов типа аппарата Кротова или пробоотборника аэрозольного бактериологического (ПАБ).

Исследованию на качество воздушной среды подлежат операционные блоки, перевязочные и процедурные кабинеты, асептические палаты (боксы), залы реанимационного отделения, палаты и коридоры лечебных отделений, помещения стерилизационного отделения и аптеки, помещения акушерско-гинекологического отделения и отделения переливания крови.

313. Исследования микробной обсемененности поверхностей объектов госпитальной среды проводятся с целью контроля качества дезинфекции (МР №4545-87) и по эпидемиологическим показаниям (приложение 34).

Отбор проб методом смывов производится в помещениях повышенного риска инфицирования с поверхностей эпидемиологически значимых объектов (приложение №2 к Приказу МЗ №720).

Бактериологические исследования проводятся на предмет выявления золотистого стафилококка, бактерий группы кишечной палочки (БГКП) и псевдомонад, а по эпидемическим показаниям – и других патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.

Обнаружение санитарно-показательных бактерий более чем в 1% отобранных проб свидетельствует о неудовлетворительном состоянии объекта и требует проведения дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

314. Бактериологическим исследованиям на стерильность должны подвергаться все изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, контактирующие с кровью или инъекционными растворами, а также медицинские инструменты, соприкасающиеся со слизистой оболочкой и способные вызвать ее повреждение (хирургический инструментарий, шприцы, изделия из резины и пластикатов, белье, шовный и перевязочный материал).

Взятие проб в стерильные емкости осуществляется 1 раз в месяц обученным персоналом под контролем специалиста лаборатории ЛПУ при строгом соблюдении правил асептики. Посев исследуемого материала производится в настольных боксах или боксированных помещениях, обсемененность воздуха в которых должна регулярно проверяться микробиологическими методами контроля.

Исследуемый материал считается стерильным при отсутствии роста во всех засеянных образцах.

315. Бактериологический контроль эффективности обработки кожи операционного поля и рук медицинского персонала проводится методом смывов. Пробы для исследования отбираются выборочно старшей операционной сестрой 1 раз в месяц.

Антисептическая обработка операционного поля и рук медицинского персонала считается эффективной при отсутствии в смывах роста микроорганизмов на питательных средах.

316. Обследование медицинского персонала на носительство золотистого стафилококка осуществляется по эпидемическим показаниям и в плановом порядке не проводится (Приказ МЗ РФ от 26.11.1997 г. № 345).

Взятие исследуемого материала (слизистое отделяемое из передних отделов носа) производится старшей медицинской сестрой отделения. Результаты исследования фиксируются в личной медицинской книжке работника ЛПУ.

Бактерионосители золотистого стафилококка подвергаются санации, а в случае упорного бактерионосительства переводятся на другую работу, не связанную с риском заражения больных.

317. Бактериологический контроль качества влажной дезинфекции проводится специалистами СЭУ при плановых обследованиях санитарного состояния ЛПУ не реже 1 раза в квартал методом смывов, которые берутся на санитарно-показательную, а по эпидемическим показаниям – на патогенную и условно-патогенную флору. Для нейтрализации дезинфицирующих средств используются специальные химические вещества. Методика определения активности дезинфицирующих средств изложена в приложении 35.

Для оценки полноты и качества влажной дезинфекции в стационарах рекомендуется отбирать пробы из расчета не менее 1 пробы на 2 койки, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях – 1 пробы на 10 посещений в смену (приложение 3 к Приказу МЗ №254).

Об эффективности влажной дезинфекции судят по отсутствию в смывах санитарно-показательной и патогенной флоры. При контроле санитарного состояния централизованных стерилизационных допускается высев санитарно-показательной флоры не более 1% от общего числа отобранных смывов.

Бактериологический контроль качества работы дезинфекционных камер проводится ежемесячно с использованием специальных тест-объектов. Применяемые для приготовления тест-объектов культуры бактерий хранятся и воспроизводятся в музеях живых культур бактериологических отделов (отделений) СЭУ. Лаборатории ЛПУ, где имеется штатный врач (лаборант)-бактериолог, для проведения бактериологического контроля качества работы дезинфекционных камер получают готовые зараженные тесты-объекты из СЭУ.

Дезинфекция считается неудовлетворительной при обнаружении роста специфических микроорганизмов в посевах биотестов на питательные среды.

318. Бактериологический контроль эффективности стерилизационных мероприятий предусматривает обследование отделений стерилизации, проводимое специалистами СЭУ 1 раз в квартал. Исследование медицинских изделий на стерильность и определение микробного загрязнения воздушной среды в централизованной стерилизационной, осуществляется персоналом ЛПУ 1 раз в месяц и специалистами СЭУ 1 раз в квартал.

Бактериологический контроль работы паровых и воздушных стерилизаторов, проводимый на основе выявления гибели спор тест-культур, подразделяется на плановый контроль, самоконтроль, контроль по показаниям в процессе эксплуатации и контроль после монтажа и ремонта оборудования.

Применяемые для приготовления тест-объектов культуры бактерий хранятся и поддерживаются в музеях живых культур бактериологических отделов (отделений) СЭУ.

Показателями качественной работы стерилизаторов являются отсутствие роста микроорганизмов при посеве всех биотестов на питательные среды.

319. Бактериологический контроль стерильности в акушерских стационарах осуществляется персоналом ЛПУ 1 раз в месяц, специалистами СЭУ не реже 1 раза в квартал. Санитарно-бактериологические исследования объектов госпитальной среды проводятся по эпидемическим показаниям и усмотрению СЭУ (Приказ МЗ РФ от 26.11.1997 г. №345).

В акушерских стационарах обязательным дополнительно к ст.311 является бактериологический контроль подвергнутого пастеризации грудного молока, растворов для питья и масла для обработки кожи новорожденных, проводимый в целях установления общей бактериальной обсемененности, титра БГКП и наличия золотистого стафилококка. Взятие исследуемого материала производят как из комнат для сбора, пастеризации и хранения грудного молока, так и непосредственно из детских палат. Коли-титр пастеризованного грудного молока должен быть не ниже 11,1 см3, общее микробное число – не более 500, золотистый стафилококк должен отсутствовать в 1 мл. Растворы для питья новорожденных и масло для обработки кожи должны быть стерильными.

320. Бактериологический контроль санитарного состояния асептических отделений проводится персоналом лаборатории ЛПУ 1 раз в месяц, специалистами СЭУ 1 раз в квартал и по эпидемическим показаниям (МУ №28-6/15). В дополнение указанным методам обязательных микробиологических исследований осуществляется бактериологический контроль за состоянием аутофлоры кожи, обсемененности нательного и постельного белья больных и спецодежды персонала (допустимые уровни указаны в приложении 36).

Взятие проб методом отпечатков и доставка их в лабораторию производятся старшей медицинской сестрой отделения.

321. Бактериологический контроль санитарного состояния аптек осуществляется персоналом лаборатории ЛПУ не реже 1 раза в месяц, а специалистами СЭУ не реже 1 раза в квартал. Объектами бактериологических исследований являются: вода дистиллированная; инъекционные растворы до стерилизации; инъекционные растворы после стерилизации; глазные капли после стерилизации; глазные капли на стерильных основах; сухие лекарственные вещества для приготовления инъекционных растворов; аптечная посуда, пробки, прокладки, прочие вспомогательные материалы; инвентарь, оборудование, руки и специальная одежда персонала; воздушная среда (МУ №3182-84, Приказ МЗ №309 от 21.10.1997г.).

Бактериологический контроль воздушной среды и поверхностей в аптеках производится в соответствии со ст. 312-313. Содержание непатогенных микроорганизмов в лекарственных формах и дистиллированной воде не должно превышать значений, указанных в приложениях 37 и 38.

При исследовании аптечной посуды, пробок, прокладок, воронок, цилиндров количество мезофильных аэробов и факультативных анаэробов не должно быть более 150 колоний с 3 флаконов, 5 пробок, 5 прокладок (т.е. в 10 см3 смывной жидкости); БГКП не должны обнаруживаться.

Инвентарь, оборудование, руки и специальная одежда персонала аптек исследуется методом смывов; БГКП и золотистый стафилококк в смывах должны отсутствовать.

322. Бактериологический контроль условий заготовки и стерильности консервированной крови, ее компонентов и препаратов, консервированного костного мозга, кровезаменителей и консервирующих растворов производится лабораториями ЛПУ и СЭУ не реже 1 раза в квартал. Систематический отбор проб для исследования и доставка их в лабораторию осуществляется медицинским персоналом отделений переливания крови. Объектами бактериологического контроля являются пробы крови, ее компонентов и препаратов, костного мозга, кровезаменителей и консервирующих растворов; кожные покровы рук эксфузионистов и локтевые сгибы рук доноров; воздушная среда малых операционных и боксов; материалы, подвергнутые стерилизации (системы для заготовки крови, шприцы, иглы, инструменты, белье, перевязочные средства и т.п.).

Для бактериологического исследования консервированной крови отбираются 2% от общего числа заготовленных флаконов или 1% от общего числа использованных полимерных контейнеров. Если количество флаконов или полимерных контейнеров менее 100, то исследованию подвергается один образец.

При заготовке фибринолизной крови для бактериологического контроля берутся две пробы от каждого трупа (отдельно цельную и промывную) по 5 мл в пустые стерильные флаконы.

Консервированный костный мозг (донорский или кадаверный) отбирается для бактериологического исследования в количестве 3-5 мл от каждого образца.

Компоненты крови (эритроцитарная масса, плазма нативная концентрированная, криопреципитат и др.) отбираются для бактериологического исследования в отдельные сухие стерильные флаконы в количестве не менее 5 мл в начале, середине и конце работы производственного бокса; полимерные контейнеры исследуются выборочно – 1% от общего числа заготовленных емкостей.

Препараты крови (растворы альбумина, протеин, плазмол, фибриноген и др.) контролируются в процессе стерилизующей фильтрации и розлива. Для исследования берутся в стерильные сухие флаконы по 5 мл в начале, середине и конце розлива. При розливе препаратов до окончания бактериологического контроля стерильности высушенной продукции необходимо оставлять удвоенное количество образцов разлитого и герметически упакованного препарата, которые исследуются при выяснении причин инфицирования высушенного препарата.

Тромбин в мелкой фасовке должен отбираться для бактериологического контроля по два флакона (ампулы) от кассеты; губка гемостатическая и биологический антисептический тампон – 2% от серии; кровезаменители и консервирующие растворы, пленка фибринная изогенная и сыворотка стерилизованная "Ф" – не менее 3 образцов из различных мест парового стерилизатора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...